ГИПОТОНИЯ
ГИПОТОНИЯ
КЛУБ Автовладельцев
/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ
ГИПОТОНИЯ
В МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЕ - СВОИ ПОДВОДНЫЕ Камешки
ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЛИХОШЕРСТОВ
Если отказывает система смазки, то самый могучий мотор в считанные секунды становится грудой железа. В наилучшем случае его ожидает суровый ремонт, в худшем - свалка.
Не вдаваясь в теорию, напомним, что хоть какой движок имеет трущиеся Ремонт и эксплуатация. В поршневом основная - это поршень с кольцами. Те, кто чинит моторы, ведают, с каким сопротивлением перемещается поршень снутри даже отлично смазанного цилиндра! А если смазки не будет? Да еще с учетом реальной скорости поршня? Трение так разогревает Ремонт и эксплуатация, что они начинают свариваться. И движок заклинивает. Самое тяжелое при ремонте такового мотора - разобрать его.
В движке лицезреем бессчетные подшипники скольжения: вкладыши коленчатого вала, "кровать" распределительного вала и т.д. Они нормально работают, когда в зазоры подается масло под достаточным давлением, чтоб даже при критической нагрузке не появилось "сухого трения" металла о металл. При низком давлении вкладыши "плавятся", зазоры безмерно вырастают, слышен тяжкий стук коленвала. Не хочешь совершенно развалить движок - доставай буксирный трос...
Естественно, одноименные Ремонт и эксплуатация различных движков конструктивно отличаются. Но закон для всех один: без смазки им не жить.
Очень Обычные ПРОИСШЕСТВИЯ
Из-за чего познает неудача? Вот примеры из жизни.
1-ый пример. Наш читатель "А" на "шестерке" ехал со скоростью 100 км/ч, когда вспыхнула лампа аварийного давления масла. До гаража 5 км... "Дотяну, а там посмотрю", - решил шофер, сбавив скорость. Лампа по-своему "выла" о неудаче, но упорный "А" "тянул"... пока движок не заклинило.
Заметьте: давление пропало при оборотах выше 3000..! Означает, насос вообщем не работал! Сломался? "Кончился" привод (рис. 1)? На старенькых моторах очень изношенные шлицы в приводной шестерне 2 насоса часто срезаются - и она проворачивается вокруг валика 4 насоса. Вот он и смолкает... Проверить это нетрудно: сняв распределитель, увидите шестерню. Вбейте в ее отверстие подходящую палочку - и вынимайте. Если шлицы срезаны, то насос не работает.
Как доехать до магазина запчастей? Из узкой жести согнем П-образную скобочку (рис. 2), вставим снизу в отверстие шестерни и напрессуем ее на валик насоса. Повторится неудача - гнем новейшую скобочку.
Что в этом примере направляет на себя внимание? Смазочные каналы чисты, масла в картере много... А насос не работал.
2-ой пример. "Б" днем пустил мотор старого VAZ 21053. Все было как обычно, но при прогреве загорелась лампочка аварийного давления и угасала только при оборотах выше 2000. "Пусть мотор остынет! - решил шофер, - поездку пока отложу".
Разберемся, что вышло. В поддоне 8 картера "старого" мотора накапливается много мусора. Маленькие соринки попадают через сетку маслоприемника 9 и, случается, их защемляет редукционный клапан 7, как раз в то время, когда начнет запираться. Оставшейся щели довольно, чтоб понизить давление. Но при последующем прохладном пуске клапан вновь раскроется - и выпустит соринку. Она отправится в фильтр 5. Означает, решение шофер принял правильное (кандидатура - снимать поддон, лезть в насос...). А мы себе создадим вывод : чем чище система смазки, тем меньше возможность схожих "приключений".
3-ий пример. "В", купив старый VAZ 2107, сперва поменял в движке масло и фильтр. Наслушавшись "советчиков", промывать систему не стал: молвят же, что все масла можно соединять! А на другой денек звонит мастерам: "Давление пропало!" Поехали разбираться. При осторожной "прогазовке" лампочка, как и в случае с читателем "Б", угасала только при 2000 об/мин.
Сняли поддон... - и ахнули! Изнутри все, включая сетку маслоприемника, в зернистых отложениях, как будто масло свернулось. Вот вам и смешивание!
Пришлось-таки чистить и мыть систему, опять поменять масло, фильтр. Жадный платит два раза.
Помните: меняя неведомое масло на другое, систему стоит помыть! Если нет специального промывочного масла, используйте то, которое собираетесь залить.
4-ый пример. Читателя "Г" подвела собственная старательность. Когда ставил в движок новый масляный насос, решил уплотнить стык герметиком. Давление пропало денька через два. Симптомы те же, что у "Б" и "В": лампа угасала только при завышенных оборотах. Вскрыли насос. Оказалось: кусок герметика попал в клапан.
Что роднит случаи "Б", "В" и "Г"? Обычной работе насоса мешала... грязь, попавшая в редукционный клапан. Но бывает, что насос с клапаном в полном порядке, а "непроходимость" появляется в других местах.
ИЗ ОБЛАСТИ ЭКЗОТИКИ
Превосходный был "Moskvich 2140" у опытнейшего автомеханика "Д". Старенький, но "настроенный" так кропотливо, что владелец обожал при случае этим прихвастнуть. И вот, когда грянул 27-градусный мороз, он робко заявил: "Мой мотор заведется не ужаснее вазовского!" Тот вправду завелся. Но после того, как "Д" прибавил оборотов, секунд через 15-20 раздался удар - заклинило. Разобрались в причинах. Опытный "Д" запамятовал, что очень вязкое масло не годилось в таковой мороз. Часть его насос "выжал" наверх, к ГРМ, и оно, вязкое, там "зависло" - ожидай, когда нагреется и стечет в картер! А маслоприемник засосал воздух - очень "неважную" для деталей смазку...
Тут напомним последующее. Если придется пускать движок в сильный мороз, а в масле вы не убеждены, будьте настороже - услышите глухие стуки, означает, оно к вкладышам не поступает. Сразу вспыхнет красноватая лампа. Движок нужно немедля выключать. В мороз неосмотрительные водители не раз губили моторы. Может быть, наше предостережение кому-то поможет.
И последний случай. Читатель "Е" - водитель-профессионал первого класса, из числа тех, кто наилучшим в мире автомобилем считает "Волгу", особо почитал ее легендарную "выносливость". Видимо, потому "Е" заправлял мотор (ЗМЗ-402) маслом из той же бочки, что и грузовики: мол, автол ей лишь на пользу.
...При следующем ремонте в движок установили новый коленчатый вал, а через 40 тыщ кончился шатунный вкладыш третьего цилиндра. Четыре драгоценных денька отпуска ушли на ремонт - в заштатном городе обслуживанием не избалованы. Но сняли, разобрали... Вот "размазанный" вкладыш, а вот и причина: вывернув резьбовые заглушки смазочных каналов в "щеках", нашли, что 3-ий напрочь забит грязюкой, ну и другие немногим лучше.
При всем различии последних 2-ух примеров у их есть общее: масло не поступало к деталям, хотя насосы были исправны.
"МОЖНО ОСТОРОЖНО..."
"Гипотония" смазочной системы бывает и по другим причинам. Забитый грязюкой масляный фильтр "съедает" значительную часть давления, создаваемого насосом, - деталям мотора достанется меньше. Износ шеек коленвала и их вкладышей значит рост зазоров, от которых зависит давление. Больше зазоры - меньше давление. Это знает каждый грамотный шофер.
В перегретом на несколько градусов движке масло более текучее, давление понижается и риск разрушить Ремонт и эксплуатация еще более. Это ли не повод заняться охлаждающей системой! Тем паче, что перегрев, детонация и т. п. способны подсунуть наибольшую свинью! Если прогорает прокладка головки и блока цилиндров, охлаждающая жидкость может стекать в картер и смешиваться с маслом в "эмульсию". Хлебнув этой жижи, трущиеся Ремонт и эксплуатация стремительно отдадут приказ длительно жить.
Не поддающееся объяснению "исчезновение" охлаждающей воды - повод для волнения. Течет на землю - половина беды, а в движок - нельзя! Если масла стало "больше", а после суток стоянки из поддона можно сливать воду - картина ясна: отстоявшись, вода "отслаивается", собирается понизу и первой вытекает.
А бывает, остывание в порядке, а масла опять-таки "стало больше"... Только пахнет оно бензином. Отыскиваете, каким образом горючее попало в картер! В большинстве случаев - через прохудившиеся диафрагмы бензонасоса (рис. 3). Косвенный признак - темный дым выхлопа, а то и неровная, с пропусками работа мотора из-за переобогащения рабочей консистенции бензином: "излишние" его пары через вентиляционную систему засасываются в карбюратор.
Можно ли ездить в данном случае? Шутники молвят: можно, но осторожно, имея в виду, что мотор вот-вот выйдет из строя.
Рис. 1.
Конструкция привода масляного насоса VAZ 2101...2107:
1 - валик привода масляного
насоса и распределителя
зажигания;
2 - шестерня привода;
3 - бензонасос;
4 - валик шестерни
масляного насоса;
5 - масляный фильтр;
6 - масляный насос;
7 - редукционный клапан;
8 - поддон картера;
9 - маслоприемник.
Рис. 2. "Ремонт" приводной шестерни.
Рис. 3. Бензонасос с порванными диафрагмами - причина возникновения бензина в картере: 1 - рабочие диафрагмы; 2 - предохранительная диафрагма.