Рыжеватая Неудача
Рыжеватая Неудача
ОТЧЕГО Меркнут Свечки
Тогда почему столько жалоб на досрочные отказы свеч? И не только лишь дешевых наших, которые и заменить-то в российских агрегатах пара пустяков, а дорогих иномарочных, для подмены которых на другой машине приходится разобрать чуть не полмотора.

ПРИСАДКИ-ДИВЕРСАНТЫ
Для роста октанового числа бензина в него добавляют антидетонаторы. Самый действенный - тетраэтилсвинец (ТЭС). Всего два стакана этиловой воды - и из тонны бензина АИ-80 выходит тонна АИ-95. Но как ни заманчива такая рационализация, соединения свинца только ядовиты (не напрасно этилированный бензин окрашен) - создание отравы свернуто. Не считая вреда нашему здоровью, свинец смертелен для каталитических нейтрализаторов современных автомобилей.
Освободившуюся нишу заполнили экологически более незапятнанные добавки: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), железосодержащие присадки на базе хим соединения, именуемого ферроценом. Последние очень любимы нерадивыми (а тотчас и нелегальными) производителями бензинов. Эффективность присадок очень высока (до 60% от ТЭС), они недороги, просто растворяются в бензине. И все бы отлично, но передозировка "железа" вызывает красноватый налет на изоляторах электродов.
В погоне за барышом топливные махинаторы щедро "делают лучше" низкооктановый бензин. У автомобилистов, напоровшихся на такое зелье, начинаются трудности. Поначалу изолятор центрального электрода приобретает броский кирпичный цвет. Позднее он темнеет до бурого с темными включениями. Отныне полностью исправный движок начинает хандрить: понижаются разгонная динамика и наибольшая скорость машины, увеличивается расход горючего, потому что свечки перестают часто воспламенять горючую смесь. В общем, здесь есть что проверить.

ПРОВЕРИМ "НА Для себя"!
Для теста взяли российские свечки А17ДВРМ (производства энгельсского и уфимского заводов) и несколько привезенных из других стран - от самых именитых производителей. Исправность каждой проверили в лаборатории (в согласовании с ОСТ 37.003.081-98). Все изделия просто уложились в нормы: чутко реагировали на импульсы тока, выдавая устойчивый разряд, а пробоев по изолятору центрального электрода не было и в помине. Термическим чертам свеч (калильному числу) поверили, положившись на слово производителей.
Сейчас к движку. Пред нами мотор VAZ 2106. Состояние - бодрячок. Не так давно прошел обкатку и полностью готов к работе на динамометрическом щите кафедры "Авто и тракторные движки" МГТУ "МАМИ".
Добавив к бензину АИ-80 тройную дозу "стальной" присадки, "довели" его до "92-го" (замесить "левый" бензин можно в хоть какой бочке - была бы присадка). На 1-ый взор вышло отлично! Движок даже при полных нагрузках не показал и мельчайшей склонности к детонации. Но далековато ли можно уехать на таком бензине?
Режим "езды" - в "горку", на максимуме вращающего момента (3000 об/мин, дроссель стопроцентно открыт). Свечки А17ДВРМ сначала работали без сбоев. Но через 10 часов вращающий момент мотора с 12 кгс.м сполз до 7-8. Излишек присадки вызвал бурый налет на изоляторе центрального электрода - это отложения окиси железа, которые провоцируют утечку искры по "заржавелому", ставшему токопроводным, изолятору (фото 1).
Может, завезенные из других стран свечки устойчивей русских?
Пробуем одну, обыденную. Выдержала восемь часов. 2-ая, "платиновая" - чуток меньше 10. А вот и дорогой "паук" - четырехэлектродный. 1-ые признаки недомогания появились через 6 часов, а к восьмому - сбои в работе мотора.
Разумеется, дело не в "фирменности" свеч. Передозировка "стального" антидетонатора идиентично убийственна и для дешевенькой, и для дорогой свечки!
Темная КОШКА В Черной КОМНАТЕ
Попробовали проследить утечки искры в барокамере. Итог обременил задачей: все свечки, остыв, проявили соответствие требованиям ОСТа и, что еще увлекательнее, отсутствие пробоев по рыжеватому изолятору! Удивительно!
Опять ввертываем их в движок и выводим его на номинальную мощность (5400 об/мин). Сбои возобновились, лишь на сей раз время применимой работы сократилось в среднем до 4 часов. Сейчас свечки осматривали жаркими - и каверза нашлась. На рыжеватых изоляторах появились темные полосы. Ларчик открылся просто: чем выше температура в цилиндрах (читай, нагрузка на движок), тем резвее "заржавелая" окись восстанавливалась в незапятнанное железо, другими словами в хороший проводник. Стремительно перебрасываем отказавшие свечки из мотора в барокамеру. Уже при маленьких лишних давлениях (4-6 кгс/см2) искровой разряд, минуя электроды, скользил к корпусу свечки по темной полоске на изоляторе. Но через 5-10 минут "отдыха" при выключенном движке дорожка-проводник окислялась, исчезала и работоспособность свечки восстанавливалась. Как будто "плавающий" недостаток.
КАКИЕ ВЫВОДЫ?
Потому что без помощи других найти, сколько присадок вбухали в бензин, вы не способен, остается выбирать "правильные" заправки и возить запасные свечки. И, в конце концов, самое любознательное.
Если автомобиль может работать без детонации на "92-м" бензине, остерегайтесь лить в него "95-й". В нем "стальных" присадок возможно окажется в два раза больше. А для российскей техники это справедливо вдвойне. Угробить ее "92-м" бензином куда труднее, чем "95-м". Так.
Излишек "стального" антидетонатора уравнял и дешевенькие, и дорогие свечки. По черным полоскам на рыжеватом изоляторе искра стекает на "массу", минуя искровой просвет: а - свечки А17ДВРМ и RN9YC (CHAMPION); б - свечки WR 7 DP PLATINUM (BOSCH), платиновый электрод так же бессилен, как и стандартный; в - боковые электроды WR 78 SUPER 4 (BOSCH) не затеняют искру от камеры сгорания, но меж электродами ее нет.
Даже при передозировке ферроцена комбинированные свечки полностью работоспособны: а - EYQUEM RFC 58 LS 3 (VALIO, Франция): искра скользит по поверхности изолятора (0,6 мм), преодолевая воздушный просвет всего в 0,5 мм; б - экспериментальная свеча Райкова из НАМИ с 2-мя электродами массы - стандартным и боковым. Искра сама выбирает путь зависимо от нагрузки мотора либо проводимости изолятора - по полосы меньшего сопротивления пробою.