Выброс НА СЛУЖБЕ У Мотора
Выброс НА СЛУЖБЕ У Мотора
КЛУБ Автовладельцев
Страница ИСТОРИИ
Выброс НА СЛУЖБЕ У Мотора
Как вынудить бензин поступать
из топливного бака к карбюратору?
Сергей КАНУННИКОВ
Мысль подачи горючего к движку насосом с механическим приводом, на 1-ый взор, лежит на поверхности. Но этот легкий прибор далековато не сходу прижился в автомобиле.
Сначало бензин поступал из бензобака к движку самотеком. Для этого бак помещали выше карбюратора (обычно, на "торпедо" кузова). Это часто приводило к курьезам. У 1-го из хозяев "Форда-Т" с "самотечной" подачей бензина движок просто глох на крутых подъемах, когда горючего в баке оставалось малость. Обладатель ничего не осознавал в автомобилях и с возмущением обратился к дилеру. Тот отлично разбирался в сильных и слабеньких сторонах конструкции "Форда". Устыдив владельца машины за неумение ездить, он въехал в гору задним ходом, вроде бы показывая, что у неплохого водителя "Форд" подымается в гору без заморочек. Разумеется, что в данном случае бензин попадал в систему питания даже при самом малом уровне. Но верхнее размещение бензобака было не только лишь неловким, да и опасным. Инженеры пробовали пристроить его где-нибудь под рамой - но тогда карбюратор был выше бака и требовалось некоторое приспособление для подачи бензина под давлением. Как сделать его? Родилась мысль использовать "невостребованное" давление выхлопных газов.
Система работала так (рис. 1). В топливный бак от выпускного коллектора проводили трубку с клапаном - так именуемым пульсатором. Роль этого клапана была очень несет ответственность - пропускать к баку строго определенное количество газов, чтоб не создавать там лишнего давления, способного деформировать и даже порвать бензобак. Потом добавили 2-ой - предохранительный клапан и манометр, чтобы шофер мог держать под контролем давление. Пульсатор работал в томных критериях - нагар из выхлопных газов сбивал его регулировку. А выброс у автомобилей тех пор был еще наименее незапятнанным, чем на данный момент. Не считая того, оставалась нерешенной неувязка подачи бензина для запуска мотора. Пришлось сделать ручной насос для подкачки воздуха в бак.
Развиваемое выхлопными газами давление оказалось более чем достаточным для надежной подачи горючего - появилась необходимость регулировать поступление рабочей консистенции во впускной коллектор. Напомним, что в те времена на большинстве авто движков дроссельная заслонка (рис. 2) работала вроде бы независимо от карбюратора, изменяя проходное сечение впускного коллектора. Ее даже называли по другому - краном. Управлялся кран подпружиненной телескопической тягой. При пуске мотора шофер особым рычагом повлиял на тягу, очень открывая заслонку. С повышением оборотов мотора особенный центробежный регулятор (два соединенных пружиной шарика) несколько прикрывал заслонку - полному ее закрытию препятствовала пружина телескопической тяги. Но для набора скорости центробежный регулятор было надо отключать. Нажимая на педаль акселератора, шофер через систему рычагов и пружин повлиял на регулятор, и заслонка приоткрывалась на требуемую величину.
Такая система подачи горючего была очень сложна, а поэтому не очень надежна. Даже "самотечные" конструкции превосходили ее. Все же она применялась на многих моделях автомобилей - и не один год.
Рис. 1. Подача бензина под давлением выхлопных газов: 1 - бензобак; 2 - бензопровод; 3 - трубопровод подачи выхлопных газов; 4 - ручной насос; 5 - манометр; 6 - регулятор давления - "пульсатор".
Рис. 2. Схема привода дроссельной заслонки: 1 - педаль акселератора; 2 - рычаг управления дроссельной заслонкой; 3 - тяга; 4 - дроссельная заслонка - "кран"; 5 - центробежный регулятор.