Львы живут прайдами
Львы живут прайдами
Хотя в аббревиатуре MAN укрыты наименования городов Аугсбург и Нюрнберг, штаб-квартира машиностроительного гиганта находится в Мюнхене. Там же размещен завод, где собирают семейства TGA и TGM.
По Берлину уже ездят автобусы, работающие на водороде. На стенках цехов висят практически домашние фото – что-то среднее меж «Как мы отдыхаем» и «Доской почета». Дам на конвейере не видно – работа считается тяжеленной. Хотя кругом компы и роботы-транПодвескаировщики. Комплектующие в ярчайших контейнерах проложены бумагой и пленкой тщательнее, чем яблоки в корзинах. И ни одной излишней железяки вокруг. Взор все таки отметил на стеллаже с инвентарем пару кувалд и азиата на погрузчике. «Китаец», – поразмыслил я. «I am from Vietnam», – ответил монголоид. Повеяло родным, зиловско-газовским. А нет… По забоинам на кувалде и ее лакированной ручке видно, что это не основной инструмент. Просто время от времени на раме нужно малость подстучать, вставляя оправку в лонжерон.
Рабочий на конвейере получает 2000 евро незапятнанными. Не за миску риса работают и наши сограждане – они тоже есть на заводе. На каждой операции ведется компьютерный учет с именованием исполнителя. Эти «протоколы» хранятся 15 лет.
Любопытно, что раздевалки находятся прямо в цеху, меж нитками сборочного потока. Там же можно испить чашечку кофе либо отвара шиповника (!) во время официальной паузы – перекура. Собирают различные модели на одной полосы. Малогабаритные седельные тягачи и массивные четырехосники появляются практически сразу. Не ошибиться с комплектацией помогают штрих-коды на рамах, которые считывает компьютер. Грузовик – это 50 тыщ деталей, и каждую бот либо тот вьетнамец вовремя подвезет к сборочному потоку. Как и у нас, операцию по установке кабин на раму именуют «свадьбой». От нее до площадки готовой продукции уже рукою подать.
Последующая остановка – австрийский город Штайр. Заглавие его в Рф больше ассоциируется с лицензионным дизелем
ГАЗа. Меж иным, там, кроме завода по сборке легкой серии TGL, еще есть мотоциклетное создание БМВ. Не считая того, если на MANе когда-то работал сам Рудольф Дизель, то на «Штайре», так ранее именовался этот завод, в различное время трудились более знаменитые Ганс Ледвинка и Фердинанд Порше.
Дизайн нового междугородного автобуса «Ситилайнер» выполнен в едином стиле с прошлогодним победителем Кортрейка – «Старлайнером». В багажный отсек «Ситилайнера» человек среднего роста зайдет чуток пригнувшись. Германцам есть чем гордиться – за прошедший год изготовлено много. Расширяют палитру модификаций легкой и средней серии – TGL и TGМ. Разработаны их версии 4х4 полной массой 13 и 18 тонн, а сдвоенные кабины для пожарных и строителей вмещают экипаж в семь человек. Шасси и седельные тягачи 4х2 получили пневматическую подвеску впереди и сзади. Появились трехосные шасси 6х4, очень легкие – 6800 кг при мощности 280–326 л. с., развиваемых «шестеркой» D08 объемом 6,87 л.
Пневмобаллоны впереди – функция для TGL и TGM. Полной неожиданностью стало весть о партнерстве MAN с американской компанией «Нэвистар Интернешнл», одним из огромнейших производителей грузовиков и движков Нового Света. Сотрудничество должно дополнить экологические разработки германских двигателистов: сажевые фильтры, рециркуляция отработавших газов EGR, технологии SCR – впрыск раствора мочевины «ЭдБлю» в выпускную систему. Тогда будут достижимы многообещающие нормы Евро VI.
Но основным событием стала премьера нового дизеля D2676 с «коммон рейл». Конструктивно новый турбодизель почти во всем повторяет D20. Похоже, их и делают из одной отливки, во всяком случае, межцилиндровое расстояние однообразное. Шатуны большего мотора короче на 5 мм – как раз чтоб восполнить модифицированный радиус кривошипа, а прирастить поперечник цилиндров на 6 мм – дело нехитрое. Те, кто помнит комфортные в ремонте раздельные головки прежних моторов MAN, будут разочарованы – из-за верхнего распредвала «голова» сейчас цельная. Но зато, как и на D20, прокладка тут уплотняет только газовый стык, а циркуляция масла и антифриза по блоку и головке раздельная. Это значительно увеличивает надежность разъема.
Новый движок уже адаптировали и к междугородным автобусам. Из самых приметных конфигураций – маленький и широкий поддон картера на 40 л. масла. Кстати, подмена его зависимо от критерий эксплуатации пригодится только через 80–120 тыс. км! Учтено и богатство электропотребителей на автобусах – тут два генератора 24 В, 120 А. Для городских автобусов же существует горизонтальная версия D20 мощностью 270–430 л. с.
Еще одна разработка инженеров – MAN PriTarder, так именуется новый моторный замедлитель. Он гидравлический, изготовлен подобно трансмиссионному ретардеру, только установлен не на вторичном валу коробки, а на носке коленвала. Агрегат достаточно малогабаритен и относительно легок – около 80 кг. Зато очень эффективен – способен поглотить до 600 кВт мощности торможения! Рабочее тело – охлаждающая жидкость мотора. Энергия торможения рассеивается радиатором системы остывания. Управляется замедлитель, конечно, электроникой. Грузовики и автобусы со львами на решетках радиаторов обустроены многими электрическими устройствами, облегчающими управление. Адаптивный круиз-контроль АСС, система слежения за коридором движения LGS, ультразвуковая система контроля мертвых зон впереди автомобиля и по правому борту UGS.
Но водителя эти умные системы не поменяют, потому пора самому сесть за руль. Грузовиками и автобусами заставлены две площадки. Пока рассматривал новый 12-метровый междугородный автобус «Ситилайнер» и городской «Лайон», работающий на водороде (!), коллеги уже «захватили» машины. Остались легкая серия, знакомая с прошедшего года, и… мусоровоз TGM. Увлекательная машина – низкая кабина с комфортным входом, мощнейший движок D20, автоматическая коробка, кондюк, на панели монитор, показывающий, что творится сзади. Набор опций, присущий легковому автомобилю бизнес класса. Завел движок. Его и не слышно – стоит кое-где за спиной. Управление гидромеханической коробкой «Эллисон» выведено на поворотный тумблер – можно перепутать с кругляшом печки. Перевожу селектор в «D», чуток добавляю оборотов – и MAN пошел. Разворачиваясь, сначала страшился наехать фронтальным колесом на бордюр – тут сидишь, как за рулем автобуса, но выстриженный газон остался цел. Маршрут проходит по улицам малеханького, засаженного цветами австрийского города. Обитатели с удивлением оборачиваются на бесшумно проносящийся трехосный грузовик. Время неурочное – мусор тут убирают рано днем. Наши мусоровозы смотрятся по другому, как, вобщем, и улицы…