ГАЗ-310221. АВСТРИЙСКОЕ С НИЖЕГОРОДСКИМ
ГАЗ-310221. АВСТРИЙСКОЕ С НИЖЕГОРОДСКИМ
Тесты
Наше знакомство
АВСТРИЙСКОЕ С НИЖЕГОРОДСКИМ
ГАЗ купил лицензию на дизельный движок у австрийской компании "Штайр" - это понятно издавна. ГАЗ помаленьку собирает такие моторы и оснащает ими бывалые авто - об этом мы писали. ГАЗ наладил выпуск дизельных машин малыми сериями - уже увлекательнее. Ну, и последняя новость - мы такую машину приобрели!
Игорь ТВЕРДУНОВ
НЕ ДОСТАЛАСЬ Янки...
В редакционном автопарке не так издавна завелся экзотичный автомобиль - VAZ 21045 с дизельным движком. Чтоб ему не было скучновато, решили подыскать "напарника". Без особенной надежды связались с ГАЗом: нам бы универсал со "Штайром". Пожалуйста! Хотя на внутреннем рынке дизельная "Волга" еще не представлена - машины такие делают... для экПодвескаа в Латинскую Америку. Одна из их не поехала за океан и осела на родине. Поточнее, в редакции "За рулем".
Сама "Волга" (как, в общем, и "четверка") нас интересует не достаточно. Про эти заслуженные авто, кажется, все сказано, и не один раз. Основной энтузиазм, естественно, к новым моторам. ВАЗы с барнаульскими дизелями уже продаются, ну и планов возникновения австрийско-нижегородского дизеля на внутреннем рынке никто не отменял. Но для знакомства несколько строк машине все-же посвятим.
Дизельная "Волга" снаружи полностью неотличима от бензиновой, даже собственного шильдика пока нет. К индексу автомобиля добавлена цифра 600: стало быть, дизельный универсал GAZ 310221-600. Основное отличие, конечно, под капотом - 4-х цилиндровый дизель с турбонаддувом модели ГАЗ-560. Новый мотор через уникальный картер сцепления состыкован с пятиступной "волговской" коробкой - обыкновенной. Еще - аккумулятор увеличенной емкости да модифицированное передаточное число главной пары.
По дороге из Нижнего в Москву автомобиль показался достаточно быстрым, не очень прожорливым, но сравнимо гулким. Подробный рассказ о машине появится чуток позже, когда накопятся различные воспоминания и оценки.
Мы же воспользуемся покупкой дизельной машины как поводом для разговора о новеньком моторе, поточнее, о перспективах его производства.
2-ая ЖИЗНЬ "ШТАЙРА"
Лицензия куплена, время прошло - что изготовлено? А вот что. Под новый движок выделено производственное помещение - один из цехов завода задних мостов. На данный момент цех находится в стадии реконструкции: вывозится старенькое оборудование, устанавливается новое. Разруха, сопутствующая хоть какому ремонту, развороченные фундаменты... Но часть цеха уже освоена. Найти, где уже делают дизель, а где еще как бы нет, просто - глянув на крышу. Наряду с установкой нового оборудования чинят помещение, так что просветы над вновь смонтированными линиями покрашены свежайшей краской. Такие светлые пятна занимают без малого третья часть цеха. Что все-таки тут делают? Как "Штайр" стал ГАЗом, какие Ремонт и эксплуатация в нем российские, а какие покупные?
Порадовало, что российского в моторе уже много. На ГАЗе делают коленчатые и распределительные валы. Для этого употребляется оборудование, вначале предназначавшееся для дизелей воздушного остывания (эпопея 80-х), создание которых свернули, толком не освоив. Цех цветного литья поставляет дюралевые отливки: все корпусные Ремонт и эксплуатация и крышки, не считая металлического блока, делаются в Рф. Обрабатывают отливку на предприятиях-смежниках. Блок цилиндров пока приобретают в Германии, но уже в последнее время начнут отливать на ГАЗе. С обработкой блока труднее: требуется достаточно сложное спец оборудование. На данный момент определяют, кто сумеет его поставить. Есть предложение и от российских компаний, и от иноземцев.
Не считая блока остаются ввезенными: шатунно-поршневая группа, топливная аппаратура, электрическое оборудование, элементы управления движком, турбокомпрессор. Кстати, для производства последнего скооперировано совместное предприятие. Так что агрегат тоже должен получить "русское гражданство". Естественно, Ремонт и эксплуатация и узлы забугорного производства неплохи, но очень дороги. Сейчас автомобиль с дизелем ГАЗ-560 дороже аналогичного с "406-м" мотором приблизительно на 80 000 руб. Чтоб продавать новый движок в Рф, нужно снижать стоимость, а означает, осваивать создание большинства девайсов.
Сборка моторов ведется постовым методом: каждый рабочий делает группу операций - под индивидуальную ответственность. Уже не штучное создание, но еще не сборочный поток. Все собранные движки проходят достаточно продолжительную обкатку на щите. Приреканий на качество пока нет, но ведь и объемы выпуска малы. А что будет, когда мотор встанет на поток? Спецы завода говорят: контроль будет жестким. Дай-то Бог! Веселит и то, что "Штайр" участвует в подборе поставщиков, отсекая пусть и прибыльные, но недостаточно совершенные в техническом плане варианты.
Первым должен "обрусеть" 4-х цилиндровый "австриец". Следом за ним планируется освоить шести- и пятицилиндровые дизели. "Четверка" пойдет на "волги", "соболи" и "газели", "пятерка" - на многообещающие вездеходы, пикапы, "шестерка" - на грузовики.
ДЕЛО ПРИВЫЧКИ
Движок ГАЗ-560 (будем именовать его так, он уже полностью обрусел) и планы его выпуска на ГАЗе у многих вызывают скептицизм: мол, нужен ли таковой - необыкновенной конструкции, набитый электроникой, дорогой. Но совершенно не так давно настолько же скептически смотрели на впрысковые бензиновые моторы. А на данный момент ничего - привыкли.
Управление ГАЗа с присущей ему напористостью подвигает проект нового мотора. Ведь заводу, выпускающему грузовики разных классов, сейчас просто нельзя не иметь дизельного мотора. Что касается легкового дизеля, то даже при достаточно настороженном отношении к нему русских автомобилистов (ну, не было у нас такового!) мотор наверное отыщет собственного покупателя. При 2-ух критериях: применимой стоимости и высочайшей надежности.
Фото Александра ПОЛУНИНА
"ВОЛГА" С Движком ГАЗ-560
Тип мотора 4-х цилиндровый, рядный, дизельный, с
конкретным впрыском и турбонаддувом
Поперечник цилиндра х ход поршня, мм 85х94
Рабочий объем, смз 2134
Мощность, кВт/л. с. 70/95
при об/мин 3800
Наибольший вращающий момент, Н.м 200
при об/мин 2000
Степень сжатия 20,5
Малый удельный расход горючего, г/кВт.ч 220±5%
Масса мотора (с маховиком, стартером, генератором), кг 200
Наибольшая скорость, км/ч 150*
Контрольный расход горючего, л/100 км:
при 90 км/ч 7,3*
при 120 км/ч 10,1*
*Для автомобиля GAZ 3110-600.
ГАЗ-310221