Наилучший ИЗ ДОВОЕННЫХ
Наилучший ИЗ ДОВОЕННЫХ
фото создателя и Алдиса АТХОЛДСА
ТИЗ АМ-600 - ЗНАКОМЫЙ И Неведомый
ТИЗ АМ-600, которые выпускал Таганрогский инструментальный завод №65 имени Сталина, - пожалуй, самые совершенные посреди всех довоенных байков русского производства. История их сотворения типична для того периода мотопрома. После отказа от производства байков на Харьковском автосборочном заводе в Таганрог передали документацию по тому 3М-375. Но сразу завод получил задание адаптировать к условиям русских дорог забугорный макет - британский 600-кубовый BSA. Для этого сделали группу разработчиков во главе с инженером Я.В. Когановым.
Рабочие чертежи байка, получившего индекс АМ-600, составили в 1935 году. Желаю выделить, что, вопреки существующему воззрению, литеры "АМ" не означают "армейский байк". Некие исследователи, упрямо повторяя эту версию, даже не желают задуматься о том, вроде бы они расшифровали в этом ключе литеры "БМ", присвоенные многообещающим 1200-кубовым машинам этого же предприятия. Могу предложить вариант: "Бытовой байк". Это, естественно, шуточка, на самом же деле "АМ" и "БМ" были, видимо, просто литерами, обозначавшими тип машины.
1-ые 5 опытнейших образцов построены в первой половине 1936 года. А в мае такого же года эту модель - по заводской документации ТИЗ-1 - утвердили в создание. Невзирая на то, что АМ-600 снаружи очень напоминал макет BSA, конструктивно очень отличался - в главном из-за усиления ходовой части и упрощения в целом. К примеру, верхний треугольник рамы, литой у макета, на ТИЗ был сделан из 2-ух труб и 2-ух литых соединительных узлов. Передняя вилка взята от BSA, но очевидно другой модели, большей кубатуры.
В целом ТИЗ АМ-600 был доброкачественной конструкцией в духе британской школы мотоциклостроения. В согласовании с канонами этой школы, коробка находилась в отдельном картере, а щиток устройств размещался в бензобаке. Пуск кикстартером осуществлялся только "через декомпрессор". Руль байка крепился к вилке через резиновые амортизирующие втулки. На нем размещались кнопка сигнала и тумблер света, две крутящиеся ручки - справа дроссельной заслонки, слева опережения зажигания, две манетки (левая - декомпрессора, правая - воздушного корректора) и рычаги фронтального тормоза (справа) и сцепления (слева). Педаль заднего тормоза - слева по ходу байка. Любопытно, что на рабочих чертежах на виде сверху изображен спидометр типа Smith, установленный на верхней траверсе фронтальной вилки над фарой. Но тогда русская индустрия так и не освоила создание этого четкого механизма, и спидометр - совсем другой конструкции - появился на байках ТИЗ только через три года.
Движок байка - 1-цилиндровый, нижнеклапанный, рабочим объемом 595 см3, с наклоненным вперед цилиндром. Коленчатый вал разборный. Система смазки комбинированная - под давлением и разбрызгиванием. Отдельная масляная магистраль смазывала направляющую втулку впускного клапана.
Карбюратор МК-17 типа Amal имел полностью современную для той поры конструкцию. Его корпус сначала изготавливали из бронзы, позже - из легких сплавов.
4-ступенчатая коробка фактически стопроцентно повторяла конструкцию BSA. Сцепление - многодисковое, сухое: семь фрикционных дисков размещены меж металлическими ведущими и ведомыми. На левой цапфе коленвала установлен пружинный демпфер для сглаживания рывков в коробки, смазка цепи - через особый патрубок, служащий сразу и сапуном мотора. Весь механизм первичной передачи заключен в защитный кожух.
С самого начала конструкторы предусмотрели внедрение в системе электрического оборудования магдино, т. е. объединенных в единый агрегат магнето и генератора ("динамо" по терминологии тех лет), но из-за задержек в освоении этого узла пришлось временно устанавливать обычное магнето. Потому на Новинки Автопрома на заводе монтировали проводку, предусмотренную для схемы с магдино, а часть незадействованных проводов укладывали под щиток устройств. Упоминания о магнето в заводской аннотации нет, зато в "Наставлении по войсковому парковому обслуживанию байка "АМ-600" от 1938 года можно отыскать особый раздел о правилах ухода за аккумуляторными батареями, который начинается с фразы: "Отсутствие на байках "АМ-600" динамо просит особо кропотливого ухода за аккумом". Другими словами формально на всех чертежах и во всех инструкциях магдино было, а практически все электрическое оборудование, не считая системы зажигания, работало от аккума, который приходилось временами заряжать. Магдино МД-132 появилось, видимо, не ранее 1939 года.
Любопытно, что проводка байка выполнена очень отменно, и на каждом проводе крепилась латунная бирка с его номером.
фото создателя и Алдиса АТХОЛДСА
ТИЗ АМ-600 - ЗНАКОМЫЙ И Неведомый

Рабочие чертежи байка, получившего индекс АМ-600, составили в 1935 году. Желаю выделить, что, вопреки существующему воззрению, литеры "АМ" не означают "армейский байк". Некие исследователи, упрямо повторяя эту версию, даже не желают задуматься о том, вроде бы они расшифровали в этом ключе литеры "БМ", присвоенные многообещающим 1200-кубовым машинам этого же предприятия. Могу предложить вариант: "Бытовой байк". Это, естественно, шуточка, на самом же деле "АМ" и "БМ" были, видимо, просто литерами, обозначавшими тип машины.
1-ые 5 опытнейших образцов построены в первой половине 1936 года. А в мае такого же года эту модель - по заводской документации ТИЗ-1 - утвердили в создание. Невзирая на то, что АМ-600 снаружи очень напоминал макет BSA, конструктивно очень отличался - в главном из-за усиления ходовой части и упрощения в целом. К примеру, верхний треугольник рамы, литой у макета, на ТИЗ был сделан из 2-ух труб и 2-ух литых соединительных узлов. Передняя вилка взята от BSA, но очевидно другой модели, большей кубатуры.
В целом ТИЗ АМ-600 был доброкачественной конструкцией в духе британской школы мотоциклостроения. В согласовании с канонами этой школы, коробка находилась в отдельном картере, а щиток устройств размещался в бензобаке. Пуск кикстартером осуществлялся только "через декомпрессор". Руль байка крепился к вилке через резиновые амортизирующие втулки. На нем размещались кнопка сигнала и тумблер света, две крутящиеся ручки - справа дроссельной заслонки, слева опережения зажигания, две манетки (левая - декомпрессора, правая - воздушного корректора) и рычаги фронтального тормоза (справа) и сцепления (слева). Педаль заднего тормоза - слева по ходу байка. Любопытно, что на рабочих чертежах на виде сверху изображен спидометр типа Smith, установленный на верхней траверсе фронтальной вилки над фарой. Но тогда русская индустрия так и не освоила создание этого четкого механизма, и спидометр - совсем другой конструкции - появился на байках ТИЗ только через три года.

Карбюратор МК-17 типа Amal имел полностью современную для той поры конструкцию. Его корпус сначала изготавливали из бронзы, позже - из легких сплавов.
4-ступенчатая коробка фактически стопроцентно повторяла конструкцию BSA. Сцепление - многодисковое, сухое: семь фрикционных дисков размещены меж металлическими ведущими и ведомыми. На левой цапфе коленвала установлен пружинный демпфер для сглаживания рывков в коробки, смазка цепи - через особый патрубок, служащий сразу и сапуном мотора. Весь механизм первичной передачи заключен в защитный кожух.
С самого начала конструкторы предусмотрели внедрение в системе электрического оборудования магдино, т. е. объединенных в единый агрегат магнето и генератора ("динамо" по терминологии тех лет), но из-за задержек в освоении этого узла пришлось временно устанавливать обычное магнето. Потому на Новинки Автопрома на заводе монтировали проводку, предусмотренную для схемы с магдино, а часть незадействованных проводов укладывали под щиток устройств. Упоминания о магнето в заводской аннотации нет, зато в "Наставлении по войсковому парковому обслуживанию байка "АМ-600" от 1938 года можно отыскать особый раздел о правилах ухода за аккумуляторными батареями, который начинается с фразы: "Отсутствие на байках "АМ-600" динамо просит особо кропотливого ухода за аккумом". Другими словами формально на всех чертежах и во всех инструкциях магдино было, а практически все электрическое оборудование, не считая системы зажигания, работало от аккума, который приходилось временами заряжать. Магдино МД-132 появилось, видимо, не ранее 1939 года.
Любопытно, что проводка байка выполнена очень отменно, и на каждом проводе крепилась латунная бирка с его номером.