КУДА ПРОПАЛ БАЛАНС?
КУДА ПРОПАЛ БАЛАНС?
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
КУДА ПРОПАЛ БАЛАНС?
НЕ ПУТАЙТЕ ВАЗ И "ТОЛЬЯТТИ". По другому КУПИТЕ НЕ ТОТ ТОРМОЗНОЙ БАРАБАН
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Двигаясь жарким летом в очередной столичной пробке, изловил себя на мысли: далее так нельзя. Автомобиль при торможении допекал необычными звуками, которые раздавались откуда-то сзади. Неуж-то тормозному барабану конец? Причину находил недолго. Колодки обычные, тормозные цилиндры работают исправно (даже удивительно), а вот барабаны, мягко говоря, не круглые! А не проверить ли, какие нам предлагает торговля?
Прошлись по магазинам, приобрели изделия 3-х производителей: владимирские, тольяттинские и АвтоВАЗа. Все похожи, если глядеть на расстоянии - метров с 5. Для тестов взяли по два барабана каждого вида. Избрали "классику" поэтому, что недостатки задних тормозов на "самарах" встречаются пореже. Для родственников же "копейки" биение в барабанах - болезнь не массовая, но тяжело поддающаяся исцелению.
Представители владимирского завода АРТ, узнав, что их продукция попадает на стол к профессионалам, привезли барабаны нового эталона и попутно сказали, что изделия, приобретенные нами, не так давно сняты с производства. Так как в продаже они есть до сего времени, решили проверить как новые, так и старенькые. Приобретенные в магазине мы так и окрестили "старенького эталона", а присланные с завода - "нового эталона".
Лупи БАРАБАН
На вазовских и владимирских барабанах приклепаны балансировочные грузы. Отлично. На рабочую поверхность вазовских нанесено к тому же консервационное покрытие. Замечательно. Лишь бы работали отлично.
Проверка шла по трем характеристикам: геометрия барабанов; статистический дисбаланс; воздействие нагрева и следующего остывания на геометрические размеры.
Вопросы "по геометрии" появились практически ко всем участникам испытаний. Если быть буквоедом, то только какой-то из них - тот, что с АвтоВАЗа, - соответствовал требованиям чертежа. У других отыскали отличия. Некие можно простить, а некие - как досадно бы это не звучало... Один из важных характеристик - поперечник места посадки. Если он увеличен всего на несколько 10-х мм, то вероятны несоосная установка тормозного барабана на полуось заднего моста и "дробление" педали тормоза. По этому показателю провалились владимирские барабаны из магазина. Заводские же, как и ожидалось, оказались на голову выше. По несоосности посадочной и рабочей поверхностей в аутсайдеры скатились тольяттинские (не вазовские) барабаны. У их показатель практически вдвое выше, чем допустимый. Чем это угрожает? Кроме ускоренного износа колодок к тому же противными колебаниями в задней подвеске и коробки. Разумеется, чинить машину придется ранее.
Сейчас оценим дисбаланс. Тут суровые трудности опять у изделий из Тольятти. У 1-го из их величина выше максимально допустимой в 2,6 раза. Барабаны из Владимира первого "разлива" тоже не повеселили. У 1-го из пары зафиксировано более чем трехкратное превышение допустимого дисбаланса. Изделия от АвтоВАЗа и 2-ая партия барабанов из Владимира уложились в допуски (в границах погрешности измерений).
Можно ли "вылечить" бракованные экземпляры? Максимально допустимый по требованиям ВАЗа дисбаланс - 2000 г.мм. Для его компенсации будет нужно груз на барабане - 12 г либо на колесном диске - 14 г. У владимирского барабана старенького эталона величина остаточного дисбаланса составляет 6250 г.мм. Это востребует навесить 37 г на барабан либо 45 г на обод колеса. Повторить?
Вспомните, какие грузы вам последний раз монтировали на колеса при балансировке. Вы гласили для себя, что колеса в порядке, ехать можно стремительно. Либо напротив, удивлялись: откуда биение, если все отбалансировано? Оказывается - не все. А что делать, балансировать свои тормозные барабаны на щите динамической балансировки колес? Может, изготовители ответят...
ПОГРЕЕМСЯ?
Ну хорошо, с балансировкой нелады, может, хоть со стойкостью к нагреву дела обстоят как следует. Проверим геометрические размеры барабанов после нагрева до 250°С во время торможения на щите СТН-НАМИ.
Наихудшие результаты проявили опять-таки тольяттинские изделия. У их нарушилась геометрия, что, по воззрению профессионалов, связано с нехорошим закреплением металлического кольца в дюралевой матрице. У 1-го из барабанов круговое биение (завышенное и до испытаний, и после их) превысило допустимое практически втрое. Другие - в допуск вроде уложились, хотя и расположились на его границе. Лучше других показали себя вазовские - оказывается, при соответствующем изготовлении барабанов тепловые нагрузки, возникающие в процессе использования, практически не оказывают влияние на геометрические размеры изделия.
Пришла пора "навешивать ярлычки". Претенденты разместились "по ранжиру": фаворит - АвтоВАЗ, аутсайдер - Тольятти (и что все-таки это за производитель таковой?). Владимирские барабаны в центре: нового эталона - лучше, снятые с производства - ужаснее (туда им и дорога). Прогресс налицо.
Особо нужно сказать вот о чем. В ближайшее время слово "Тольятти" для многих ассоциируется практически что с товарным знаком - Тольятти отождествляют с АвтоВАЗом. А ведь это, как указывает проверка, совершенно, совершенно не одно и то же. Может быть, в этом случае изделия "Тольятти" - брак либо неготовые Ремонт и эксплуатация, украденные с завода. Ведь барабаны в гараже просто так не сделаешь. Вобщем, и у заводов они не всегда получаются.
1. Тормозной барабан/
VAZ 2101-3502070
Производитель / АвтоВАЗ
Оценки. Геометрические размеры - отлично, статический дисбаланс - отлично, изменение геометрии после цикла нагрева - отлично. Общая оценка - отлично.
2. Тормозной барабан/
VAZ 2101-3502070 1Э
Производитель / неизвестен, продается
как "Тольятти"
Оценки. Геометрические размеры - плохо, статический дисбаланс - плохо, изменение геометрии после цикла нагрева - плохо. Общая оценка - плохо.
3. Тормозной барабан/
VAZ 2101-3502070 АК-12М2
(старенького эталона)
Производитель / АРТ, Владимир
Оценки. Геометрические размеры - очень плохо, статический дисбаланс - плохо, изменение геометрии после цикла нагрева - отлично. Общая оценка - плохо.
4. Тормозной барабан/
VAZ 2101-3502070 АК-12М2
(нового эталона)
Производитель / АРТ, Владимир
Оценки. Геометрические размеры - удовлетворительно, статический дисбаланс - отлично, изменение геометрии после цикла нагрева - отлично. Общая оценка - отлично.