Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269. Выстрел грянет .
Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269. "Выстрел" грянет...
1-ые наброски КамАЗ-43269 появились в 1997 году, зачинателем разработки выступил тогдашний управляющий Федеральной погранслужбы генерал армии Андрей Николаев. На беспокойных южных рубежах этими КамАЗами собирались поменять открытые всем ветрам «шестьдесят шестые» пограничных нарядов. Но скоро разразился дефолт и о муниципальном финансировании пришлось запамятовать. Прошло много времени, пока завод отыскал Энциклопедия грузовых автомобилей на продолжение работ. Из изготовленных на сей день 35 «Выстрелов» большая часть пришлась по другим целям. Машины оказались нужны на «гражданке» для перевозки радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, средств и ценных грузов. Несколько броневиков закупили МВД Казахстана и Азербайджана. Кстати, длительно не удавалось пробить разрешение на экПодвеска. Но годом ранее на встрече президента с командой «КамАЗ-Мастер» главе страны проявили «броник» – и нужные бумаги оформили за два денька.
В проектировании «Выстрела» велик вклад профессионалов МГТУ им. Баумана, но революционных решений в конструкции не видно – в их нет необходимости. Краеугольным камнем стала унификация с армейским семейством «Мустанг», поэтому и в обозначении остался индекс бортовой машины. На самом деле оригинальны только несущий бронекузов и конфигурации в органах управления, вызванные переходом к капотной сборке.
Сидения у водителя и старшего – от «Оки», а темный ящик с боковой стороны – корпус воздушного фильтра. Бойцам достались отдельные кресла, но лучше бы лавка в центре – с нее быстрей выскакивать наружу. Сборку ведут на челнинском заводе «Ремдизель», скоро там наладят раскрой бронелистов и сварку кузовов. Пока бронекорпус делают на «Курганмашзаводе». Знатоки отыщут в виде новенького много общего с бронетранПодвескаерами середины 50-х годов – БТР-152 и ГАЗ-40, но сходство разъясняется функциональностью. Пуля рикошетит от наклонных бортов, как и 50 годов назад, а V-образное днище рассеивает энергию взрыва при наезде на мину. Толщина брони – 16 мм, класс защиты – 6, но еще более обезопасит экипаж при обстреле локальное бронирование. Возросшую массу компенсируют установкой более массивного камазовского дизеля, прямо до 360 л. с., и повышением жесткости подвески. Боковые лючки – для водителя и старшего машины, две распашные двери в корме – для десанта. На лавках либо сиденьях располагается до 10 бойцов, и, если необходимо, они могут вести огнь через бойницы. Есть несколько вариантов остекления: спецназ и полицейские требуют больше стекла по краям, штатские – впереди, ВДВ – на крыше.
Понятно, почему в экипажах БМП и танков сплошь здоровяки среднего роста – развернуться там негде. Все максимально компактно, а удобством регулировок сидения и руля жертвуют ради излишнего снаряда в боезапасе. В новеньком КамАЗе все демократичней. Разве что добираться к рулю приходится, топча ногами откинутую спинку сидения. Это издержки сборки. Заместо ключа зажигания – флаг, в войсках особенная противоугонка с системой опознания «свой–чужой». Подробная аннотация – в Уставе караульной службы. Блок педалей широкий даже для езды в армейских валенках. Нигде не нажимает, только обзор – как из скворечника, но когда пули застучат по броне, и этого покажется много.
В отличие от танков и БМП, тут дизель пускается стремительно, без подготовительной прокачки масляной системы, но внутренние шумы сравнимы. Нагие бронелисты – слабенькая звукоизоляция, зато нечему пылать. Но снаружи «Выстрел» практически бесшумен – комфортно, если куда-то нужно подкрасться на «мягких лапах».
«Третий, пошел», – прохрипела рация. Эта команда мне – «первый» и «второй» остались на заводе. Управление «бронемустангом» не труднее, чем обыденным грузовиком, а разгону позавидуют водители обыденных КамАЗов. Еще бы, удельная мощность – 20 «лошадей» на тонну, но может быть и больше. Передачи врубаются просто и верно – к обыкновенной коробке пристыковали блок электропневматического управления. Таковой джойстик неплох штатским, для армии привычнее обыденный рычаг, а иноземцам подавай автоматы «Фойт» либо «Эллисон».
Таковой подъем «броник» берет шутя. Данные производителя По лесной, но довольно незапятанной дороге «броник» уже разогнался под 80. Нужно проехать с десяток км, практически до упора в реку, там поворот вправо. Еще через пару км забраться на бугор, посадить десантников и совместно с ними штурмовать противника. Их очевидно больше, но на нашей стороне – внезапность. Через амбразуру загрохотал «Калашников» старшего, мое орудие `– колеса и броня. Ах, вы еще не убежали? Тогда мы едем к вам… Мчусь на замешкавшуюся группу, у каждого в руках что-то огромное, воронено-черное, за спиной ранцы. Одна фигура показалась мне знакомой, но вспоминать некогда… Позже сообразил – это наш фотограф. Извини, брат, на войне, как на войне.