МИКАС, ПОДЖИГАЙ
МИКАС, ПОДЖИГАЙ
КЛУБ Автовладельцев
ЭЛЕКТРОНИКА
МИКАС, ПОДЖИГАЙ
Вот и нижегородские четырехколесные "зверушки" обзавелись хитрецкой электрической системой - ради удобства, эффективности, экологии. Компьютерное зажигание "газелей" и "соболей" представляет один из разработчиков.
Павел ТЕРЕМЯКИН
Часть фаворитных машин ГАЗ оснащает современным шестнадцатиклапанным движком ЗМЗ-4063.10. Зажиганием тут командует микропроцессорный блок МИКАС 5.4, разработанный столичной компанией НПП ЭЛКАР. Кроме компьютера, в систему входят две катушки зажигания, четыре датчика и электрический клапан, который отключает подачу горючего на принудительном холостом ходу.
Главный датчик - положения коленчатого вала (производства калужского "Автоприбора" - 23.3847 либо "Бош" - 0261210113). По его сигналам блок управления синхронизирует момент зажигания с тактами мотора. Установлен датчик в приливе фронтальной крышки цепи, напротив зубчатого диска на фронтальном носке коленвала. У диска 60 зубьев, два из их удалены: этот пропуск служит точкой отсчета датчику и блоку управления. Когда поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке, перед сердечником датчика должна быть середина зуба № 20 (считаем с места отсутствующих "зубов" против вращения диска). При повреждении датчика положения коленвала, его электроцепей либо зубчатого диска движок работать не будет.
Три других датчика служат для корректировки угла опережения зажигания зависимо от критерий работы мотора. Их отказ не значит остановки мотора, но тянет некое ухудшение его черт. Датчик абсолютного давления воздуха ("Бош" 0261230004) размещен на моторном щите и соединен шлангом с впускным трубопроводом; с его помощью компьютер судит о нагрузке на движок. Датчик температуры (КЗАМЭ 19.3828) установлен в корпусе термостата. Датчик детонации (Уральского электромеханического завода - GT 305 либо "Бош" 0261231046) закреплен на шпильке, ввернутой в блок цилиндров под впускным трубопроводом; он "ощущает" вибрацию металлических стен и докладывает о ней "наверх" компу; тот, распознав детонацию, "припозднит" зажигание в отдельных цилиндрах.
Катушки зажигания установлены, как и на впрысковом "волговском" движке ЗМЗ-4062.10, на клапанной крышке. Две штатные - двухискровые, производства АТЭ-2 (3012.3705) - обслуживают соответственно первый-четвертый и второй-третий цилиндры, при этом искровой разряд происходит сразу на 2-ух свечках. Вероятна установка четырехвыводной катушки.
Клапан ЭПХХ - устройство, уже знакомое автомобилистам; обозначим только его размещение - на моторном щите.
Микропроцессорный блок управления не только лишь управляет зажиганием, да и может оценивать состояние частей системы. Для диагностики в полном объеме ему будет нужно ассистент, прибор DST-2. Да и без него блок кое-что скажет водителю - подмигивая лампой под композицией устройств, слева от управляющий колонки. При обычной работе лампа "молчит". Загорелась - кое-где в системе случился сбой. Это не значит, что нужно срочно глушить мотор, но проблему лучше выискать, не откладывая.
Блок различает несколько типов дефектов. Бывает, случилась разовая ошибка, кое-где отошел контакт, а позже все возвратилось в норму. Компьютер не будет докучать водителю повсевременно включенной лампой и погасит ее, убедившись, что все в порядке (время от времени для этого довольно приостановить и вновь пустить мотор). Через два часа он совсем забудет об однократном нарушении. Если краткосрочная проблема повторяется, лампа всякий раз указывает ее, а компьютер крепко держит в памяти, пока ее не стерли отключением аккума либо тестером DST-2. Водителю важнее знать о текущих дефектах - другими словами присутствующих в реальный момент. О их говорит повсевременно пылающая лампа диагностики. Чтоб блок "заговорил", нужно замкнуть контакты 10 и 12 в диагностической колодке под капотом и включить зажигание. Лампа будет высвечивать коды, каждый по трижды. Первым должен быть код "12" (одно включение лампы, 1,5-секундная пауза, два включения через полсекунды; потом пауза 4 секунды и вновь таковой же код; еще 4 секунды и 3-ий раз "12" - лучше один раз узреть, так понятнее). "12" не значит неисправности, а указывает, что система самодиагностики активизирована. После чего кода так же, по трижды, лампа показывает проблемы, если они есть (коды представлены в таблице). Если код трехзначный, 1-ая цифра - единичка - высвечивается в два раза подольше других, в течение 1 секунды. Завершает функцию тот же код "12". Кстати, если он отсутствует при первом включении - означает, неисправен либо сам блок управления, либо жгут проводов.
По нашему опыту, более нередко компьютер регистрирует как разовые и многоразовые ошибки последующие коды:
25 - падение напряжения ниже допустимого. Вероятные предпосылки - включение стартера при "севшем" аккуме, окислившиеся (незатянутые) клеммы батареи, нехороший контакт с "массой";
53 - неисправность датчика положения коленвала. Может быть, дело в нехорошем контакте на датчике, но время от времени он ни при чем. Сбой могут вызвать значимые помехи в бортсети, к примеру, от высоковольтных проводов либо наконечников свеч без помехоподавляющих сопротивлений;
61 - неисправность блока управления. Значит автоматический перезапуск программки из-за деяния сильной наружной помехи, к примеру, от неисправных частей системы зажигания;
62 - утрата данных оперативки блока управления. Происходит в случае отключения от сети аккума, значимом падении напряжения.
Все эти коды свидетельствуют о временных проблемах в "смежных" системах и при их устранении больше не появляются.
После ремонта либо перед ним, чтоб поделить однократные и неизменные неисправности, нужно стереть коды дефектов из оперативки компьютера. Для этого довольно отсоединить "массовый" провод от аккума более чем на одну минутку (зажигание должно быть выключено!) После, "на свежайшую голову" блок покажет либо только "12" и "62" (см. выше; через 2 часа этот код сотрется), либо к тому же повторившиеся после перезагрузки проблемы.
Отметим, что в представленной системе управления зажиганием есть резервы для модернизации, и об этом мы поведаем в одном из ближайших номеров журнальчика.
Состав системы зажигания: 1 - блок управления МИКАС 5.4; 2 - катушка зажигания; 3 - датчик положения коленвала со своим жгутом проводов; 4 - клапан ЭПХХ; 5 - датчик детонации; 6 - датчик абсолютного давления воздуха во впускном трудопроводе; 7 - датчик температуры охлаждающей воды.
КОДЫ Дефектов БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ МИКАС 5.4
Код Описание неисправности
12 Запрос самодиагностики включен
15 Обрыв в цепи датчика абсолютного давления
16 Куцее замыкание в цепи датчика абсолютного давления
21 Куцее замыкание в цепи датчика температуры охлаждающей воды
22 Обрыв в цепи датчика температуры охлаждающей воды
25 Малый уровень напряжения питания
26 Высочайший уровень напряжения питания
51, 52 Неисправность блока управления
53 Неисправность датчика положения коленчатого вала либо высочайший
уровень электронных помех в бортовой сети автомобиля
61 Неисправность блока управления
62 Утрата данных оперативки (ОЗУ) блока управления
63 Неисправность неизменной памяти (ПЗУ) блока управления
64, 65 Неисправности энергонезависимой памяти блока управления
либо отсутствие в ней записанной инфы о производителе
181 Куцее замыкание в цепи лампы диагностики
182 Обрыв в цепи лампы диагностики
197* Куцее замыкание в цепи клапана ЭПХХ
198* Обрыв в цепи клапана ЭПХХ
* Относятся к последним версиям программного обеспечения.