Шиномонтаж на обочине
Наилучшее средство от боязни прокола колеса – запаска. Но как обойтись и без нее.

Вы попали: колесо спускает, а запаски нет. Современные шины бескамерные – если удалось перекрыть маленькую утечку герметизирующим составом, залив его в вентиль, прокол можно и не находить. Отлично – заткнуть дырку резиновым жгутом. Его вводят снаружи особенным приспособлением (такие наборы на рынке недороги). Но на данный момент речь о последнем случае – когда у беззаботного водителя нет под рукою ничего, чтоб стремительно заделать прокол.
Прием не нов, но эффективен: сдвигаем борт шины, использовав вес машины и силу домкрата.
Заглушить маленькую дырку можно, вкрутив в нее шуруп. Взять его можно, к примеру, из обшивки багажника. Другой вариант, если прокол маленький: залить в шину пол-литра воды (насосом через вентиль), чтоб она тормозила выход воздуха. Но временами подкачивать колесо придется.
Приблизительно 10 кубиков бензина, факел, взрыв – и борт посиживает на месте!
Для заделки большой дыры покрышку придется снять с диска, хотя бы одной стороной. Но поначалу – двинуть оба борта шины вглубь ручья обода. Опытные возят на таковой случай отрезок железного уголка и тяжкий молоток. Или сдвигают домкратом, уперев его пяту в боковину шины, а полку – в порог автомобиля. Дальше монтажками нужно перетянуть подходящий борт через закраину обода, и только после чего можно браться за ремонтные грибки, клей и заплатки.
Прокол заделали – но как возвратить шину на полки обода? Не у каждого при для себя электронный компрессор с высочайшей производительностью. А чтоб воспользоваться обыденным насосом, придется очень уплотнить щели – к примеру, стянуть покрышку по окружности веревками. Если борта уперлись в хамп и давление начало расти, задачка решена. На практике эти способы требуют ловкости рук. Проще высадить шину легким взрывом. Для этого необходимо 10–15 г бензина. Вовнутрь шины наливаем несколько мл горючего, потом, чтоб оно лучше испарялось, прокатываем колесо. Кладем его на бок и, нажав на боковину, подносим к щели пламя. Но не спичку, а факел! Раздастся хлопок – и шина на месте. Обычная ошибка – налить очень много бензина: заместо хлопка вспыхнет костер. Гасим, проветриваем...
«Накачиваем» шину поливочным шлангом. Дело просит терпения, зато на таком колесе дотянете до места ремонта.
Когда дыра в кулак, шину уже не спасти. Разве что воткнуть в покрышку камеру. Изнутри дыру полезно перекрыть «шубой» из пары слоев резины либо же бандажом, вырезанным из боковины шины, валяющейся на обочине, – этого добра повдоль дорог много. Так вы защитите камеру от песка и снизите возможность предстоящего разрыва. А если до цели поездки неподалеку? На спущенной шине можете проехать по асфальту 15–20 км со скоростью до 40 км/ч, до того как она совсем развалится. Об этом опыте мы ведали в ЗР, 2009, № 7.
Но если камеры нет? Тогда включайте фантазию. Кто-то «заправляет» шину поливочным шлангом; в ход пойдет различная ветошь, губчатая резина от старенькых сидений, пластмассовая пленка, полосы линолеума, боковины, вырезанные из старенькых шин и т. п. С схожей набивкой покрышки на ходу будут меньше сминаться. Но о езде в обыкновенном режиме забудьте – не спеша, максимально аккуратненько едем до наиблежайшей шиномонтажной мастерской.
Дорожный набор: клинья-упоры, домкрат, монтажки, баллонный ключ, молоток, перчатки, уголки, компрессор. Не забудьте ремонтные грибки, самовулканизирующиеся заплатки и непременно – колпачок вентиля с головкой, которым выворачивают золотник. На колесах современных машин таких колпачков обычно нет, но вы выищите – он может понадобиться.
УХОД ЗА КОЛЕСАМИ, ПРАВИЛА ДЕМОНТАЖА И МОНТАЖА
– Не всякое повреждение шины можно убрать без утраты ее свойств. Ездите так, чтоб риск фатальных повреждений свести к минимуму. В далекую дорогу возьмите про припас камеру – может понадобиться.
– Смотрите за состоянием баллонного ключа и домкрата. Трещинкы либо вытяжка металла, очень изношенная резьба, тугое, невзирая на смазку, вращение – недопустимы!
– Перед тем как поднять автомобиль на домкрате, зафиксируйте колеса обратной стороны. Стопоры под опорными колесами – клинья, камешки и т. п. – не должны проскальзывать по дороге. Чтоб машина не сползала в сторону, опорные колеса лучше расположить в неглубокой колее либо выбоинах покрытия.
– Если придется работать на мягеньком грунте либо снегу, под пяту домкрата положите опору пошире – к примеру, кусочек крепкой доски. Вращая винт, не поправляйте другой рукою домкрат, тем паче не суйте в него пальцы. Подняв машину, для страховки положите надежную вспомогательную опору под порог (запасное колесо, устойчивый чурбак и т. п.).
– При установке колеса болты (гайки) крепления необходимо подтянуть еще на весу – так оно будет верно отцентрировано на ступице.
– Резьба крепежных болтов (гаек) прослужит подольше, если перед тем, как закрутить, немного смажете их консистентной смазкой.