КАК Я ПОПАЛ НА ТАЙГУ
КАК Я "ПОПАЛ" НА "ТАЙГУ"
В журнальчике "Мото" прочел о "Тайге" - "снегоходе последнего поколения". Исследовав технические свойства, оценив внешний облик (один в один - Bombardier) и стоимость вопроса (вдвое ниже цены привезенных из других стран аналогов), сделал вывод, что "Тайга" - то, что нужно. Сначала декабря 2001 г., оплатив дилеру завода "Рыбинские моторы" 115 800 руб., стал владельцем "Тайги" СТ-500Д (заводской №41090038). "Предпродажная подготовка проведена дилерским центром" - свидетельствовал штамп в паПодвескае.
После исследования "Управления по эксплуатации" приступили с отпрыском к обкатке. Тогда все и началось. Запустить движок электростартером удавалось далековато не всегда. Подзарядка аккумуляторной батареи позволяла "завестись" стартёром 1-2 раза. А таковой опцией, как обогрев рукояток руля и рычага газа, мы не воспользовались, чтоб не истощать аккумулятор.
Обороты холостого хода "гуляли", движок внезапно глох как на ходу, так и на месте. Причём запустить его удавалось далековато не сходу. Но мы не унывали, в надежде на то, что всё должно притереться и приработаться.
Обкатка в щадящем режиме (с полуоткрытой дроссельной заслонкой, с одним водителем, по укатанной снежной дороге) заняла всю зимнюю пору, пока на счётчике одометра не появилась цифра "300". На дворе март, на Ладоге снежный наст, температура воздуха - минус 7. Отважился в конце концов испытать, на что все-таки способна эта машина. После прогрева и маленький пробежки открываю дроссель стопроцентно. Снегоход бежит отлично, на спидометре скорость подходит к 65 км/ч и вдруг... удар и тишь. Наружный осмотр никаких поломок не выявил. Провернуть движок не удалось даже веревочным стартером. Выкрутил свечки - в правом цилиндре свеча в дюралевой крошке, боковой электрод прижат к центральному. Эвакуация снегохода со льда востребовала часа четыре и сил четырёх помощников, так как выехать на слабенький вешний лёд за снегоходом на автомобиле не рискнули.
Спецы из "ТехноПодвескаЦентра" забрали аппарат в гарантийный ремонт. Причина поломки, с их слов, - нехорошее качество поршня (оторвало его высшую часть). Поменяли цилиндр, головку цилиндра, поршень с кольцами, свечки, отрегулировали зажигание, проверили карбюратор и сказали, что требуется новенькая обкатка. Безотступно рекомендовали использовать бензин только от Shell, также ввезенное качественное масло (забегая вперед, скажу, что следование этим советам не выручило в предстоящем от аналогичной поломки). Но ни обкатать, ни съездить на снегоходе на рыбалку в ту зиму уже не удалось. За время ремонта и снег и лёд растаяли.
Зима 2002-2003 годов прошла в очередной обкатке и испытании наших сил и нервишек.
Разрыв резинового переходника меж карбюратором и впускным коллектором, причём снизу, где это тяжело увидеть, принудил длительно находить причину внезапных остановок мотора. Как ему не порваться, когда на нём висят карбюратор и глушитель шума впуска? Закреплённый одним винтом через резиновую втулку, со смещением на 300 мм от оси карбюратора, глушитель шума может быть и достаточная опора карбюратору, только если снегоход стоит в тёплом кабинете головного конструктора, а не подвергается различным вибрациям на морозе. Одним словом, пришлось поменять переходник и установить дополнительное крепление глушителя шума впуска. Сейчас вся конструкция держится надёжно.
Закончил работать электростартер. Под защитным резиновым колпачком на стартере нашел обломанную клемму. Ее материал оказался очень тонок и хрупок и не выдержал вибрации.
Последующая поломка - просто смешной рассказ. На рыбалке, на виду у сотки зрителей отвалился… руль. Площадка оторвалась от управляющего вала - так была "х…отлично" приварена. Переставляя вручную "лыжи к дому", потихоньку доехали. А если б такое вышло в лесу либо в глубочайшем снегу?
Обрыв троса заднего хода в месте крепления к ручке переключения передач уже не вызвал удивления. Поехал в сервис, купил новый. Но установить его оказалось не так просто. Для подмены этой копеечной Ремонт и эксплуатация требуется разобрать часть вариатора, снять и разобрать коробку переключения передач, всё собрать поновой и отрегулировать. Оценив грядущий объём работ, решил обрезать на 2-3 см внешную оплётку оборванного тросика, так как его длина позволяла это сделать, и закрепил как было. Навечно ли хватит? Снова пошли перебои в работе мотора. Подмена свеч зажигания (купил уже более 10-ка) ничего кардинально не меняет. То левая, то правая свеча отрешаются работать - забрызганы. Причина нашлась не сходу. Оказалось, что внешняя изоляция высоковольтных проводов по непонятным причинам растянулась на 4-5 мм (либо "села" внутренняя) и контакт меж иглой наконечника и центральным медным проводом стал ненадёжным. Отсюда - искра другими словами, то ее нет. Обрезал выступающую изоляцию - стало лучше.
Все же, всю зимнюю пору движок временами глох, работал неравномерно, запускался с огромным трудом. Такие "мелочи", как разрыв резинового кожуха рычага переключения передач и течь масла из коробки переключения передач, уже не огорчают. На кожух стараюсь просто не глядеть, а уровень масла повсевременно контролирую.
Сегоднящая зима принесла новые "радости". 1-ый же выезд на рыбалку 3-го января привёл к разрушению поршня, и снова в том же злосчастном правом цилиндре (первом от вентилятора принудительного остывания). Ремень вентилятора на месте, натянут как следует. Перегрев левого цилиндра еще можно было бы как-то разъяснить, всё же на него поступает уже подогретый воздух, а здесь снова правый. Вышло это в 5 км от берега. Толщина льда этой зимой недостаточна для транПодвескаировки автомобилем этого "чуда техники". Как тащили 300-килограммового "гиппопотама" к дому и сколько это стоило, - отдельный разговор.
Вскрытие показало, что высшая часть поршня со стороны выпускного окна оборвана, часть верхнего поршневого кольца отсутствует, головка цилиндра забита металлоломом.
Как могло это произойти, ведь бензин и масло высококачественные, смесь обкаточная (1:40), на льду практически нет снега, мороз 11 градусов и пробег от дома всего-то 5 км? В сервисе сказали, что это не единичный случай, моторы "Тайги" ненадёжны, перенагреваются, нередко прогорают поршни. Если же движки склонны к перегреву, то почему завод-изготовитель не оборудует эти "чумаходы" датчиками температуры цилиндров либо какой другой аварийной сигнализацией?
Сейчас о ценах на запасные части и ремонт. В сервисном центре цена головки цилиндра - 600 руб., цилиндра - 2000 руб., поршня с кольцами и пальцем - 2060 руб. Если повезёт, и окажется, что необходимо поменять только одну поршневую группу, то цена ремонта в сервисе с доставкой снегохода туда и назад обойдётся баксов в 300. Если не повезёт, и придётся делать полную переборку мотора с подменой коленвала, то стоимость вопроса может возрасти в три раза. Не дорого ли, если цена нового "жигулёвского" мотора в полной комплектации чуток больше тыщи баксов? И это расходы при пробеге снегохода 800 км! Всего 10% от заявленного изготовителем ресурса снегохода. Чего ожидать от него далее? При выяснении срока гарантии на ремонт менеджеры и механики сервиса отводят глаза и лепечут что-то непонятное. Что с их спросишь, если завод даёт "гарантийный срок эксплуатации снегохода 12 месяцев со денька приобретения снегохода при пробеге, не превосходящем 3000 км, исходя из того, какое событие произойдёт ранее". Летом на нём не поездишь, зимой, катаясь исключительно в выходные деньки, более 400 км накрутить трудно. Вывод: реальный срок гарантии - четыре месяца для Северо-Западного региона страны, а для Центральной части Рф и того меньше.
В упомянутом материале в "Мото" есть фраза: "...в современном виде "Тайга" полностью может занять нишу утилитарных машин для адекватномыслящих юзеров. Ведь соотношение "стоимость/качество" у "Тайги" значительно выше, чем у привезенных из других стран снегоходов". Стоимость вправду ниже привезенных из других стран аналогов вдвое, но качество и надёжность Bombardier либо Yamaha куда как высока - она сравнима с "Мерседесом", а "Тайга" - это "Москвич-401".
Один мой компаньон, как и я большой любитель зимней рыбалки, купил в 2001 году Yamaha Viking 540. С того времени чего только не бывало - и утопал в прорубе, и "влетел" в дерево аж по самый мотор… И ничего, бегает снегоходик, еще никогда не сломался.
В итоге несколько советов возможным обладателям "Тайги" от "опытного":
1. He брать "Тайгу".
2. Если уже приобрели, то:
пройти курс автомотослесарей;
не отъезжать от дома либо дачи далее зоны прямой видимости либо слышимости;
возить с собой мобильный телефон, охотничьи лыжи, ракетницу, фонарь, термос, сухой паёк, спички, верёвки, надёжный трос, сухой спирт как горючее и "влажный" - как валюту;
зимой лучше не выезжать вообщем.
А лучше купите ввезенный снегоход, пусть даже старый.