НЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ
НЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ
Едем караваном (семь «Вольво-FH12» с «шаландами» и цистернами, три «Урала» с вахтовками, УАЗ-«буханка» и два «Ленд Крузера») за Полярный круг – туда, где морозы минус 50°С, а извечный транПодвеска – оленьи упряжки.
КРУГОМ 500
Тут все привозное – от спичек до шагающего экскаватора. Везут по стальной дороге, морю и реке Елене. Но «железка» обрывается на станции Усть-Кут, в тыще км западнее Мирного – столицы алмазного края. По Северному морскому пути кораблями «река-море» грузы приходят в поселок Юрюнг-Хая. От него до самого северного, Анабарского ГОКа около трехсот км, а до Мирного еще тыща. По реке за маленькую навигацию завозят сотки тыщ тонн грузов. Далее, до места, только автомобилем. От Ленска с юга на север, через Мирный до Успешного (еще 1-го большого алмазного центра) ведет круглогодичная автодорога – практически 900 км гравийки. Относительно ровненькой она бывает только зимой, когда ее как надо проморозит и припорошит снегом. И то если выгладит «Кировец» парой прицепленных белазовских покрышек. А до Юрюнг-Хая еще 900 км – зимник по просекам, пробитым в тундре, по сопкам либо в обход, по руслам замерзших рек. Дорога открыта с конца ноября по начало мая. Выйдя в рейс ранее, рискуешь провалиться под лед. Двоих рисковых мы лицезрели – живут на берегу в палатке четыре месяца. Поддалбливая лед, «вымораживают» машину. Любопытно, сколько протянул бы тут Робинзон Крузо? Низехонек оказался бы столбик с засечками…
Сидящая РАБОТА
«В Москве четыре часа утра, в Ленске десять», – с очевидной насмешкой произнесло радио «Алмазный край». Мы уже два часа как в пути, сонные и вялые из-за различия во времени и частично от бездействия. До Успешного за руль «Вольво» не пускали. «Дорога общего использования и оживленная – нельзя». По местным меркам – это три встречные машины за полчаса и скорость 60–70. Эх, ребята, вас бы на МКАД, поближе к обеду…
Вышли на зимник, и командор отдал отмашку – «По машинам!» Чтоб оценить достоинства импортных машин, решил поначалу проехать на «Урале»-вахтовке. Держу около 20 км/ч – резвее не выходит. Идем как на катере по морю – сплошные волны и качка. Зато без спешки отслеживаем все, что делалось когда-то вокруг. Где какой зверек проходил, где якуты на «Буране» волочили оленью тушу. Все местные водители – хорошие следопыты и охотники, ружья возят с собой. Другой на ходу из окна лупит глухаря! Недаром в командировках на Большой земле грузовики с якутскими номерами бандиты обходят стороной: непонятно, у кого ствол толще.
Восемь часов движения основательно выматывают, а конца-края не видно. Лишь бы успеть до мглы к «алмаздорстроевскому» пикету, там – ночлег и кухня с электрической плитой. Все спешат – наверняка, поэтому повдоль этой «простой» трассы столько памятников погибшим водителям…
СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ
Караван вышел на реку, дорога стала не в пример ровнее – пора пересесть на «Вольво». Но до этого – надеть черные очки. На севере с броским, но низким солнцем и искрящимся снегом они неотклонимы – рельеф дороги видно лучше.
Мой «Вольво-FH12» 6х4 везет в Юрюнг-Хая 26 тонн цемента на мазовском полуприцепе. Машина 2000 года выпуска, прошла около 400 тыщ. Она из числа тех, что затопил паводок в мае 2001 года в Ленске. Под управлением профессионалов «Вольво Восток» откачали-таки «утопленников». Хотя… На панели пылает лампочка Абс, и табло указателя температуры указывает за бортом минус 2°С. Нам гласили, что подфартило с погодой, но не так же! Правда на домашнем градуснике, приверченном к зеркалу, – всего-то минус 39, а шведский, оказавшись в укрытой брезентом зоне, информирует о своем локальном климате. Без утепления тут нельзя, хотя выполнение вправду арктическое: жидкостный теплообменник в ящике АКБ, фильтры и топливоподающие шланги со спиралями нагрева, морозостойкие сталь и резина.
Но лампочка не лжет, просто припоминает, что российские полуприцепы 10 годов назад антиблокировочной системой не оснащались. Кстати, неувязка запчастей остра в тех краях: фирменные доставляют из Москвы «алросовской» авиацией. С оформлением документов на это уходит до 40 суток.
Мотор «утопленника» не пострадал, тяга хорошая, нагрузки как будто не ощущает. Басы глушителя, установленного за кабиной, доносятся через приоткрытый лючок в крыше. Жарковато в кабине, хотя кран прикрыт и вентилятор лишь на 2-ой ступени. А ведь российские грузовики тут чуть не оленьими шкурами утепляют, ставят дополнительные «печки-радикулитницы», наклеивают на сырой резине 2-ые стекла. Возникновение «Вольво» в Якутии в 1997 году поставило под колебание российскую теорему об неотклонимой капотной сборке «северного» грузовика. При надежном движке не надо еще раз подымать кабину, а отменная термоизоляция и массивные отопители эффективнее валенок и фуфайки. Хотя и дороже.
По льду реки можно разогнаться до 70 км/ч, но сильно много поворотов, и нам, городским, не всегда ясно, что объезжаем. Время от времени дорога внезапно выходит на сберегал либо отмель – если впору не притормозить, недолго уложить автопоезд на бок. Отвлекаться от дороги, как и на загруженном шоссе, нельзя, а поглазеть вокруг охото. Вереницой идут необычные горы, посреди чахлых лиственниц попадаются избушки охотников, лохматые якутские лошадки добывают из-под снега корм. Практически как у Джека Лондона – Клондайк, золото, гонки на собачьих упряжках. Только наши повозки поболе будут, а маршруты еще длиннее.