БИТВА ЗА МЕТАЛЛ
БИТВА ЗА МЕТАЛЛ
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
БИТВА ЗА МЕТАЛЛ
Способности СТАЛИ ЕЩЕ НЕ ИСЧЕРПАНЫ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
В апреле прошедшего года мы писали (и, кстати, не 1-ый раз) о проекте сотворения сверхлегких авто кузовов из прочных марок стали: его финансируют уже 33 транснациональные сталелитейные компании. Тогда были представлены новые двери, колесные диски, бензобаки... Пришел черед автомобиля в целом. С весны сегодняшнего года по выставкам и семинарам Европы путешествуют два концепта, разработанные в рамках программки ULSAB-AVC (Ultra Light Steel Auto Body - Advanced Vehicle Concept) компанией "Порше Инжиниринг Сервис". Это 3-х дверный хэтчбек класса С и большой 4-х дверный автомобиль. Практически все Ремонт и эксплуатация (80%) их кузовов выполнены из особых прочных сталей, что в 10 раз больше толики такового металла в современных серийных авто.
Силовые элементы "выдавлены" способом гидроформования (ЗР, 2001, №4), при этом профили имеют очень утонченную форму и огромную протяженность. Разработчики сулят не только лишь малую оснащенную массу (для хэтчбека - 933кг), да и 5 священных звездочек в крэш-тестах по методике NCAP.
Воодушевленные технологи выдают и совершенно уж оптимистичные свойства употребления горючего (хэтчбек - 3,2 л/100 км, автомобиль - 4,5), выброса СО2 (86г/км) и, самое главное, себестоимости производства. Она, по заверениям разработчиков, существенно ниже, чем для дюралевых (тем паче, стекло- и углепластиковых) кузовов, и только малость превосходит сегодняшний средний уровень. Естественно, спецсталь дороже обыденного холоднокатаного листа, зато для производства кузова ее требуется еще меньше! Так что придется привыкать не просто к "консервным", а, пожалуй, к "пивным" банкам - толщина панелей станет существенно меньше. Вобщем, страшиться прогресса не следует: не считая завышенной прочности, новые стали существенно медлительнее обыденных заржавевают, к тому же ничто не мешает наносить на их, скажем, цинковое покрытие. А вот жестянщикам, может быть, придется увеличивать квалификацию - с узким жестким листом работать будет не в пример труднее...
Гидроформованные силовые профили
Из прочных сталей (AHSS - Advanced Hight-Strenght Steels) выполнены не только лишь двери, капот и другие панели, да и база кузова.
Гидроформованные силовые профили тянутся иногда повдоль всего кузова как единое целое.