ПО ТЕЧЕНИЮ ВОЛГИ
ПО ТЕЧЕНИЮ "ВОЛГИ"
ТЕХНИКА
/ДИНАСТИЯ
ПО ТЕЧЕНИЮ "ВОЛГИ"
ЭВОЛЮЦИЯ ШАССИ ЗА 34 ГОДА
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
Приглашаем вас на экскурсионную поездку по "Волге". На пути от GAZ 24 до GAZ 3110 проследим, как развивались сокрытые от глаз узлы и агрегаты коробки, подвески, управляющего управления, тормозной системы.
1968-1986. В 1970-м "Волга" GAZ 24 совсем вытеснила предшественницу, позаимствовав некие Ремонт и эксплуатация и узлы. Так, к примеру, схема фронтальной подвески осталась практически без конфигураций - в базе та же опора, верхние и нижние поперечные рычаги, пружины с амортизаторами, шкворни - но практически все элементы уникальные. Такая же "перестройка" прошла в задней подвеске и управляющем управлении. Без особенных конфигураций "Волга" GAZ 24 прожила практически 20 лет, пока не вышла модернизированная модель с индексом "10".
1986-1994. На GAZ 24-10 перешли передняя и задняя подвески, только заместо диагональных шин установили более комфортабельные и неопасные круговые. Колесные диски стали обширнее на полдюйма при прежних вылете и поперечнике.
Пожалуй, более значимые перемены произошли в тормозах. Одноконтурную систему с делителем сменила более действенная и неопасная схема с 2-мя раздельными контурами. Чтоб ее воплотить, пригодился уникальный главный цилиндр. Появился регулятор давления, ограничивающий тормозные силы на задних колесах зависимо от нагрузки. Заместо гидровакуумного усилителя установили более малогабаритный вакуумный, работающий от разрежения во впускном коллекторе. Не считая того, дополнительную устойчивость при торможении дали модернизированные задние цилиндры с уменьшенным внутренним поперечником (с 32 до 28 мм).
Ради безопасности разработчики занесли конфигурации в рулевое. Появился новый "ломающийся" руль и травмобезопасная колонка от GAZ 3102, но механизм и трапеция остались прежними.
1994-1997. Сначала актуального пути GAZ 31029 отличался от предшественника только несколькими кузовными деталями и светотехникой. Но уже к середине 90-х равномерно стал примерять узлы и агрегаты от многообещающего GAZ 3110, который проходил доводочные тесты.
Суровой реконструкции подвергли переднюю подвеску. Разработчики оставили прежние нижние рычаги, установили другие (уже испытанные на GAZ 3102) стойку и верхние рычаги и уникальный поворотный кулак, изменив характеристики подвески, что улучшило маневренность и устойчивость. В фронтальных тормозах место архаичных барабанов заняли вентилируемые диски тормозов шириной 22мм. Кстати, подобные Ремонт и эксплуатация, только с другим расположением крепежных болтов, на данный момент устанавливают на "газели" и "соболи". При этом разработка новых дисков - стопроцентно награда конструкторов ГАЗа, а тормозные скобы, чтоб сберечь время и Энциклопедия грузовых автомобилей, заводчане поручили фирме "Лукас". Новые тормозные механизмы востребовали других колесных дисков, которые выросли на дюйм в высоту и ширину. Крепежным шпилькам предпочли более дешевенькие в производстве болты, которые не прикипали после "соленой" зимы.
На предшествующей модели плотность тормозной системы контролировал датчик, отслеживающий падение давления. На
GAZ 31029 конструкцию упростили - на крышке бачка установили поплавок, который сигнализировал о падении уровня воды. Не считая того, около заднего моста появился более четкий регулятор тормозных сил с уникальной клапанной системой.
Конфигурации в подвеске и тормозах были первой подготовкой для установки более массивного мотора ЗМЗ-406. Естественно, перемены задели и коробки. С середины 90-х коробку с 4-мя передачами и практически тридцатилетним стажем стала теснить современная "пятиступка". Конструкторы не просто изменили передаточные дела и добавили пятую ступень, а спроектировали уникальный агрегат. Приблизительно с этого же времени на "волгах" появились и неразъемные (еще их называли "чайковские") задние мосты. А чтоб пассажиров меньше волновали шум и вибрации от коробки, карданную передачу дополнили промежной опорой.
1997-2002. С началом серийного производства GAZ 3110 некие модификации получили управляющие механизмы типа "винт - шариковая гайка" с интегрированным (встроенным) гидроусилителем руля. Крутить баранку стало легче, а количество оборотов от упора до упора сократилось с 4,7 до 3,4. Не считая того, в объемистой ступице предусмотрели место под подушку безопасности, а в каркас руля встроили энергопоглощающий сильфон.
Развитие "Волги" длится. Вот что приготовили конструкторы для GAZ 3110: бесшкворневую переднюю подвеску (кстати, в сборе взаимозаменяемую с сегодняшней), стабилизатор поперечной стойкости заднего моста, свежайший внешний вид и интерьер... Возлагаем надежды скоро пригласить вас на еще одну экскурсионную поездку: далее по течению "Волги".
Рис. 1. Передняя подвеска автомобилей GAZ 24 (а) и GAZ 3110 (б): 1 - нижний рычаг; 2 - поворотный кулак; 3 - шкворень; 4 - стойка; 5 - верхний рычаг; 6 - опора.
Рис. 2. Главный тормозной цилиндр одноконтурной тормозной системы (а) и схемы с 2-мя раздельными контурами (б): 1 - рабочая манжета; 2 - рабочая камера; 3 - поршень толкателя.
Рис. 3. Управляющие механизмы "волг":
а - червячно-роликовый без гидроусилителя:
1 - ролик; 2 - червь; 3 - роликовый подшипник;
б - "винт-шариковая гайка" со интегрированным гидроусилителем: 1 - винт управляющего механизма; 2 - рециркулирующие шарики, снижающие трение; 3 - гайка управляющий передачи; 4 - вал сошки с зубчатым сектором.
Рис. 4. В ближнем будущем обладатели GAZ 3110 забудут о шприцевании: еще одна модернизация предугадывает переход к подвеске с шаровыми опорами.
GAZ 3102
Представительская "Волга" GAZ 3102 с момента возникновения (1981 год) и до нынешних дней развивалась раздельно от собственных "землячек", время от времени заимствуя либо, напротив, отдавая некие агрегаты и узлы. При разработке "ноль 2-ой" инженеры взяли за базу модель GAZ 24. Чтоб сделать лучше маневренность, в фронтальной подвеске изменили углы продольного и поперечного наклона шкворня, установив уникальные стойки и поворотные кулаки. Заместо барабанных устройств передняя ось получила диски тормозов: поначалу обыденные шириной 12 мм, позднее вентилируемые, в два раза толще.
Вобщем, над усовершенствованием тормозной системы спецам пришлось серьезно потрудиться. Конкретно на "ноль 2-ой" появился вакуумный усилитель и регулятор тормозных сил, которые по наследию перебежали на GAZ 24-10. Главный тормозной цилиндр на 1-ые партии автомобилей устанавливали от "Москвича-412" (кстати, его производили по лицензии компании "Гирлинг"), но конструкция оказалась не совершенно успешной, и в 1985 году ее сменил уникальный узел, который позже получила модель GAZ 24-10.
Посреди 90-х представительская "Волга" стала примерять Ремонт и эксплуатация от "народных" машин. Больше становилось автомобилей с 15-дюймовыми дисками и новейшей фронтальной подвеской, улучшенной коробкой, гидроусилителем руля. Вероятнее всего, и следующие модернизации GAZ 3110 не обойдут "ноль вторую" стороной.
Характеристики Фронтальной ПОДВЕСКИ АВТОМОБИЛЕЙ "ВОЛГА"
Автомобиль Угол Продольный Поперечный Схождение Плечо Колея, Размерность Размерность
развала угол оси угол оси по ободам, обкатки, мм колес шин
поворота поворота мм мм
колеса колеса
GAZ 24 0°20'...+0°45' 0° 4°30' 1...2 67,3 1474 ЕТ 6 5Jx14 7,35х14
GAZ 24-10 0°20'...+0°45' 0° 4°30' 1...2 78,3 1496 ЕТ 6 5,5Jx14 205/70R14
GAZ 3102 0°20'...+0°45' 6° 9° 1...2 70,5 1510 ЕТ 16 5,5Jx14 205/70R14
GAZ 3110 0°20'...+0°45' 6° 9° 1...2 65,9 1500 ЕТ 45 6,5Jx15 195/65R15