ПЕРЕД ПРЕПЯТСТВИЕМ, А НЕ ЗА НИМ!
ПЕРЕД ПРЕПЯТСТВИЕМ, А НЕ ЗА НИМ!
КЛУБ Автовладельцев
ПЕРЕД ПРЕПЯТСТВИЕМ, А НЕ ЗА НИМ!
Современный автомобиль - если он довольно мощнейший, высокоскоростной - обязательно оснащается усилителем тормозов, чтоб даже для его критического торможения не требовалась большая физическая сила водителя. О более всераспространенных - вакуумных усилителях ведает инженер Игорь МИХЕЕВ.
В недалеком прошедшем многие авто (а быстрее - их водители!) обходились без усилителей в приводах тормозов. По правде, ездили же мы, к примеру, на VAZ 2101 - и не сетовали! Правда, при более долговременной, чем обычно, поездке по городку с полной нагрузкой, по сложной дороге где-нибудь в горах, вообщем - когда приходилось нередко тормозить, вялость скапливалась куда резвее, чем на более поздних моделях ВАЗа, получивших вакуумные усилители.
Принципиально также последующее: хоть какому из нас легче держать под контролем (либо, как молвят, дозировать) какие-то средние усилия мускул, а не максимально огромные либо, напротив, малые. Если необходимо так надавить, что кости захрустят, вы чуть ли обусловьте порог, за которым наступит срыв автомобиля в занос! Так же трудно сделать это и при очень малых надобных усилиях - к примеру, если вы тормозите на скользкой дороге. Либо - при лишней эффективности усилителя. На самом деле же она выбрана таковой, что для торможения машины вам приходится жать на педаль с осязаемой, но не очень большой силой. Ее, как молвят, улучшали. В конечном итоге выигрывает Законодательство. В одной из собственных книжек классик автодела Матвей Гинцбург остроумно увидел: "Неплохи тормоза, останавливающие машину в полметре перед препятствием, а не за ним".
Как вакуумный усилитель содействует этому: упрощает работу водителя, понижая усилие, прикладываемое к педали тормоза? На русских автомобилях - приблизительно вдвое. На ряде забугорных - значительно больше (см. таблицу).
КАК РАБОТАЕТ УСИЛИТЕЛЬ
Обычно, вакуумный усилитель располагают меж основным тормозным цилиндром и толкателем, связанным с педалью тормоза. При всем этом (это вы увидите из схем на рис. 1) усилие от толкателя через механизм усилителя передается на поршень головного тормозного цилиндра. Означает, в случае неисправности усилителя отказа тормозов не произойдет, хотя надобное мышечное усилие значительно вырастет.
Обратимся к схеме на рис. 1. Когда при работающем движке педаль тормоза не нажата, вакуумная полость А через каналы Б и В соединена с атмосферной полостью Г (рис. 1, а). (Воздух в последнюю попадает из атмосферы, пройдя через простой фильтр 15, показанный на рис. 2.)
Означает, в обеих полостях А и Г появляется некое разрежение, но, так как давление по различные стороны диафрагмы 23 корпуса клапана 22 (см. рис. 2) идиентично, никакого перемещения корпуса клапана нет. (Клапан 9 при всем этом не соприкасается с седлом в корпусе 22 - через образовавшуюся щель и соединяются каналы Б и В, а означает, и полости А и Г.) В то же время клапан 9 прижат пружиной 17 к поршню 5, потому атмосферный воздух в полость Г в этой ситуации поступать не может. Большая пружина 24 придавливает корпус 22 с диафрагмой к крышке 4. Полость Г в соединении корпуса 22 и крышки 4 уплотнена кольцом 18. Сразу отметим одну из нередких дефектов вакуумных усилителей: при повреждении этого уплотнения атмосферный воздух просачивается в полость Г, а из нее по каналам В и Б - в полость А и дальше - во впускную трубу мотора, обедняя рабочую смесь. Обыденный признак таковой неисправности - свист подсасываемого в полость Г воздуха, исчезающий в момент торможения, - когда клапан 9 упирается в седло корпуса 22 и разобщает каналы Б и В. (Схожая неисправность описывалась нами - ЗР, 1996, № 12.)
Начало торможения показано на рис. 1, б. При всем этом толкатель (см. рис. 2) 14 с поршнем 5 и клапаном 9 передвигаются на лево (по схеме), клапан упирается в седло корпуса 22, а поршень, продолжая передвигаться на лево, отходит от клапана - меж ними возникает щель. Через нее атмосферный воздух, прошедший через фильтр 15, просачивается в канал В и дальше в атмосферную полость Г. В полости А сохраняется разрежение - от разности давлений появляется сила, сдвигающая корпус 22 с диафрагмой 23 на лево. Корпус через края буфера 21 упирается в шток 3, а через него - в поршень головного тормозного цилиндра. Усилие ноги, приложенное к педали, через толкатель 14, поршень 5 и среднюю часть буфера 21 тоже передается на шток 3, где суммируется с усилием, сделанным разностью давлений.
Если зафиксировать педаль в каком-то среднем положении (другими словами равномерно - не экстренно! - тормозя), корпус 22 перемещается на лево, пока прижатый к его седлу клапан 9 не коснется кромок поршня 5 (см. рис. 1, в). Путь воздуха в полость Г перекрыт - и перемещение корпуса 22 и диафрагмы 23 на лево прерывается. Заметьте: в данном случае перемещение штока 3 несколько меньше, чем корпуса 22, потому что средняя часть упругого буфера 21 "выпирается" в полость отверстия корпуса, освобожденную оставшимся на месте поршнем 5. Буфер стремится еще далее выжать поршень: если вы малость отпустите педаль, поршень двинет на право клапан 9 - и через образовавшийся зазор меж ним и корпусом полости А и Г получат некое сообщение. В итоге давление в полости Г несколько уменьшится, а большая возвратимая пружина 24 отожмет корпус 22 на право, пока не пропадет упомянутый зазор. Сила торможения станет меньше.
Напротив, если надавить на педаль посильнее, подвижные Ремонт и эксплуатация еще более переместятся на лево, достигнув "равновесия" (по схеме на рис. 1, в) при большей тормозной силе. Тщательно разъяснять взаимодействие деталей, наверняка, уже нет необходимости. В конце концов, в случае критического торможения, когда педаль "нажимают в пол", воздух поступает в полость Г всегда, пока вы тормозите, потому что зазор меж клапаном 9 и поршнем 5 в данном случае сохраняется. Тормозная сила добивается максимума.
Растормаживая автомобиль, вы снимаете усилие с педали. Под действием возвратимой пружины она подымается к начальному положению; толкатель 14 тянет на право поршень 5, а через него и клапан 9. Меж клапаном и седлом корпуса возникает щель, полости А и Г сообщаются, в то же время полость Г разобщается с атмосферой. "Вакуумное" действие корпуса и диафрагмы исчезает - и возвратимая пружина 24 приводит их в начальное положение, сдвинув к крышке 4.
Если усилитель неисправен, на поршни головного тормозного цилиндра через шток 3, буфер 21, поршень 5, толкатель 14 действует только мышечная сила, увеличенная соотношением плеч педали. При всем этом передвигаются на лево и корпус с диафрагмой, сжимая пружину 24. Этим в значимой мере разъясняется наблюдение опытнейших автовладельцев: в случае отказа вакуумного усилителя, к примеру, на VAZ 2105 приостановить автомобиль очевидно сложнее, чем его предшественник VAZ 2101, не имевший усилителя совсем.
На этом основан и простой метод проверки вакуумного усилителя: если надавить педаль тормоза (приблизительно до середины хода) и пустить движок, педаль должна - при сохранении вашего усилия - уйти вперед.
Если этого нет, сначала инспектируют, доходит ли разрежение до полости А. К примеру, неплотная посадка наконечника 29 шланга либо старенькый, растрескавшийся шланг, недостаточно не плохое уплотнение штока полностью могут привести к потерям вакуума и понижению эффективности усилителя. Разрыв диафрагмы 23 и сильный износ уплотнения 25 штока обычно означают полный отказ усилителя.
Покоробленный клапан 9, ненадежно разъединяя полости А и Г, тоже усугубляет работу усилителя либо вообщем делает ее неосуществимой. Тем же оборачивается и поломка пружины 17.
Известны случаи нехороший работы усилителя либо его отказа из-за... забитого грязюкой фильтра 15, также если заедает корпус клапана 22 (к примеру, при неисправности уплотнителя 18). Вобщем, все вероятные неисправности усилителя как будто "вытекают" из его устройства. Только-только вами изученного.
На рис. 3 показана конструкция усилителя автомобилей VAZ 2108, 2109, 2110. Принцип его деяния таковой же, как у "традиционного", хотя отдельные Ремонт и эксплуатация смотрятся по-другому. Потому что тут имеются сквозные шпильки 7, в конструкцию введены дополнительные Ремонт и эксплуатация - уплотнительные чехлы 8, отделяющие вакуумную полость от атмосферной. Естественно, к качеству этих чехлов предъявляются высочайшие требования - в случае разрыва усилитель перестает работать.
Рис. 1. Схема работы вакуумного усилителя тормозов: а - педаль отпущена; б - педаль сначала нажатия; в - нажатие приостановлено; г - растормаживание; А - вакуумная полость; Г - атмосферная полость; Б и В - каналы.
Рис. 2. Вакуумный усилитель VAZ 2103; 2104; 2105; 2107: 1 - фланец крепления наконечника; 2 - корпус усилителя; 3 - шток; 4 - крышка; 5 - поршень; 6, 26 - болт; 7 - кольцо; 8 - чашечка пружины; 9 - клапан; 10 - чашечка клапана;
11 - опора пружины: 12 - защитный колпачок; 13 - обойма; 14 - толкатель; 15 - фильтр; 16, 17 - пружины клапана; 18 - уплотнитель; 19 - стопорное кольцо; 20 - упрямая пластинка; 21 - буфер; 22 - корпус клапана; 23 - диафрагма; 24 - возвратимая пружина; 25 - уплотнитель штока; 27 - обойма уплотнителя; 28 - регулировочный болт; 29 - наконечник шланга; 30 - оборотный клапан; А и Г - вакуумная и атмосферная полости; Б, В - каналы.
Рис. 3. Вакуумный усилитель VAZ 2108; 2109; 2110: 1 - шток; 2 - уплотнительное кольцо фланца головного цилиндра; 3 - чашечка; 4 - регулировочный болт; 5 - уплотнитель штока; 6 - возвратимая пружина; 7 - шпилька; 8 - уплотнительный чехол; 9 - оборотный клапан; 10 - корпус; 11 - диафрагма; 12 - крышка; 13 - поршень; 14 - чехол;
15 - фильтр; 16 - толкатель; 17 - возвратимая пружина толкателя; 18 - пружина клапана; 19 - клапан; 20 - втулка корпуса клапана; 21 - буфер; 22 - корпус клапана. А и Г - вакуумная и атмосферная полости; Б, В - каналы.