КАК ГУЛЯЮТ РУКИ ПО Рулю
КАК ГУЛЯЮТ РУКИ ПО Рулю
БАРАНКИ В УПАКОВКЕ
Расположить кнопки на руле - дело нехитрое. Неувязка - соединить провода во вращающемся управляющем колесе с недвижными электронными цепями в колонке. Простые конструкции, где на руль выведена только "бибикалка", обходятся ползунком, который ездит по контактным кольцам. Кнопка на руле замыкает контакты, ток по пластинке течет к клаксону. 2-ой провод не нужен, минус "посиживает" на управляющем вале.
Конструкцию "переходника" изменили ради подключения новых устройств. Одно из их - подушка безопасности, к которой идут питающие и управляющие электронные цепи. Место ползунка занял тонкий шлейф, намотанный на катушку. При повороте руля он растягивается на подходящую длину, а позже вновь накручивается на бобину. Кстати, многие горе-ремонтники, снимая управляющее колесо, запамятывают позже выставить "переходник" в среднее положение. А потому что длина шлейфа ограничена (она рассчитана обычно на четыре оборота руля), то после первого же поворота "руля" до упора приходится заказывать новейшую деталь.
В рули современных автомобилей с мультиплексной проводкой нередко встраивают управляющий блок, который собирает сигналы от всех кнопок на баранке, конвертирует их в цифровой код и передает адресатам. Такое устройство позволяет не тащить широкий шлейф от руля к управляющий колонке, сделав конструкцию более малогабаритной.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Количество и само наличие кнопок на руле не всегда зависят от цены автомобиля. Естественно, на дешевеньких машинах они практически не встречаются. Но время от времени и дорогие модели обходятся аскетичным, по сегодняшним понятиям, набором.
К примеру, на руль "Лексуса-GS300" вынесены только кнопки переключения передач. С лицевой стороны обода - "Down" для поочередного переключения вниз, на оборотной - "Up", соответственно, ввысь. Кстати, жители страны восходящего солнца избрали не только лишь оригинальное размещение, да и обозначения кнопок (практически у всех моделей на кнопках коробки - значки "плюс" и "минус"). Правда, время от времени так отмечают и кнопки регулирования громкости магнитолы либо управления круиз-контролем. Тогда для коробки употребляют другие знаки, а кнопки располагают в стороне от других.
На неких автомобилях с гидромеханическими коробками либо вариаторами встречаются другие обозначения на руле. К примеру, у "Хонды СR-V" на баранке размещены две кнопки, управляющие "автоматом" - индекс "D" соответствует обыкновенному режиму, "S" - Подвескаивному.
НА НЕСКОЛЬКО ОКТАВ
Да что там коробки - на большинстве современных моделей рули практически усеяны клавишами: кнопкой - на пару фортепьянных октав. Они отвечают за аудиосистему, телефон, круиз-контроль и другие функции.
На руле БМВ 7-й серии под правой рукою размещена кнопка "S/М" - Подвескаивный либо ручной режим коробки. Чуток ниже - кнопки аудиосистемы. С помощью их отыскивают подходящую радиостанцию либо возлюбленную песню на компакт-диске. Самую нижнюю кнопку можно запрограммировать, возложив на нее всякую из перечисленных функций.
Кнопками "плюс" и "минус", расположенными под левой рукою, регулируют громкость звука аудиосистемы и громкоговорящей связи. Под ними - управление телефоном, а выше - пуск системы голосовых команд.
Пока до унификации расположения кнопок не дошли даже конструкторы одной компании. Проектируя "семерку", баварские инженеры вынесли управление круиз-контролем на подрулевой тумблер, а в "трешке" предпочли-таки расположить кнопки на руле. "Плюсом" и "минусом" задают подходящую постоянную скорость, а запоминают ее, нажав соседнюю кнопку.
Конструкторы современного "Гелендевагена" не стали распыляться по мелочам - вывели на руль управление бортовым компом. Нажимая кнопки, можно "ходить" по меню, отдавая команды разным устройствам и системам. Кстати, такая схема управления реализована не только лишь на внедорожнике, да и купе "Мерседес-Бенц CL".
БАРАНКИ Новейшей ВЫПЕЧКИ
Похоже, в последнее время достойной подмены обычному управляющему колесу не появится. Разве что штурвалы станут еще меньше - как у концептов, многие из которых через пару лет перевоплотился в серийные модели.
Но вырисовывается и другая тенденция - "штурвалы" грядущего будут еще плотнее усеяны клавишами. В макете "Вольво-SCC" можно, не снимая рук с баранки, управлять бортовым компом, навигацией, круиз-контролем, аудиосистемой. Рядом - кнопки, отвечающие за климат в салоне и работу видеокамер заднего вида. А кнопки на руле "Сузуки-Концепт S" поменяли подрулевые тумблеры.
Естественно, маловероятно, что рули серийных автомобилей будут так перегружены клавишами и переключателями, как "штурвалы" автомобилей формулы 1. Просторный салон, в отличие от тесноватого кокпита, не зажимает конструкторов в строгие рамки. К тому же рядовому водителю недолго и запутаться в замысловатой клавиатуре.
А вот некие гоночные "штуки", к примеру информационные мониторы посреди баранки, возможно, появятся на дорогих автомобилях уже через пару лет. По мере надобности они покажут самую различную информацию о состоянии автомобиля и дальнейшем маршруте.
Любопытно, а можно будет, припарковавшись, поглядеть на руле кино либо сыграть партию в шахматы с умным бортовым компом?
Конструкция «переходника» управляющего колеса: 1 – подвижное кольцо; 2 – провода к управляющему колесу; 3 – корпус; 4 – провода к управляющий колонке; 5 – соединительный шлейф.
Правой рукою шофер БМВ 7-й серии управляет коробкой и аудиосистемой, левой – телефоном и системой голосовых команд. 2-мя клавишами на ободе может вручную переключать передачи.
Концепт «Вольво-SCC». Вместе с уже обычным набором кнопок на «штурвале» размещена кнопка, управляющая 3-мя камерами заднего вида и очередной дополнительной, которая смотрит за детками на заднем сидение.
На руль «Сузуки-Концепт S» вывели управление световыми устройствами и стеклоочистителями.
Верхушка конструкторской мысли – руль болида формулы 1. «Руль «Тойоты»: 1 – кнопки выбора программного обеспечения; 2 – настройка противобуксовочной системы; 3 – включение системы контроля старта; 4 – выбор режима работы мотора; 5 – связь с боксами; 6 – регулировка сцепления; 7 – отключение автоматического режима переключения передач ввысь; 8 – диоды, дублирующие флаги на трассе; 9 – экран, отображающий время прохождения сектора; 10 – тахометр; 11 – технический монитор; 12 – электрический спидометр; 13 – ограничитель скорости на пит-лайне; 14 – доказательство вызова из боксов; 15 – включение нейтрали; 16 – выбор характеристик, выводимых на технический монитор; 17 – регулировка дифференциала.
Подрулевыми рычагами пилот поочередно переключает передачи и управляет сцеплением.