О КОЛЬЦАХ - НЕ Приблизительно
О КОЛЬЦАХ - НЕ Приблизительно
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
О КОЛЬЦАХ - НЕ Приблизительно
С подменой поршневых колец сталкивается если не каждый автомобилист, то уж точно - каждый автомобиль.
Александр БУДКИН
В какой-то момент машина доживет до полгого ремонта и здесь начинается: друзья, знакомые, соседи по даче либо гаражу так и сыплют советами. К ним стоит прислушаться, ведь куда лучше обучаться на чужих ошибках, чем, купив ремкомплект наобум, расхлебывать последствия. Еще надежнее опираться на результаты экспертизы, проведенной в спец лаборатории.
Эффективность уплотнения и долговечность кольца находится в зависимости от разных причин. Для экспертной оценки мы изучили важные характеристики - твердость кольца и микроструктуру материала.
Поршневые кольца в большинстве случаев делают из чугунов марки СЧ (сероватый) либо ВЧ (прочный), пореже - из стали. Чугунные кольца обязаны иметь твердость 96-112НВ для сероватого либо 100-112НВ для прочного чугуна. Эталоном оговаривается и разброс значений твердости: у 1-го кольца он не должен превосходить 4 единицы.
Включения графита в микроструктуре могут иметь сферическую, пластинчатую либо другую форму, что почти во всем определяет характеристики чугуна. Микроструктура оценивается в согласовании со шкалами: Г1, Г2 ... для графита, П1, П2... для перлита и т. д. Что конкретно должно быть, клеветает ОСТ 37.001.448.87, а особые требования к железным расширителям маслосъемных колец - ГОСТ 14959-79.
Отправная точка для сопоставления - тольяттинские кольца (фото 3) - стоят сегодня 250 руб. Конкретно их старается приобрести большая часть "жигулистов". Снаружи очень похожие на их самарские кольца (в таковой же упаковке на фото 5) отличаются только штампом на коробке. Ну и стоимость приблизительно та же. Потом идут иноземцы:"Кольбеншмидт" (фото 4) за 350 руб., "Мондьяль Пистон" (фото 2) за 380 и, в конце концов, "Гетце" (фото 1) за 420 руб. По последней мере, под такими наименованиями изделия продавались. К огорчению, более подробных сведений о русских изготовителях не содержат ни упаковка, ни другие источники - налицо 1-ое (хотя и не оцениваемое в баллах) отступление от эталонов.
Проверка верхних (первых) поршневых колец показала, что все испытываемые, не считая "самарцев", в требования эталона уложились. Поближе всех к середине допуска оказались "Гетце" и "Мондьяль Пистон". За ними - Тольятти и "Кольбеншмидт". Броско, что из сероватого чугуна изготовлены и фаворит теста "Гетце", и аутсайдер из Самары. Другие эталоны сделаны из прочного чугуна.
2-ые кольца специально делают "помягче". Ведь основную нагрузку несет верхнее кольцо. 2-ое ему помогает, работая в наименее жестких критериях. Очень большая твердость второго кольца будет означать наименьший его износ, но при всем этом чуток больший износ зеркала цилиндра. Потому не будем очень строги к тому, что все испытываемые жмутся к нижнему лимиту допуска. С припасом в него уложились только "Гетце", отступив 2 единицы от нижней границы, на пределе допуска отработали "Мондьяль Пистон", 2 единицы не дотянули тольяттинские кольца, три единицы - "Кольбеншмидт". Про "самарские" из вежливости умолчим, хотя теплится в глубине души надежда, что в другой упаковке (см. ЗР, 1999, № 3, стр. 83) продаются кольца лучше. И хорошо бы только с твердостью провал - мол, кольца износятся стремительно, но цилиндры сберегут. У комплекта не соответствует эталону и микроструктура металла - как будто кольца изготовлены по "обходной" технологии.
Сейчас о маслосъемных кольцах. Приятно констатировать, что все эталоны оказались доброкачественными. Есть, правда, некие конструктивные отличия. Так, кольца "Кольбеншмидт" выполнены не цельными, а составными с расширителем более "хитрецкой" формы. Это изготовлено для наилучшего согласования профиля кольца с поверхностью стены цилиндра. Произнесенное не значит, что составные кольца всегда предпочтительней. Обширное распространение получили и те и другие.
Подведем итоги. Для большей определенности каждому из претендентов по результатам испытаний присудили свое место. Победителем, разумеется, стали германские "Гетце", навряд ли это кого-либо изумит. Кстати, о том, как отличить "родные" "Гетце" от левых, журнальчик уже писал (см. ЗР, 1999, № 5, стр. 152 и ЗР, 1998, № 12, стр. 136). Серебряным призером стали кольца "Мондьяль Пистон", третье место - за тольяттинским комплектом. Потом идут "Кольбеншмидт" и "Самара".
Что брать? О самых не плохих кольцах уже все сказано - ими стали "Гетце". Если же основным аспектом выбрать соотношение цена-качество, лучше других смотрятся кольца из Тольятти. Опасаетесь, что заместо "Гетце" либо "Тольятти" вам всучат подделку? Остановитесь на "Мондьяль Пистон" либо "Кольбеншмидт" - их подделывают пореже. Приобрели самарские? Не расстраивайтесь. По-научному это именуется поддержкой российского товаропроизводителя.
1. Изготовитель: Goetze. Стоимость - 420 руб. Все характеристики посреди допуска. Оценка - "отлично". Вот только неудача - подделок много.
2. Изготовитель: Mondial Piston S.P.A. Mahle Group. Стоимость - 380 руб. Все нормативы выполнены, но 2-ое кольцо на пределе допуска. Оценка - "четыре с плюсом".
3. Изготовитель: Тольятти, Наша родина. Стоимость - 250 руб. В одной из точек второго поршневого кольца значение твердости на 2 единицы ниже нормы. Как следствие, разброс значений твердости 6 единиц против 4 по ОСТу. Ставим "четверку".
4. Изготовитель: Kolbenschmidt, Германия. Стоимость - 350 руб. Подобно тольяттинцам твердость второго кольца на 3 единицы меньше нормы. Разброс твердости в границах кольца - 5 единиц против 4 по ОСТу. Оценка: "четверка".
5. Изготовитель: Самара, Наша родина. Стоимость - 220 руб. Несоответствие эталону по твердости первого и второго колец и микроструктуре. Обычным оказалось только третье, маслосъемное кольцо. А так похожи на тольяттинские. Оценка - "два с плюсом".