ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?
ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?
ТЕХНИКА
/ТЕХНОЛОГИИ
ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?
Электрическая Сопоставимость Компонент АВТОМОБИЛЯ
ТЕКСТ / ОЛЕГ МИХЕЕВ, СЕРГЕЙ МИШИН, АВТОВАЗ
Включая электробритву, пылесос либо кофемолку, каждый наверное уделял свое внимание, что по "картинке" на дисплее телека вдруг побежала рябь, сопровождаемая хрипом из динамиков. "Помехи", - обычно молвят в таких случаях. Вправду, хоть какой электронный либо электрический прибор при работе испускает электрические волны. Их-то и ловит телевизионная антенна, а телеприемник делает видимыми и слышимыми. А сколько таких волн, генерируемых силами природы и людской деятельностью, остается за кадром! Грозовой разряд и магнитные бури, электростанции и полосы электропередач, электромоторы и мобильники - перечень громаден. Чем больше таких устройств, тем труднее им ужиться совместно. Ведь они действуют друг на друга, "засоряют" окружающую среду, а время от времени к тому же небезвредны для нашего здоровья.
В особенности трудно приходится электронике. "Просим отключить мобильники на период взлета самолета и набора высоты!" - таковой фразе бортпроводницы уже никто не удивляется. Ведь сигнал, излучаемый телефоном, может организовать сбой в электрической бортовой системе самолета. Подобная ситуация и в автомобиле, при этом отягощения нарастают тем лучше, чем больше в нем электроники.
Сбои в работе компьютера, управляющего впрыском, отопителем, подушкой безопасности, антиблокировочной системой тормозов и др., могут привести к отказу либо, напротив, к срабатыванию той либо другой системы в самый неподходящий момент. А ведь спровоцировать этот сбой, как мы знаем, способен хоть какой электрический импульс - от звонка мобильника и радара инспектора ДПС до проезда под проводами ЛЭП и грозового разряда. Да что молния - иногда хватит статического напряжения, скопленного шерстяным свитером водителя либо дубленкой пассажирки. Изучает и старается предупредить подобные трудности целая наука об электрической сопоставимости (ЭМС).
1-ые требования к ЭМС, касающиеся автомобилей, появились еще посреди 40-х годов прошедшего столетия. Это нормы уровня радиопомех, излучаемых работающим движком. Спецам они известны обычно R10 ЕЭК ООН - по нему до настоящего времени проводится омологация автомобилей в Европе. Давным-давно оценку уровня радиопомех проводили за городом, вдалеке от промышленных объектов и других источников электрического излучения, чтоб исключить их воздействие на результаты. С того времени электроники в автомобиле существенно прибавилось, а в Правиле R10, невзирая на сохранившееся заглавие, появилась проверка электрических систем на надежность под воздействием наружных электрических излучений.
Для решения этих задач в 1995 году на Вуале был сотворен комплекс электрической сопоставимости.
Работы по ЭМС начинаются с испытаний и доводки тех компонент автомобиля, которые источают электрические импульсы либо могут на таковые среагировать. Поначалу в особых камерах проводят стендовые тесты отдельных узлов.
Одна из их - малая безэховая, изготовлена из покрытой цинком стали. Ее внутреннее место стопроцентно изолировано (на языке профессионалов - экранировано) от окружающего мира. Стенки и потолок камеры покрыты пирамидами - "поглотителями" волн. Таким макаром, исключается электрическое эхо - отсюда и ее заглавие. Снутри сделаны условия для имитации работы испытуемого узла, есть регистрирующие приборы для оценки уровня излучаемых им радиопомех. В камере можно сделать электрическое поле с частотой от 100 до 18 000 МГц и напряженностью до 200 В/м и облучать этим полем испытуемый узел. При этом экранирующие характеристики стенок не позволяют электрическим полям "проникнуть" наружу. Эта камера позволяет оценить излучение, исходящее от авто компонент, и проверить их работоспособность под воздействием наружных электрических полей.
Еще есть так именуемая малая ТЕМ-камера (с поперечными электрическими волнами). В ней инспектируют электронику на способность противостоять электрическому полю с частотами от 50 Гц до 200 МГц и напряженностью до 5000 В/м.
Отметим, что не все системы автомобиля должны сохранять работоспособность при воздействии массивного электрического импульса. Для неких допустимы маленькие перебои в работе, хотя основная задачка второстепенных систем - просто не выйти из строя. Зато те, что отвечают за Законодательство движения (подушка безопасности, электроусилитель руля, Abs), должны верно работать даже при самых жестких электрических воздействиях.
Но окончательную проверку электроника проходит уже в составе автомобиля. Для этих испытаний сотворена большая безэховая камера размерами 30х20х10 метров.
Для имитации движения автомобиля в камере есть роликовый щит: он позволяет воссоздать фактически любые дорожные условия. На месте водителя - программируемый бот. Управление роликовым щитом, электрическим шофером и наблюдение за контрольно-измерительными устройствами ведут из операторской по оптическим кабелям (этим электрические поля не жутки), используя автоматические системы. Зрительный контроль - камерами.
Способность автомобиля противостоять грозовому уровню и без опасения проезжать под проводами сильной ЛЭП инспектируют в большой ТЕМ-камере. Тут ему приходится обосновывать свою работоспособность в электрическом поле с частотой от 50 Гц до 20 МГц. Как и в предшествующей камере, есть роликовый щит и "автопилот".
Но комплекс ЭМС занимается не только лишь электрической совместимостью авто компонент с наружным миром. Тут решают делему сосуществования узлов и систем снутри самого автомобиля. К примеру, на электронику приметно оказывает влияние работа электрического оборудования. Все знают, что напряжение бортовой сети составляет 12 В. Знают также, что при пуске мотора на морозе, да еще при подсевшем аккуме оно может свалиться до 5-6 В. Но еще меньше понятно, что в бортовой сети бывают импульсные помехи напряженностью 100В и поболее (спецы именуют их кондуктивными). А причина их появления - не только лишь включение-выключение массивных потребителей электроэнергии, работа электрических клапанов и реле, да и просто плохо закрепленная, "дребезжащая" (в электронном смысле) клемма на аккуме. И такое перенапряжение все электрические узлы должны выдерживать, а те, что отвечают за Законодательство движения, - к тому же работать без мельчайших сбоев. Потому все электрические узлы должны быть устойчивы к "провалам" и "выбросам" напряжения, к импульсным перенапряжениям в несколько сотен вольт.
Остается проверить устойчивость электроники автомобиля к электростатическому уровню. В жизни его вызывает одежка водителя и пассажиров. При таких испытаниях изделия подвергают "электрошоку" с напряжением до 20 киловольт.
Сейчас спецы комплекса электрической сопоставимости ДТР ВАЗа (департамент технического развития - прошлый НТЦ ВАЗа) убеждены в том, что электрические системы не страшатся помех. Впрыск горючего и электроусилитель не откажут при проезде рядом с ЛЭП, а подушка безопасности не "выстрелит", даже если молния стукнет совершенно рядом...
Естественно, если только вы не оборудовали машину "левой" сигнализацией либо любым другим электрическим устройством непонятного производителя.




ТЕХНИКА
/ТЕХНОЛОГИИ
ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?
Электрическая Сопоставимость Компонент АВТОМОБИЛЯ
ТЕКСТ / ОЛЕГ МИХЕЕВ, СЕРГЕЙ МИШИН, АВТОВАЗ
Включая электробритву, пылесос либо кофемолку, каждый наверное уделял свое внимание, что по "картинке" на дисплее телека вдруг побежала рябь, сопровождаемая хрипом из динамиков. "Помехи", - обычно молвят в таких случаях. Вправду, хоть какой электронный либо электрический прибор при работе испускает электрические волны. Их-то и ловит телевизионная антенна, а телеприемник делает видимыми и слышимыми. А сколько таких волн, генерируемых силами природы и людской деятельностью, остается за кадром! Грозовой разряд и магнитные бури, электростанции и полосы электропередач, электромоторы и мобильники - перечень громаден. Чем больше таких устройств, тем труднее им ужиться совместно. Ведь они действуют друг на друга, "засоряют" окружающую среду, а время от времени к тому же небезвредны для нашего здоровья.
В особенности трудно приходится электронике. "Просим отключить мобильники на период взлета самолета и набора высоты!" - таковой фразе бортпроводницы уже никто не удивляется. Ведь сигнал, излучаемый телефоном, может организовать сбой в электрической бортовой системе самолета. Подобная ситуация и в автомобиле, при этом отягощения нарастают тем лучше, чем больше в нем электроники.
Сбои в работе компьютера, управляющего впрыском, отопителем, подушкой безопасности, антиблокировочной системой тормозов и др., могут привести к отказу либо, напротив, к срабатыванию той либо другой системы в самый неподходящий момент. А ведь спровоцировать этот сбой, как мы знаем, способен хоть какой электрический импульс - от звонка мобильника и радара инспектора ДПС до проезда под проводами ЛЭП и грозового разряда. Да что молния - иногда хватит статического напряжения, скопленного шерстяным свитером водителя либо дубленкой пассажирки. Изучает и старается предупредить подобные трудности целая наука об электрической сопоставимости (ЭМС).
1-ые требования к ЭМС, касающиеся автомобилей, появились еще посреди 40-х годов прошедшего столетия. Это нормы уровня радиопомех, излучаемых работающим движком. Спецам они известны обычно R10 ЕЭК ООН - по нему до настоящего времени проводится омологация автомобилей в Европе. Давным-давно оценку уровня радиопомех проводили за городом, вдалеке от промышленных объектов и других источников электрического излучения, чтоб исключить их воздействие на результаты. С того времени электроники в автомобиле существенно прибавилось, а в Правиле R10, невзирая на сохранившееся заглавие, появилась проверка электрических систем на надежность под воздействием наружных электрических излучений.
Для решения этих задач в 1995 году на Вуале был сотворен комплекс электрической сопоставимости.
Работы по ЭМС начинаются с испытаний и доводки тех компонент автомобиля, которые источают электрические импульсы либо могут на таковые среагировать. Поначалу в особых камерах проводят стендовые тесты отдельных узлов.
Одна из их - малая безэховая, изготовлена из покрытой цинком стали. Ее внутреннее место стопроцентно изолировано (на языке профессионалов - экранировано) от окружающего мира. Стенки и потолок камеры покрыты пирамидами - "поглотителями" волн. Таким макаром, исключается электрическое эхо - отсюда и ее заглавие. Снутри сделаны условия для имитации работы испытуемого узла, есть регистрирующие приборы для оценки уровня излучаемых им радиопомех. В камере можно сделать электрическое поле с частотой от 100 до 18 000 МГц и напряженностью до 200 В/м и облучать этим полем испытуемый узел. При этом экранирующие характеристики стенок не позволяют электрическим полям "проникнуть" наружу. Эта камера позволяет оценить излучение, исходящее от авто компонент, и проверить их работоспособность под воздействием наружных электрических полей.
Еще есть так именуемая малая ТЕМ-камера (с поперечными электрическими волнами). В ней инспектируют электронику на способность противостоять электрическому полю с частотами от 50 Гц до 200 МГц и напряженностью до 5000 В/м.
Отметим, что не все системы автомобиля должны сохранять работоспособность при воздействии массивного электрического импульса. Для неких допустимы маленькие перебои в работе, хотя основная задачка второстепенных систем - просто не выйти из строя. Зато те, что отвечают за Законодательство движения (подушка безопасности, электроусилитель руля, Abs), должны верно работать даже при самых жестких электрических воздействиях.
Но окончательную проверку электроника проходит уже в составе автомобиля. Для этих испытаний сотворена большая безэховая камера размерами 30х20х10 метров.
Для имитации движения автомобиля в камере есть роликовый щит: он позволяет воссоздать фактически любые дорожные условия. На месте водителя - программируемый бот. Управление роликовым щитом, электрическим шофером и наблюдение за контрольно-измерительными устройствами ведут из операторской по оптическим кабелям (этим электрические поля не жутки), используя автоматические системы. Зрительный контроль - камерами.
Способность автомобиля противостоять грозовому уровню и без опасения проезжать под проводами сильной ЛЭП инспектируют в большой ТЕМ-камере. Тут ему приходится обосновывать свою работоспособность в электрическом поле с частотой от 50 Гц до 20 МГц. Как и в предшествующей камере, есть роликовый щит и "автопилот".
Но комплекс ЭМС занимается не только лишь электрической совместимостью авто компонент с наружным миром. Тут решают делему сосуществования узлов и систем снутри самого автомобиля. К примеру, на электронику приметно оказывает влияние работа электрического оборудования. Все знают, что напряжение бортовой сети составляет 12 В. Знают также, что при пуске мотора на морозе, да еще при подсевшем аккуме оно может свалиться до 5-6 В. Но еще меньше понятно, что в бортовой сети бывают импульсные помехи напряженностью 100В и поболее (спецы именуют их кондуктивными). А причина их появления - не только лишь включение-выключение массивных потребителей электроэнергии, работа электрических клапанов и реле, да и просто плохо закрепленная, "дребезжащая" (в электронном смысле) клемма на аккуме. И такое перенапряжение все электрические узлы должны выдерживать, а те, что отвечают за Законодательство движения, - к тому же работать без мельчайших сбоев. Потому все электрические узлы должны быть устойчивы к "провалам" и "выбросам" напряжения, к импульсным перенапряжениям в несколько сотен вольт.
Остается проверить устойчивость электроники автомобиля к электростатическому уровню. В жизни его вызывает одежка водителя и пассажиров. При таких испытаниях изделия подвергают "электрошоку" с напряжением до 20 киловольт.
Сейчас спецы комплекса электрической сопоставимости ДТР ВАЗа (департамент технического развития - прошлый НТЦ ВАЗа) убеждены в том, что электрические системы не страшатся помех. Впрыск горючего и электроусилитель не откажут при проезде рядом с ЛЭП, а подушка безопасности не "выстрелит", даже если молния стукнет совершенно рядом...
Естественно, если только вы не оборудовали машину "левой" сигнализацией либо любым другим электрическим устройством непонятного производителя.



