Автомобиль Шефа из Бриллиантовой руки

Автомобиль Шефа из «Бриллиантовой руки»
Автомобиль Шефа из «Бриллиантовой руки»
Тяжело поверить, что при разработке Москвича дизайнеры ориентировались на этот Кадиллак.

Посреди рождённых в Русском Союзе людей тяжело отыскать того, кто не помнил бы этот известный диалог из кинофильма «Бриллиантовая рука», в первый раз вышедшего на экраны в 1968 году:

– Я уверен, что любой из вас, когда он найдёт клад, поступит также, как я.
– А премию куда денешь?
– На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину «Москвич». Новенькая модель.

Но многие за основной сюжетной линией, даже просмотрев этот кинофильм несколько 10-ов раз, не направили внимания на ещё одну побочную линию – историю того самого Шефа, типо нашедшего клад.

Это на данный момент клад делится поровну меж нашедшими и обладателем строения либо земли, на которой этот клад был найден. А тогда, в русские времена, отысканный клад следовало сдать государству, Если нашедший честно сдавал отысканное, то в согласовании со 168-й статьёй тогдашнего Штатского кодекса, ему полагалось 25% от той суммы, в которую родное правительство оценит находку. Если же он оставлял клад для себя, то его за это счастливца ожидала уголовщина по 97-й статье Уголовного кодекса. Естественно, время от времени и четверть суммы отысканного могла обеспечить человека на всю жизнь, оставшуюся до пенсии, но отыскать клад было наименее возможно, чем выиграть в Спортлото.

Но ещё труднее, чем отыскать клад, было легализовать нетрудовые доходы. Нельзя сказать, что в СССР нельзя было много заработать. В критериях перманентного недостатка торговля на чёрном рынке делала многих подпольными миллионерами. Но вся неудача в том, что эти самые нетрудовые доходы не достаточно на что можно было издержать, а если вы начинаете безудержно брать ковры, хрусталь, дачи, машины, то завистники стремительно на вас донесут куда следует, и вами заинтересуется ОБХСС и вы загремите на зону уже по 92-й статье. Чтоб избежать настолько ненужного энтузиазма к собственной персоне, киногерой выдумал достаточно необычный ход – зарыл доставленные контрабандным оковём золотые изделия на том месте, где завтра на субботнике он будет сажать деревья. Сажать он их будет совместно со всем коллективом научно-исследовательского института, в каком должен до пенсии просиживать брюки с тем, чтоб не прослыть тунеядце и не загреметь ещё и по 209-й статье. Начав копать лунку в помеченном месте, он при бессчетных очевидцах находит клад. Сдав этот клад государству и пожертвовав 3-мя четвертями его цены, Шеф обрёл главное – сейчас никто не будет спрашивать, откуда у него такие средства. Молва неоднократно преувеличит размеры клада, и когда он будет швыряться средствами в «Плакучей иве», все будут знать: это ж тот мужчина, который нашёл клад. Вы спр?сите, для чего же необходимо было ввозить золото в СССР контрабандным оковём. Дело в том, что в Русском Союзе ювелирные изделия стоили намного дороже, чем за рубежом. Если в той же Америке в 1968 году гр золота стоил 1 бакс и 25 центов, что соответствовало 1 рублю 13 копейкам, то в СССР в том же году в ювелирном магазине гр золота стол уже 8 рублей. Семь из этих восьми составляли косвенный налог – числилось, что золото приобретают лишь на излишние средства, и если эти средства излишние, то необходимо их изъять оковём вот такового косвенного налога. Для этих же целей в Русском Союзе служили и авто, стоившие еще дороже, чем их забугорные аналоги. И самым массовым из таких опустошителей кармашков был до возникновения «Жигулей» автомобиль марки «Москвич».

Осенью 1964 года на заводе МЗМА было начато создание модели Москвич-408, который стал родоначальником целого семейства «Москвичей» третьего поколения. Невзирая на то, что автомобиль имел малые размеры, наружность его была выполнена в южноамериканском стиле. Хвостовые кили с вертикальными фонарями, плоская крыша, радиаторная решетка по мотивам Шевроле Impala - все это присваивало автомобилю совсем уникальный внешний облик, непременно, очень современный для середины 60-х. Это было в особенности ценным для русского автовладельца при тогдашней монополии русского автопрома. Любопытно отметить, что модель Кадиллака такого же модельного года смотрелась стилистически аналогично.

Длина автомобиля составляла 4 метра 9 см. Ширина была равна 155 сантиметрам Высота – 148 сантиметрам, а колёсная база – 2 метрам 40 сантиметрам. Клиренс же составлял 178 мм.

На автомобиле был установлен уже неоднократно расточенный движок, ведущий своё происхождение ещё от довоенного Опеля Кадетта. К 1964 году поперечник его цилиндра при постоянном с 1938 года 75-миииметровом ходе поршня достигнул 76 мм при начальных 67,5 мм. Рабочий объём, таким макаром, достигнул 1361 кубического сантиметра. Мощность же с начальных 22 л.с. выросла до 50 лошадиных сил.

Но завод не собирался останавливаться на достигнутом, и в 1967 году в производстве бы освоен «Москвич» новейшей 412-й модели. Следует увидеть, что некорректно считать, что Москвич-412 был преемником и 408-й модели, потому что оба этих автомобиля выпускались параллельно, хотя начало выпуска Москвича-412 несколько задержалось. По сути, Москвич-412 следует рассматривать как более престижную и сильную версию М-408. Преемником же «408-го» стала модель Москвич-2138, вставшая на сборочный поток в1976 году.

Наружных различий от 408-го сначало 412-й не имел – плоские прямоугольные фары производства ГДР появятся только в шестьдесят девятом, а задние фары станут горизонтальными только в 70 втором.

Но в том самом 1968 году появились внутренние различия: с января 1968 года автомобиль получил салон с раздельными фронтальными сидениями, сменившими нераздельный диванчик, а в ноябре этого же года подрулевой тумблер коробки сменился напольным рычагом. Тот же автомобиль, который был автомобилем Шефа, появился как раз в промежутке меж этими 2-мя переменами – на одном из кадров, когда этот «Москвич» уже подцепил вертолёт, отчётливо видны раздельные фронтальные сидения, а в некий момент можно изловить взором и подрулевой рычаг.

Основным же различием, естественно, был движок. Заместо неоднократно расточенного опелевского мотора на автомобиле появился очень прогрессивный по тем временам агрегат, разработанный заводским конструктором Игорем Ивановичем Окуневым. При 82-миллиметровом поперечнике цилиндра и 70-миллиметровом ходе поршня рабочий объём составлял 1478 кубических см. Мощность же составила 75 лошадиных сил, превысив 70-сильную мощность 2,446-литрового тогдашнего стандартного волговского мотора. Сначало мотор имел 92-сильную мощность, но партия и правительство решили, что этого русским автовладельцам будет уж очень, и движок дефорсировали.

Конкретно таковой автомобиль некое время был и у меня – ездил я на нём в 1997-98 годах. Выпущен он был 29 марта 1968 года, и в нём уже были раздельные спинки сидений при общей подушке. Но тумблер скоростей как и раньше находился на управляющий колонке.

Но модернизированный автомобиль сохранял главный недочет собственного предшественника – недостаточную ширину, что, кроме понижения комфортабельности, в купе с большой высотой, достаточно высочайшим расположением центра масс и зависимой рессорной задней подвеской вредило стойкости и маневренности автомобиля.

Но основным его недочетом была высочайшая стоимость. Если 408-й стоил 4500 рублей (5000 баксов), то его 412-й собрат стоил 6000 рублей. Средняя заработная плата в СССР в том самом году составляла 107 рублей. (Подробнее про заработной платы смотрите здесь) В том самом 1968 году средний южноамериканский автомобиль размером с нашу «Волгу» стоил 2750 баксов (2450 рублей). У нас столько не стоил даже «Запорожец».