НУ ВОТ, Пропала ДРОЖЬ В РУКАХ
НУ ВОТ, Пропала ДРОЖЬ В РУКАХ
ДИЗЕЛЬНАЯ "ЧЕТВЕРКА"
VAZ 21045
Изготовитель: АВТОВАЗ
Год выпуска: 2000
В эксплуатации "ЗА РУЛЕМ":
с мая 2000
Пробег на момент отчета: 125 тыс. км
Прошлые публикации в журнальчике:
2000, № 7, 11; 2001, № 1, 4, 9;
2002, № 1, 7; 2003, № 2, 4, 7
ВАЗ-21045
Это был 1-ый легковой дизель нашего автопарка. Как всякий первенец, он доставил много морок. Но сейчас, готовя финишный отчет об эксплуатации VAZ 21045, мы испытываем легкую грусть - под окнами редакции больше не тарахтит баклажановый универсал, оповещая коллег: "Сачков домой поехал!". Первенец - это ведь не только лишь заботы, да и радости...
В сентябре ему "ударило" 120 тыщ: до ресурса, заявленного производителем, оставалось всего 5000 км. Означает, пора собираться в Барнаул, на родину мотора ВАЗ-341, чтоб подвергнуть его полной ревизии. Дорогой как раз наберем недостающий пробег.
4 НА 4
Четыре денька - и вот мы за четыре тыщи км от дома. Дорога в Алтайский край "четверке" знакома. Еще в молодости она первой из редакционных машин проложила путь на восток.
Благоразумно не соревнуясь с торопливыми "десятками", победили европейскую часть, подкоптили уральское небо (на затяжных подъемах мотор без полной подачи горючего скисал), а на сибирских просторах вышли в фавориты (наших 100-110 км/ч довольно - тут как-то не принято лихачить).
Правда, на этот раз путь оказался чуток длиннее - лишняя сотка км в объезд ремонтируемой тольяттинской плотины через Волгу.
Бежать по торенной дорожке дизелю было проще - общая средняя скорость без учета обеденных пауз составила 85,9 км/ч, что практически на 5 км/ч выше результата 3-х летней давности. И это при практически постоянном аппетите - расход горючего от Москвы до Барнаула составил 7,2 л/100 км. Выходит, за 100 с излишним тыщ мотор не растерял сил. Вобщем, это личная оценка, а конкретные свойства получим на заводе.
6 ИЗ 36,5
На этом самом щите "гоняли" только-только собранный движок сначала 2000 года - тогда "Барнаултрансмаш" выпустил первую тыщу дизелей ВАЗ-341. На заводе хранят данные питомцев: поднимаем дело № 897, это номер нашего мотора... Мощность, которую он показал "во младенчестве", - 36,5 кВт. А сейчас?
Ресурсный пробег, очевидно, не прошел даром - мотор выдал 34,3 кВт. Вобщем, это всего на 6% меньше исходной величины - совершенно недурно!
Результаты измерений приведены в таблице, а нам пора приступать к операции, которую и инженеры, и врачи называют идиентично. Несколько часов - и движок разложен по косточкам.
Осмотр с пристрастием начали с главной Ремонт и эксплуатация - блока цилиндров. Напомним, что блок, поршни и кольца отходили не весь срок. На 35-й тыще кольцо разбило канавку в поршне и натерло ямку в цилиндре (о причине - ниже); вышедшие из строя Ремонт и эксплуатация меняли по гарантии. Второму блоку подфартило больше - на стенах цилиндров отлично видны следы хона. Беря во внимание, что глубина хонингования в среднем 5 мкм, а блок посылают в ремонт при износе 0,15 мм (75 мкм по радиусу), этой Ремонт и эксплуатация суждена еще очень долгая жизнь. Если, естественно, с поршнями все будет нормально...
Дизельный поршень испытывает куда огромные нагрузки, чем бензиновый. Область вокруг канавки первого компрессионного кольца нуждается в упрочнении. На поршнях ВАЗ-341 ее переплавляют: электрическим лучом заносят добавки, которые усиливают стойкость к нагрузкам. 1-ый набор поршней оказался бракованным, канавка и зона переплава не совпали - вот и причина капремонта на 35-й тыще. Как досадно бы это не звучало, не нас одних поняла эта беда...
Тогда завод выполнил гарантийный ремонт мотора. Новые поршни, прослужив 90 тыщ, остались в хорошем состоянии, хотя на одном канавка несколько износилась - зазор меж стеной и кольцом 0,35 мм при допустимом 0,3 мм. Спецы представили, что поршня хватило бы еще тыщ на 50, другими словами заявленный ресурс поршневая группа отработает. Завезенные из других стран кольца "Шоттле" прошли ревизию без замечаний.
Кстати, после того варианта завод усовершенствовал технологию производства поршня, увеличив глубину проплава. А сейчас в Барнауле испытывают совершенно новые поршни: в зоне первого кольца у их упрочняющая вставка, которая сводит риск брака к минимуму. Не считая того, есть выработки по другой форме поршня: конструкторы обещают понизить расход масла до уровня бензиновых агрегатов.
Наш дизель просил приблизительно 0,3 л моторного масла на 1000 км; ВАЗ допускает 0,6 л, хотя на практике этот расход смотрится чрезмерным. Проявление дизельного аппетита - выброс масла в воздушный фильтр через шланг вентиляции картера: у нас при "допустимом" расходе картонный элемент через 5 тыщ уже воспринимал масляные ванны.
Рады сказать, что и эту детскую болезнь дизеля завод вылечил - шланг вывели за фильтр. Расход этим, естественно, не уменьшить, но, по последней мере, элемент не мучается, а обладателя не стращает лужа масла в "кастрюле".
Коленчатый вал, вкладыши, упрямые полукольца честно прослужили все 125 тыщ. Более того - размеры деталей и сейчас укладываются в чертежные допуски, так что их смело можно отправлять на участок сборки новых движков. То же самое относится к распредвалу и толкателям.
Как досадно бы это не звучало, настолько приятную картину подпортила головка блока цилиндров (ГБЦ): направляющие втулки оказались изношены, зазоры меж ними и клапанами составляли в нижней части до 0,2 мм. Управление по ремонту разрешает "вытерпеть" до 0,3 мм, так что припас у нас еще был - вопрос, какой?
Может быть, в неважном состоянии втулок есть и наша вина: мы приехали в Барнаул с "никакими" термическими зазорами, клапаны были "зажаты". Привыкнув, что дизель с его конкретным приводом клапанов а-ля "Самара" только время от времени просит регулировки, мы провели ее сначала эксплуатации, позже на 35-й и 70-й тыще и... расслабились, тем паче что больше одной-двух шайб поменять не приходилось.
Еще одним слабеньким местом в дизеле оказалась прокладка меж головкой и блоком. Незадолго до разборки движок стал перенагреваться, а в расширительном бачке появились пузырьки. Негерметичность газового стыка диагностировали правильно - после подмены прокладки все возвратилось в норму. Отметим, что ее пробой - не единичный случай, а еще одна детская болезнь ВАЗ-341. Дело в том, что дизелю нужны собственные болты ГБЦ, с огромным усилием затяжки. До некого времени они были унифицированы с бензиновыми моторами переднеприводных моделей: время от времени усилия не хватало и прокладки начинали пропускать. На сегодняшних моторах блок и головку стягивают особые дизельные болты - их реально отличить по особенной головке.
Масляный насос, исправно отработавший полный ресурс, несложно спутать с новым. А в подшипнике насоса системы остывания появился маленький свободный ход - лучше поменять, чтобы не испытывать судьбу. Правда, не всякая "жигулевская" помпа (узел для дизеля отличается только огромным поперечником крыльчатки) выхаживает положенный ресурс.
Топливная аппаратура "Бош" вопреки уверениям скептиков ("нежную плунжерную пару сгубит русская "соляра", деликатные регулировки падут под пятой российского сервиса") отработала 125 тыщ на "отлично". Ревизия на 100-й тыще, выполненная мастерами фирменного сервиса, это подтвердила. Они только профилактически поменяли ролики ТНВД (топливного насоса высочайшего давления).
К форсункам и ТНВД идеальнее всего использовать принцип: не мешай машине работать! Судите сами: в одном очень именитом институте нам предлагали заплатить 250 баксов за подмену распылителей всех форсунок и регулировку ТНВД - мол, "оно уже подстукивает". Было это 100 тыщ км тому вспять, а аппаратура все работает... В один прекрасный момент нам попробовали отрегулировать дымность на щите - в итоге мотор закончил тянуть. Еще бы - все его силы уходили, чтоб пропихнуть через глушитель страшные порции сажи... В Барнаул мы приехали с ошибочно отрегулированным углом опережения впрыска горючего и перетянутыми форсунками - очередной итог неправильной работы сервисменов...
Естественно, время от времени подкрутить гаечки и винтики ТНВД полезно - нам, к примеру, приходилось наращивать обороты холостого хода в горячую погоду, по другому мотор останавливался при резком сбросе газа. Как подрегулировать дымность "строго на глаз", мы ведали. Как поменять форсунку - тоже, работа не из сложных. Но в целом единожды отрегулированная аппаратура в вашем вмешательстве не нуждается. Даже легкое постукивание форсунки не повод для беспокойства - само пройдет, когда вы угостите машину неплохим топливом.
Насчет "нехороший соляры": за три с половиной года мы всего два раза нарвались на откровенно нехорошее горючее, когда мотор переставал тянуть и непринципиально пускался. Ценой 1-го отравления стала форсунка - прямо на челябинской улице мы ее поменяли, а снятую потом перебрали (пардон, прямо в подвале редакции) и с того времени возили с собой как запчасть.
О подвесном оборудовании гласить особо нечего - генератор тот же, что на бензиновой "классике", и вел себя прогнозируемо. Уникальный узел - вакуумный насос - отработал весь срок без замечаний.
ПЛЮС 16-17
Дизельная модификация хоть какого автомобиля дороже бензиновой. Но благодаря наименьшему расходу горючего разницу удается окупить. Как стремительно? Мы повсевременно наблюдали за ценами бензина и дизтоплива, считали средний расход - наш и аналогов, VAZ 21043 из редакционного автохозяйства. Дизельная "четверка" вышла в ноль при пробеге 76 тыс. км. К 125-й тыще она принесла, так сказать, незапятанной прибыли больше 16 тыщ рублей. Пусть невелика выгода, но это полностью реальные Энциклопедия грузовых автомобилей, которые остались в кармашке! Кстати, сейчас, когда разница в стоимости бензина и дизтоплива выросла до 2 рублей, "40 5-ая" окупается в два раза резвее!
Вы же не учли, произнесет въедливый читатель, излишние литры недешевого масла, поглощенные дизелем. В ответ можно напомнить про наименьшую трудозатратность ТО (долой регулировку зажигания, зазоров в свечках, даже клапанов каждые 10 тыщ). Вобщем, есть четкие данные - вот график расходов на эксплуатацию VAZ 21045 (см. рис.). Без учета дизтоплива каждый километр обошелся нам в 41 копейку - совершенно хорошо для всех "жигулей" при таком пробеге!
В общем, дизель по правде оказался "малобюджетным", подтвердив свою репутацию. За это дизельные моторы и ценят в мире; возлагаем надежды, распробуют и у нас.
* * *
Дизель сделал свое дело, дизель может уходить: автомобиль отработал ресурс и списан из автопарка ЗР. Результаты на этом продолжительном тесте он показал не выдающиеся, не красивые - в целом просто хорошие. Но почему-либо жаль, что 125 тыщ и три с половиной года уже сзади...
Движок ВАЗ-341 ПОСЛЕ ПРОБЕГА 125 ТЫС. КМ:
1 - блок цилиндров; 2 - головка блока; 3 - распредвал и Ремонт и эксплуатация привода клапанов; 4 - насос системы остывания; 5 - ТНВД; 6 - клапаны; 7 - прокладка ГБЦ (газового стыка); 8 - форсунки; 9 - поршневые кольца; 10 - масляный насос; 11 - поршни; 12 - шатуны и шатунные подшипники; 13 - коленвал и коренные подшипники; 14 - вакуумный насос. Зеленоватый цвет: узел прошел 125 тыс. км без замечаний и готов к предстоящей службе (3, 5, 8, 10, 12, 13, 14). Желтоватый - ресурс пройден, но перед предстоящим внедрением требуется ремонт (2, 4, 6). Красноватый - деталь пришлось подменять в процессе использования (1, 7, 9, 11).
ЗА И ПРОТИВ ДИЗЕЛЬНОЙ "ЧЕТВЕРКИ"
(шпаргалка покупателя)
Главное достоинство - экономичность, но рассчитываться приходится худшей, чем у бензинового автомобиля, динамикой. С другой стороны, мотор почти во всем "удобнее" на ходу, в особенности если изучить его нрав. К примеру, ровнее тяга, не нужен "подсос". Кстати, благодаря прибыльной характеристике вращающего момента на дизельной "четверке" проще и безопаснее ездить по зимним дорогам (отмечено профессионалами ЗР). Как досадно бы это не звучало, зимой же вас могут подстерегать трудности с запуском - ниже минус 20 автомобиль заводился без охоты. Дизель больше шумит на холостом ходу, но на скорости вы чуть ли отличите его рокот от бензинового собрата. Очередной аргумент "за" не настолько ценится в Рф: дизельная "четверка" выполнила нормы Евро II.
Мотор не очень надежен? Как досадно бы это не звучало, это было, но изготовитель вылечил детские заболевания, модернизирует конструкцию. К огорчению, сервис совсем не готов обслуживать и чинить дизель - утешением может служить простота и ремонтопригодность конструкции, надежность ввезенной топливной аппаратуры.
Дизельные "четверки" сейчас в недостатке. Их будет выпускать "Ижмаш" - намечена программка до 5 тыщ машин в год. Вобщем, этот недочет VAZ 21045 - малый тираж - сейчас просто поправить самим потребителям, создав спрос...
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ РЕДАКЦИОННОГО
ДИЗЕЛЯ НА ЗАВОДСКОМ Щите
Новый Пробег
мотор 125 тыс. км
Мощность при 4500 об/мин, кВт 36,5 34,3
Момент при 2500 об/мин, Н.м 88 83,5
ТАК Вылечивали ДЕТСКИЕ Заболевания ДИЗЕЛЯ ВАЗ-341:
а - на неких первых моторах стремительно изнашивались упрямые полукольца. Коленвал получал "свободу" в продольном направлении. Делему посодействовала снять конструкция с 4-мя полукольцами;
б - черный участок вокруг канавки первого кольца - упрочняющий переплав. Тут его участок мал, канавка будет разбита. На сегодняшних поршнях зона переплава увеличена - показана пунктиром;
в - особые "дизельные" болты крепления ГБЦ (справа) с огромным пределом текучести повысили надежность газового стыка. Они "крепче" притягивают головку к блоку. Может быть, на будущих моторах будет изменена и прокладка;
г - через шланг вентиляции в воздушный фильтр попадало масло. После модернизации оно минует "кастрюлю", поступая сходу во впускной трубопровод.
В конце 2000-го "четверка" совместно с дизельной "Волгой" наведалась в гости к родителям в Тольятти и Н. Новгород (ЗР, 2001, № 1).
При восстановлении мотора головка востребует ремонта: придется поменять направляющие втулки клапанов. Фаски клапанов и седла нуждаются в шлифовке.
Топливная аппаратура "Бош" готова отработать очередной ресурс.
Ранешней весной 2001 года после капремонта мы обкатали машину в качестве такси (ЗР, 2001, № 4).
Издержки на сервис и ремонт VAZ 21045 без учета расходов на горючее. Наибольшие "ступени" появились в итоге покупки шин, но не ремонта мотора!
В отпускной сезон-2001 два дизеля - "четверка" и "Волга" - махнули на юг (ЗР, 2001, № 9). Это только несколько страничек редакционной биографии VAZ 21045...
...Которая завершилась там же, где и началась - в Барнауле, на родине дизельного мотора ВАЗ-341. г.
ДИЗЕЛЬНАЯ "ЧЕТВЕРКА"
VAZ 21045
Изготовитель: АВТОВАЗ
Год выпуска: 2000
В эксплуатации "ЗА РУЛЕМ":
с мая 2000
Пробег на момент отчета: 125 тыс. км
Прошлые публикации в журнальчике:
2000, № 7, 11; 2001, № 1, 4, 9;
2002, № 1, 7; 2003, № 2, 4, 7

В сентябре ему "ударило" 120 тыщ: до ресурса, заявленного производителем, оставалось всего 5000 км. Означает, пора собираться в Барнаул, на родину мотора ВАЗ-341, чтоб подвергнуть его полной ревизии. Дорогой как раз наберем недостающий пробег.
4 НА 4
Четыре денька - и вот мы за четыре тыщи км от дома. Дорога в Алтайский край "четверке" знакома. Еще в молодости она первой из редакционных машин проложила путь на восток.
Благоразумно не соревнуясь с торопливыми "десятками", победили европейскую часть, подкоптили уральское небо (на затяжных подъемах мотор без полной подачи горючего скисал), а на сибирских просторах вышли в фавориты (наших 100-110 км/ч довольно - тут как-то не принято лихачить).
Правда, на этот раз путь оказался чуток длиннее - лишняя сотка км в объезд ремонтируемой тольяттинской плотины через Волгу.
Бежать по торенной дорожке дизелю было проще - общая средняя скорость без учета обеденных пауз составила 85,9 км/ч, что практически на 5 км/ч выше результата 3-х летней давности. И это при практически постоянном аппетите - расход горючего от Москвы до Барнаула составил 7,2 л/100 км. Выходит, за 100 с излишним тыщ мотор не растерял сил. Вобщем, это личная оценка, а конкретные свойства получим на заводе.
6 ИЗ 36,5
На этом самом щите "гоняли" только-только собранный движок сначала 2000 года - тогда "Барнаултрансмаш" выпустил первую тыщу дизелей ВАЗ-341. На заводе хранят данные питомцев: поднимаем дело № 897, это номер нашего мотора... Мощность, которую он показал "во младенчестве", - 36,5 кВт. А сейчас?
Ресурсный пробег, очевидно, не прошел даром - мотор выдал 34,3 кВт. Вобщем, это всего на 6% меньше исходной величины - совершенно недурно!
Результаты измерений приведены в таблице, а нам пора приступать к операции, которую и инженеры, и врачи называют идиентично. Несколько часов - и движок разложен по косточкам.
Осмотр с пристрастием начали с главной Ремонт и эксплуатация - блока цилиндров. Напомним, что блок, поршни и кольца отходили не весь срок. На 35-й тыще кольцо разбило канавку в поршне и натерло ямку в цилиндре (о причине - ниже); вышедшие из строя Ремонт и эксплуатация меняли по гарантии. Второму блоку подфартило больше - на стенах цилиндров отлично видны следы хона. Беря во внимание, что глубина хонингования в среднем 5 мкм, а блок посылают в ремонт при износе 0,15 мм (75 мкм по радиусу), этой Ремонт и эксплуатация суждена еще очень долгая жизнь. Если, естественно, с поршнями все будет нормально...
Дизельный поршень испытывает куда огромные нагрузки, чем бензиновый. Область вокруг канавки первого компрессионного кольца нуждается в упрочнении. На поршнях ВАЗ-341 ее переплавляют: электрическим лучом заносят добавки, которые усиливают стойкость к нагрузкам. 1-ый набор поршней оказался бракованным, канавка и зона переплава не совпали - вот и причина капремонта на 35-й тыще. Как досадно бы это не звучало, не нас одних поняла эта беда...
Тогда завод выполнил гарантийный ремонт мотора. Новые поршни, прослужив 90 тыщ, остались в хорошем состоянии, хотя на одном канавка несколько износилась - зазор меж стеной и кольцом 0,35 мм при допустимом 0,3 мм. Спецы представили, что поршня хватило бы еще тыщ на 50, другими словами заявленный ресурс поршневая группа отработает. Завезенные из других стран кольца "Шоттле" прошли ревизию без замечаний.
Кстати, после того варианта завод усовершенствовал технологию производства поршня, увеличив глубину проплава. А сейчас в Барнауле испытывают совершенно новые поршни: в зоне первого кольца у их упрочняющая вставка, которая сводит риск брака к минимуму. Не считая того, есть выработки по другой форме поршня: конструкторы обещают понизить расход масла до уровня бензиновых агрегатов.
Наш дизель просил приблизительно 0,3 л моторного масла на 1000 км; ВАЗ допускает 0,6 л, хотя на практике этот расход смотрится чрезмерным. Проявление дизельного аппетита - выброс масла в воздушный фильтр через шланг вентиляции картера: у нас при "допустимом" расходе картонный элемент через 5 тыщ уже воспринимал масляные ванны.
Рады сказать, что и эту детскую болезнь дизеля завод вылечил - шланг вывели за фильтр. Расход этим, естественно, не уменьшить, но, по последней мере, элемент не мучается, а обладателя не стращает лужа масла в "кастрюле".
Коленчатый вал, вкладыши, упрямые полукольца честно прослужили все 125 тыщ. Более того - размеры деталей и сейчас укладываются в чертежные допуски, так что их смело можно отправлять на участок сборки новых движков. То же самое относится к распредвалу и толкателям.
Как досадно бы это не звучало, настолько приятную картину подпортила головка блока цилиндров (ГБЦ): направляющие втулки оказались изношены, зазоры меж ними и клапанами составляли в нижней части до 0,2 мм. Управление по ремонту разрешает "вытерпеть" до 0,3 мм, так что припас у нас еще был - вопрос, какой?
Может быть, в неважном состоянии втулок есть и наша вина: мы приехали в Барнаул с "никакими" термическими зазорами, клапаны были "зажаты". Привыкнув, что дизель с его конкретным приводом клапанов а-ля "Самара" только время от времени просит регулировки, мы провели ее сначала эксплуатации, позже на 35-й и 70-й тыще и... расслабились, тем паче что больше одной-двух шайб поменять не приходилось.
Еще одним слабеньким местом в дизеле оказалась прокладка меж головкой и блоком. Незадолго до разборки движок стал перенагреваться, а в расширительном бачке появились пузырьки. Негерметичность газового стыка диагностировали правильно - после подмены прокладки все возвратилось в норму. Отметим, что ее пробой - не единичный случай, а еще одна детская болезнь ВАЗ-341. Дело в том, что дизелю нужны собственные болты ГБЦ, с огромным усилием затяжки. До некого времени они были унифицированы с бензиновыми моторами переднеприводных моделей: время от времени усилия не хватало и прокладки начинали пропускать. На сегодняшних моторах блок и головку стягивают особые дизельные болты - их реально отличить по особенной головке.
Масляный насос, исправно отработавший полный ресурс, несложно спутать с новым. А в подшипнике насоса системы остывания появился маленький свободный ход - лучше поменять, чтобы не испытывать судьбу. Правда, не всякая "жигулевская" помпа (узел для дизеля отличается только огромным поперечником крыльчатки) выхаживает положенный ресурс.
Топливная аппаратура "Бош" вопреки уверениям скептиков ("нежную плунжерную пару сгубит русская "соляра", деликатные регулировки падут под пятой российского сервиса") отработала 125 тыщ на "отлично". Ревизия на 100-й тыще, выполненная мастерами фирменного сервиса, это подтвердила. Они только профилактически поменяли ролики ТНВД (топливного насоса высочайшего давления).
К форсункам и ТНВД идеальнее всего использовать принцип: не мешай машине работать! Судите сами: в одном очень именитом институте нам предлагали заплатить 250 баксов за подмену распылителей всех форсунок и регулировку ТНВД - мол, "оно уже подстукивает". Было это 100 тыщ км тому вспять, а аппаратура все работает... В один прекрасный момент нам попробовали отрегулировать дымность на щите - в итоге мотор закончил тянуть. Еще бы - все его силы уходили, чтоб пропихнуть через глушитель страшные порции сажи... В Барнаул мы приехали с ошибочно отрегулированным углом опережения впрыска горючего и перетянутыми форсунками - очередной итог неправильной работы сервисменов...
Естественно, время от времени подкрутить гаечки и винтики ТНВД полезно - нам, к примеру, приходилось наращивать обороты холостого хода в горячую погоду, по другому мотор останавливался при резком сбросе газа. Как подрегулировать дымность "строго на глаз", мы ведали. Как поменять форсунку - тоже, работа не из сложных. Но в целом единожды отрегулированная аппаратура в вашем вмешательстве не нуждается. Даже легкое постукивание форсунки не повод для беспокойства - само пройдет, когда вы угостите машину неплохим топливом.
Насчет "нехороший соляры": за три с половиной года мы всего два раза нарвались на откровенно нехорошее горючее, когда мотор переставал тянуть и непринципиально пускался. Ценой 1-го отравления стала форсунка - прямо на челябинской улице мы ее поменяли, а снятую потом перебрали (пардон, прямо в подвале редакции) и с того времени возили с собой как запчасть.
О подвесном оборудовании гласить особо нечего - генератор тот же, что на бензиновой "классике", и вел себя прогнозируемо. Уникальный узел - вакуумный насос - отработал весь срок без замечаний.
ПЛЮС 16-17
Дизельная модификация хоть какого автомобиля дороже бензиновой. Но благодаря наименьшему расходу горючего разницу удается окупить. Как стремительно? Мы повсевременно наблюдали за ценами бензина и дизтоплива, считали средний расход - наш и аналогов, VAZ 21043 из редакционного автохозяйства. Дизельная "четверка" вышла в ноль при пробеге 76 тыс. км. К 125-й тыще она принесла, так сказать, незапятанной прибыли больше 16 тыщ рублей. Пусть невелика выгода, но это полностью реальные Энциклопедия грузовых автомобилей, которые остались в кармашке! Кстати, сейчас, когда разница в стоимости бензина и дизтоплива выросла до 2 рублей, "40 5-ая" окупается в два раза резвее!
Вы же не учли, произнесет въедливый читатель, излишние литры недешевого масла, поглощенные дизелем. В ответ можно напомнить про наименьшую трудозатратность ТО (долой регулировку зажигания, зазоров в свечках, даже клапанов каждые 10 тыщ). Вобщем, есть четкие данные - вот график расходов на эксплуатацию VAZ 21045 (см. рис.). Без учета дизтоплива каждый километр обошелся нам в 41 копейку - совершенно хорошо для всех "жигулей" при таком пробеге!
В общем, дизель по правде оказался "малобюджетным", подтвердив свою репутацию. За это дизельные моторы и ценят в мире; возлагаем надежды, распробуют и у нас.
* * *
Дизель сделал свое дело, дизель может уходить: автомобиль отработал ресурс и списан из автопарка ЗР. Результаты на этом продолжительном тесте он показал не выдающиеся, не красивые - в целом просто хорошие. Но почему-либо жаль, что 125 тыщ и три с половиной года уже сзади...
Движок ВАЗ-341 ПОСЛЕ ПРОБЕГА 125 ТЫС. КМ:
1 - блок цилиндров; 2 - головка блока; 3 - распредвал и Ремонт и эксплуатация привода клапанов; 4 - насос системы остывания; 5 - ТНВД; 6 - клапаны; 7 - прокладка ГБЦ (газового стыка); 8 - форсунки; 9 - поршневые кольца; 10 - масляный насос; 11 - поршни; 12 - шатуны и шатунные подшипники; 13 - коленвал и коренные подшипники; 14 - вакуумный насос. Зеленоватый цвет: узел прошел 125 тыс. км без замечаний и готов к предстоящей службе (3, 5, 8, 10, 12, 13, 14). Желтоватый - ресурс пройден, но перед предстоящим внедрением требуется ремонт (2, 4, 6). Красноватый - деталь пришлось подменять в процессе использования (1, 7, 9, 11).
ЗА И ПРОТИВ ДИЗЕЛЬНОЙ "ЧЕТВЕРКИ"
(шпаргалка покупателя)
Главное достоинство - экономичность, но рассчитываться приходится худшей, чем у бензинового автомобиля, динамикой. С другой стороны, мотор почти во всем "удобнее" на ходу, в особенности если изучить его нрав. К примеру, ровнее тяга, не нужен "подсос". Кстати, благодаря прибыльной характеристике вращающего момента на дизельной "четверке" проще и безопаснее ездить по зимним дорогам (отмечено профессионалами ЗР). Как досадно бы это не звучало, зимой же вас могут подстерегать трудности с запуском - ниже минус 20 автомобиль заводился без охоты. Дизель больше шумит на холостом ходу, но на скорости вы чуть ли отличите его рокот от бензинового собрата. Очередной аргумент "за" не настолько ценится в Рф: дизельная "четверка" выполнила нормы Евро II.
Мотор не очень надежен? Как досадно бы это не звучало, это было, но изготовитель вылечил детские заболевания, модернизирует конструкцию. К огорчению, сервис совсем не готов обслуживать и чинить дизель - утешением может служить простота и ремонтопригодность конструкции, надежность ввезенной топливной аппаратуры.
Дизельные "четверки" сейчас в недостатке. Их будет выпускать "Ижмаш" - намечена программка до 5 тыщ машин в год. Вобщем, этот недочет VAZ 21045 - малый тираж - сейчас просто поправить самим потребителям, создав спрос...
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ РЕДАКЦИОННОГО
ДИЗЕЛЯ НА ЗАВОДСКОМ Щите
Новый Пробег
мотор 125 тыс. км
Мощность при 4500 об/мин, кВт 36,5 34,3
Момент при 2500 об/мин, Н.м 88 83,5
ТАК Вылечивали ДЕТСКИЕ Заболевания ДИЗЕЛЯ ВАЗ-341:




В конце 2000-го "четверка" совместно с дизельной "Волгой" наведалась в гости к родителям в Тольятти и Н. Новгород (ЗР, 2001, № 1).
При восстановлении мотора головка востребует ремонта: придется поменять направляющие втулки клапанов. Фаски клапанов и седла нуждаются в шлифовке.
Топливная аппаратура "Бош" готова отработать очередной ресурс.
Ранешней весной 2001 года после капремонта мы обкатали машину в качестве такси (ЗР, 2001, № 4).
Издержки на сервис и ремонт VAZ 21045 без учета расходов на горючее. Наибольшие "ступени" появились в итоге покупки шин, но не ремонта мотора!
В отпускной сезон-2001 два дизеля - "четверка" и "Волга" - махнули на юг (ЗР, 2001, № 9). Это только несколько страничек редакционной биографии VAZ 21045...
...Которая завершилась там же, где и началась - в Барнауле, на родине дизельного мотора ВАЗ-341. г.