Жива ВОДА Столичная
Жива ВОДА "Столичная"
ТЕХНИКА
Новинки
Материалы рубрики подготовил Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Жива ВОДА "Столичная"
Ведь вот как бывает - рассказываем о заморских новинках ("Жива вода" - ЗР, 2000, № 1) и не ведаем, что реальный источник практически у нас под ногами...
Признаться, не задумывались получить таковой отклик на публикацию об американских амортизаторах на базе магнитоуправляемой воды. В редакцию позвонили из столичной компании "Внедрение-99" и предложили ознакомиться с русскими "авто агрегатами с магнитоуправляемой композицией". Их разработки издавна и удачно ведутся вместе с физико-технологическим институтом РАН и ГНЦ НАМИ.
Напомню, что идет речь о композициях (жидкостях, пастах), содержащих наночастицы магнетиков размером от нескольких 10-ов нанометров (1 нм = 10-9 м) до нескольких микрон (1 мкм = 10-6 м). (Для сопоставления: длина волны видимого света измеряется сотками нанометров, так что узреть эти частички можно разве что в электрический микроскоп.) Если такая "жидкость" не подвергается воздействию наружных магнитных полей, она ведет себя как обыденный керосин либо смазка. Но стоит поместить ее в магнитное поле, как частички магнетика ориентируются и начинают вести взаимодействие вместе. В итоге вязкость и напряжение сдвига резко растут. На этом эффекте и основан механизм работы управляемых амортизаторов компании "Делфай". О неких других областях внедрения таковой "живой воды" чуток ниже, а пока скажем, что сделать размеренную взвесь схожих частиц совершенно не просто. Упорная магнитная "пыль" норовит либо слипнуться в большие шарики, либо выпасть в осадок. Избежать этого можно, нанеся на каждую пылинку особое защитное покрытие из поверхностно-активного вещества. В этом-то состоит ноу-хау - и оно, как оказывается, совсем не южноамериканское. В Москве могут никак не ужаснее приготавливать магнитоуправляемые композиции и даже делать на их базе агрегаты с неслыханными ранее чертами.
Пожалуй, самое явное применение магнитоуправляемые среды находят во различных муфтах и сцеплениях. Давным-давно на "запорожцах" с ручным управлением пробовали ввести порошковое сцепление, но оно не отличалось долговечностью. При долговременной работе с пробуксовкой (что типично для схожих машин) частички спекались. К тому же крупнозернистый порошок был злейшим абразивом, воздействия которого не выдерживали уплотнения и подшипники. Другое дело - композиция. Внесенные в нее сверхмикроскопические частички не проявляют абразивных параметров, при пробуксовке нет сухого трения. Магнитоуправляемое сцепление способно передавать вращающий момент до 56 Н.м. Экспериментальный автомобиль "Ока" пробежал с таковой муфтой уже более 12 000 км без признаков износа, при этом мощность, надобная для управления сцеплением, не превосходила 25 Вт.
2-ое явное применение - конечно, всякого рода рессоры и демпферы. В таком амортизаторе заместо сложнейшей системы жиклеров и клапанов на поршне установлен управляющий соленоид, подавая напряжение на который можно изменять вязкость воды в широких границах, а означает, регулировать усилие сжатия и отбоя. При сравнительных испытаниях автомобиля с классическими и управляемыми амортизаторами (русскими!) выяснилось, что амплитуда колебаний неподрессоренной массы понижается до 30%, продолжительность переходного процесса сокращается в 2,5 раза, а усилие демпфирования растет в 2-3 раза!
Уже разработана конструкторская документация, сделаны и прошли стендовые тесты бывалые эталоны амортизаторов и муфт сцепления на базе магнитоуправляемых жидкостей для автомобилей среднего и особо малого классов. Но здесь-то и начинается та "большая разница" меж русским и забугорным автопромом. Если богатые янки здесь же хватаются за новинку, способную принести хоть несколько очков в борьбе с соперниками, то нашей индустрии, как досадно бы это не звучало, "не до того"... Вот и муфтами включения вентилятора заинтересовался не ВАЗ, а "Даймлер-Крайслер", предложивший прибыльный договор. Грустно...