ПОРЕМ ГОРЯЧКУ
ПОРЕМ "ГОРЯЧКУ"
Тесты
Тест
ПОРЕМ "ГОРЯЧКУ"
Перегрев тормозов - явление опасное. К счастью, сейчас с ним можно биться.
Вадим КРЮЧКОВ
Есть прирекания на работу тормозов - купи колодки другого производителя. До ближайшего времени подбор фрикционного материала накладок был единственным разрешенным методом как-то сделать лучше эту самую важную систему автомобиля. Но, ясное дело, стопроцентно от заморочек он не устранял. В особенности нередко с перегревом и понижением эффективности торможения сталкивались обладатели переднеприводных машин ВАЗа. Не всегда выручали даже дорогие фирменные колодки, а благие намерения усовершенствовать ненадежную конструкцию разбивались о запрещающий пункт Правил дорожного движения - помните слова об конфигурациях, не согласованных с заводом-изготовителем? Завод же многообразием вариантов не баловал - многие годы тиражировал для "самар" один механизм. Но вот появился VAZ 2110, а совместно с ним - три типа фронтальных дисковых тормозов. Как следует, хотя бы в рамках "десятого" семейства можно поменять направляющие, суппорты и прочее "железо" на легитимных основаниях. Но до того как крутить гайки, давайте оценим возможности тормозных систем.
В нашем тесте участвовали три комплекта фронтальных тормозов от разных модификаций "10-ки" (см. таблицу). 1-ый - тот, вызывающий массу приреканий механизм VAZ 2108, доставшийся новейшей модели по наследию (фото 1). 2-ой - "родной" тормоз "десяток" с 13-дюймовыми колесами (фото 2). Его преимущество - вентилируемые диски. 3-ий - набор VAZ 2112 с вентилируемыми дисками увеличенного размера (фото 3). Им оснащают машины с 16-клапанными движками и 14-дюймовыми колесами. С выбором колодок особо не мудрили - взяли отлично зарекомендовавшие себя в процессе сравнительных испытаний (ЗР, 1998, № 7) украинско-австралийские ДАФМИ. От стандартных они отличались только вживленными термопарами, позволяющими держать под контролем нагрев при помощи электрического указателя температуры.
Заезды проводили на автомобиле VAZ 2110 массой 1275 кг, включая водителя, пассажира и аппаратуру. Соревнующиеся механизмы после недолговременной обкатки попеременно отрабатывали серию тормозных циклов со скорости 80 км/ч до полной остановки с замедлением в границах 6,5-7 м/с2. Измерительное оборудование фиксировало тормозной путь, температуру колодок, усилие на педали тормоза и реальное замедление.
В целом спрогнозировать итог было несложно. Но, признаться, настолько разительных различий на финише мы не ждали. После обкатки прогретые до обычной рабочей температуры (90-100°С) тормоза показали завидное единство. Все три модификации при замедлении 6,8-6,9 м/с2 с припасом выполнили нормативы: тормозной путь короче 38 м, усилие на педали не превосходит 50 кгс. Правда, те, что от "восьмерки", оказались более "тугими": 40 кгс против 32 кгс у других. Это подтверждают и личные чувства. 1-ое воспоминание при переходе на вентилируемые комплекты - педаль тормоза стала мягче.
Но вот поддали жару... Бедные обладатели "самар" и "десяток" с схожими тормозами! Всего через 16 циклов температура колодок перевалила за 290°С. Приехали! От колес застывшей на обочине машины валил густой дым, диски от перегрева посинели - отлично хоть до открытого пламени дело не дошло. Дополнительный штришок - невзирая на холодную погоду, остужать раскаленные Ремонт и эксплуатация пришлось минут 40. А что с эффективностью? Уже на седьмом (!) торможении необходимое замедление сделать не удалось, тормозной путь превысил 41 м, усилие составляло 55 кгс. Указатель температуры зафиксировал 189°С - давайте запомним эту цифру, мы к ней еще вернемся. С предстоящим прогревом дела шли все ужаснее, прямо до рокового 16-го цикла.
Вентилируемые тормоза VAZ 2110 кипятиться не стали. Их способность к остыванию оказалась вдвое лучше, чем у "восьмых". 1-ый тревожный звонок прозвучал только на 14-м цикле - усилие на педали превысило норматив. Но, что важно, тормозной путь и замедление остались в границах допуска. Кстати, в этот момент температура колодок достигнула 188°С - снова зафиксируем внимание на данной цифре. В предстоящем температура и, соответственно, усилие на педали плавненько росли. Другие характеристики застыли как вкопанные. Заезды закончили досрочно, не достигнув предела, - суппорты по мере нагрева расширились и стали задевать за легкосплавные колесные диски. Но все равно, показанный итог - 217°С за 20 циклов - куда лучше, чем у устройств "Самары". Но на будущее отметим: увеличенные суппорты и направляющие колодок VAZ 2110 уживаются без заморочек не с каждым колесным диском на 13 дюймов. Лучше взять тот, у которого углубление под рабочий механизм тормозов побольше.
Сейчас гвоздь программки - огромные вентилируемые тормоза VAZ 2112. Аспекты в их поведении начались при температуре колодок... Верно, около 190°С. Цифра эта отражает в основном характеристики фрикционных накладок ДАФМИ, а возможности тормозов охарактеризовывают другие величины. Итак вот, пороговое значение температуры достигнуто лишь на 26-м цикле. Чувствуете разницу? Не достаточно того, замедление осталось в норме, по тормозному пути припас есть еще, только немножко повышено усилие на педали. Последующие пробы доконать тормоза нагревом фуррора не принесли. Очень неспешный и прогнозируемый рост температуры сопровождался завидной стабильностью других характеристик. Даже вызвавшее было тревогу усилие на педали закончило возрастать. Шел маленький дрейф вокруг граничного значения - от 48 до 56 кгс. Мучения закончили, как говорится, за очевидным преимуществом, после 69 торможений! Вот данные последнего цикла: путь - 38 м, замедление - 6,47 м/с2, усилие - 55 кгс, температура - 244°С.
Пожалуй, пора углубиться в дебри взаимозаменяемости, где, к огорчению, царствует полный хаос. Не отыскиваете правды в каталогах на "10-ку" - меж планами и автомобилем, сошедшим с сборочного потока, большая пропасть. В таблице вы отыщите те варианты комплектации, что сейчас встречаются в большинстве случаев. При всем этом у автомобилей с 13-дюймовыми колесами "пересортица" тормозов - в порядке вещей. Уверенным можно быть только в одном - машина с 16-клапанным движком будет вооружена 14-дюймовыми колесами и тормозами VAZ 2112. Кстати говоря, их-то поменять на другие категорически не советуем - нецелесообразно и нелегально.
Относительно других вариантов технического творчества дело обстоит так. Для перехода с "восьмых" тормозов на вентилируемые VAZ 2110 потребуются защитные кожухи, диски, направляющие колодок и суппорты (каталожные номера деталей отыщите в таблице). Рыночная стоимость такового комплекта 1400-1500 рублей. Опытный механик выполнит работу за час. С учетом замечания по выбору колес это лучший и самый дешевенький метод модернизации. Спору нет, огромные тормоза VAZ 2112 еще лучше. Для обладателя машины с "восьмыми" механизмами новое "железо" будет стоить практически столько же, сколько в прошлом случае, а обладателям "10-х" обойдется даже дешевле - пригодятся только увеличенные вентилируемые диски и направляющие колодок. Но не запамятовывайте: огромным тормозам - огромные колеса. Неминуемый переход на 14 дюймов обойдется дорого, хотя мы убеждены - у этого варианта тоже найдутся фанаты.
И в конце концов, нездоровой вопрос - можно ли поставить тормоза "десятого" семейства на "Самару"? Здравый смысл дает подсказку - можно без каких-то ограничений. Но, как досадно бы это не звучало, официального одобрения пока не последовало. Придется действовать на собственный ужас и риск или терпеливо ожидать одобренного заводом каталога запасных частей с надлежащими поправками. Как бы хотелось, чтоб ВАЗ не откладывал в длинный ящик унификацию тормозов переднеприводных автомобилей! Речь-то идет о безопасности.