КТО МЕНЬШЕ?
КТО МЕНЬШЕ?
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
КТО МЕНЬШЕ?
ДИЗЕЛЕК-РЕКОРДСМЕН
До недавнешних пор самым небольшим авто дизелем числился трехцилиндровый агрегат "Смарта" рабочим объемом 800 см3. Последующим с огромным отрывом шел "трехлитровый" "Фольксваген-Лупо" со своими 1,2 л места над поршнями. Есть моторчики и гораздо меньше, но для других целей: к примеру, для привода автономных электрогенераторов, холодильных установок, они не отличаются высочайшей энерговооруженностью.
Но вот - прорыв в "микромир": компания "Д-р Шрик ГмбХ" из Ремшайда (Германия) представила новый двухцилиндровый дизель маленьких размеров, планировавшийся сначала для... беспилотных летательных аппаратов-разведчиков. Задание, как вы осознаете, было непростым - малая масса, воздушное остывание, высочайшая удельная мощность и быстроходность; все в одном! Конструкторы с энтузиазмом взялись за неразрешимую, казалось бы, задачку и уже через три года представили дизельный движок массой 24 кг удельной мощностью более 1,4 кВт/кг. Переводя в обычные "лошади", получим по 2 л.с. с каждого килограмма массы: в два раза лучше, чем у современных авто моторов! У "литрового" концепта "Фольксваген-L1" 26-килограммовый дизель развивал 6,3 кВт/8,5 л.с.
Что все-таки представляет собой "Шрик-дизель"? Это, как и добивались военные, двухцилиндровый V-образный четырехтактный агрегат воздушного остывания рабочим объемом 0,6л. Угол развала цилиндров - 90°, мощность - 34 кВт/ 46 л. с. при... 6000 об/мин (не забудем - пред нами "тихоход" - дизель!). Воздух в цилиндры закачивает компрессор, турбинка которого крутится с обезумевшой скоростью 270 000 об/мин, сгущая атмосферу до 2,7 бар.
Как обстоит дело с габаритами? Длина, ширина, высота - 435 х 400 х 360 мм. Чтоб уложиться в эти прокрустовы рамки, пришлось отрешиться от обычных сегодня верхних распредвалов и расположить единственный кулачковый вал по центру, возродив к жиз-
ни подзабытые штанги-толкатели. Вобщем, получившийся привод всех 4 клапанов рассчитан на 10000 об/мин - полностью довольно. Более сложной вышла и топливная аппаратура. Все, что мог предложить общепризнанный корифей "Бош", оказалось очень массивным. Тогда пользовались сверхминиатюрными (длиной в полторы спички) насос-форсунками швейцарской компании "Дуап". Впрыск происходит через 5 отверстий поперечником 0,2 мм под давлением 915 бар.
Конечно, и на солнце есть пятна. В задании ничего не было сказано об экономичности и экологии. Потому, наверняка, удельный расход солярки вышел около 300 г/кВт.ч - на третья часть выше, чем у наилучших современных авто дизелей. Ну и выброс незапятнанный только зрительно, по устройствам же на Евро III не тянет. Но, может, все это "пока"? Тогда через пару лет под капотами легковых автомобилей появится 90-сильная дизельная "четверка" массой всего 50 кг...
Прототип мотора для будущих автомобилей?