КНОПКИ И Кнопки
КНОПКИ И Кнопки
РЫНОК
КНОПКИ И Кнопки
Покупая, не ошибись
О обилии моделей тумблеров и выключателей ведает Антон УТКИН, продолжая тему рынка электрического оборудования (см. ЗР № 6, 7, 8 за этот год).
Группы: 3709 - "Тумблеры";
3710 - "Выключатели"; 3720 - "Выключатели сигналов торможения" и 3737 - "Выключатели "массы".
Большая часть изделий этих групп создано не один десяток годов назад, о чем гласит старенькое, буквенно-цифровое обозначение (П - тумблер, В - выключатель). Как указывает опыт, они надежнее современных. Последние - удобнее, привлекательнее, травмобезопасны, совершенно смешиваются с панелями устройств, но при всем этом отказывают еще почаще вследствие износа пластмассовых деталей и ослабления пружинных контактов.
Тумблер, обычно, имеет более 3-х выводов, один из которых может быть попеременно замкнут на хоть какой из других либо вообщем иметь несколько электрически независящих контактных групп с общим механическим приводом. У выключателя обычно менее 2-ух положений и два вывода (если один, то 2-ой соединен с корпусом). Оба вида устройств относительно ординарны в изготовлении, потому из широкой номенклатуры электроприборов их делает наибольшее число заводов. Перечислю сходу все, указав и новые, еще не прижившиеся наименования тех заводов, которые их поменяли.
ПЗА (Псков, сейчас АО "Авар"); ЛЗА (Санкт-Петербург, сейчас АО "Автоарматура"); ЛЭТЗ (Лысково, Нижегородская обл.); ОКТАП (Октябрьский, Башкирия, сейчас АО "АПРИ"); СОАТЭ (Старенькый Оскол, Белгородская обл.); ВЗОА (Вязники, Владимирская обл., сейчас АО "ОСВАР"); АЭП (Рига, сейчас RAR).
Домом стоит ПО "Точмаш" (Владимир). Это государственное предприятие с 1967 года выпускает очень широкий список авто устройств, но не упоминалось в каталогах электрического оборудования, так как подчинялось не Минавтосельхозмашу, а закрытому ведомству.
Сейчас - о видах тумблеров и выключателей по предназначению. Беря во внимание, что эти приборы относительно недороги, цены приводить сейчас не будем.
Самые сложные и дорогие - так именуемые подрулевые тумблеры, управляющие работой световых устройств, стеклоочистителей, стеклоомывателей и время от времени звукового сигнала. Для российских легковых автомобилей, не считая "Волги", их делают фабрики АЭП, "Точмаш" и малость - ОКТАП. Двухрычажные семейства П-135, которыми ранее комплектовали VAZ 2101, 2102 и все традиционные "москвичи" (с 1976 года), сейчас используют лишь на автомобилях ИЖ (не считая 2126).
Трехрычажные типа 12.3709 (модификации 123., 124., 125., 129.) бывают как с железной трубой, так и без нее. Используются они на VAZ 2103... 2107, 2121, "Оке", "Таврии", "Запорожце" и "Москвиче-2140-Люкс". И, в конце концов, двухрычажный функциональный тумблер 68.3709, освоенный когда-то заводом АЭП по итальянской лицензии, применяется на машинах семейства VAZ 2108, 2109, "Москвиче-2141", "Таврии-Люкс", Izh 2126. На данный момент в продаже почаще встретишь тумблеры производства "Точмаша" - они дешевле. Кроме подрулевого 68.3709 в сборе, раздельно продают и его модули: левый - 69.3709 и правый - 70.3709.
Подрулевые тумблеры для всех других наших автомобилей делает завод ЛЗА. В его программке - как допотопные П-105 и П-110 (для ГАЗ-52, ЗИЛ-130, УАЗ, которые также выпускает и завод ОКТАП), управляющие только указателями поворота, так и современные функциональные для КамАЗов и автобусов. Но большая часть из выпускаемых - раздельные, независящие тумблеры, устанавливаемые на управляющий колонке слева либо справа. "Волговские" П-149-01 и 241.3709 подходят только к "волгам", выпущенным после 1985 года. А универсальные из семейств 40.3709 и 66.3709 - практически на все современные грузовики - от "Газели" до КрАЗа.
Фактически все клавишные тумблеры и выключатели также выпускает ЛЗА. В их широкой номенклатуре можно выделить изделия 3-х поколений. 1-ое, показавшееся сначала 70-х годов на автомобилях ВАЗ, включает приборы ВК-134, ВК-343, П-147, П-150. Они и до настоящего времени используются на "жигулях", "волгах", грузовиках и автобусах, а модификации различаются количеством выводов, положений и знаками на кнопках.
2-ое поколение - "кнопки" с подсветкой, показавшиеся в конце 70-х на VAZ 2105. В эти семейства (26.3710 и 72.3709) заходит огромное количество модификаций, применямых на современных автомобилях для включения разных потребителей. Все "кнопки" этих 2-ух поколений относительно взаимозаменяемы: если количество положений и выводов данного прибора вам довольно, его всегда можно поставить заместо штатного - посадочные размеры стандартны.
И третье поколение - компактные "кнопки". Часто встречающаяся из их - 581.3710, в первый раз показавшаяся на VAZ 2108 (центральный выключатель освещения), а потом на всех следующих моделях ВАЗ, включая 2110. Компактные "кнопки" последних 2-ух семейств - 77 и 82 ставят на новейшую "Волгу" GAZ 3110 и павловские автобусы.
Современные кнопочные выключатели с подсветкой и фиксацией кнопки в нажатом положении, освоенные заводом ПЗА (семейство 37.3710), появились в первый раз на VAZ 2108, а потом на "Москвиче-2141", "Таврии" и Izh 2126. Принципиальное их отличие от выключателей прежних разработок - переход на выводные штекеры нового интернационального эталона - шириной 2,8 мм заместо прежних 6,3.
Как показал опыт, псковские "кнопки" оказались удобнее питерских "кнопкой" - последние оправданны только для устройств с 3-мя положениями. Вобщем, заместо одной таковой "кнопки" "Москвич" и ЗАЗ используют два кнопочных выключателя - на "москвичах" и "тавриях" только такие. На данный момент ПЗА выпускает "кнопки" 4 семейств и 10-ов модификаций: 37.3710, 371.3710, 38.3710 и 381.3710, используемых на легковых автомобилях и автобусах. Посреди их выключатели как с фиксацией, так и без, с подсветкой и без и т. д. Качество псковских "кнопок" признано и в Европе - конкретно ими комплектуют панели устройств для автомобилей "Audi".
Огромную группу вытяжных тумблеров старенькых моделей (П-38, П-44, П-300-П-312) выпускают фабрики ЛЭТЗ и ОСВАР. Ими комплектуют авто "Волга", "Газель", УАЗ, ИЖ, также грузовики и автобусы. Те, кто ездит на "Жигулях", считают такие тумблеры верхом архаизма. Меж тем, конкретно "вытяжной" более комфортен, чтоб стремительно включить внешнее освещение "втемную". Одно дело - обхватить сиротливо торчащую кнопку и потянуть ее на себя и совершенно другое - длительно тыкать пальцами в "торпедо", нащупывая не только лишь подходящую кнопку, да и необходимое ее плечо. Не случаем вытяжные тумблеры обширно используются на современных американских автомобилях. Европейские же требования к пассивной безопасности принудили "очистить" панель от жестких, выступающих над ее поверхностью ручек.
Из тумблеров поворотного типа упомянем 63.3709 производства ПЗА. Он имеет четыре положения и применяется на современных автомобилях нескольких заводов для управления электровентилятором отопителя.
Выключатели аварийной сигнализации делают фабрики ПЗА и ЛЗА. На тех автомобилях, где стоят кнопочные выключатели семейства 37.3710, его роль делает какой-то из них. На всех иных применяется единый универсальный включатель 24.3710 с круглой кнопкой и с расположенными по окружности 6,3 мм штекерами. До середины 80-х годов единым выключателем аварийной сигнализации был очень плохой вытяжной ВК-422. Его трубчатый пластмассовый шток просто отламывался.
К группе 3710 относятся и так именуемые "лягушки" - выключатели, приводимые не рукою водителя, а любым механизмом автомобиля. К примеру, выключатели света заднего хода, герметичные шариковые ВК-403 и ВК-418 имеют резьбу М16х1,5. У первого - винтообразные контакты, у второго - штекеры шириной 6,3 мм. Существует несколько модификаций с различным усилием включения, которые, в принципе, взаимозаменяемы. Используются они на всех российских автомобилях, кроме тех, что приведены ниже, и "Жигулей" с пятиступной коробкой.
Выключатель ВК-415 (резьба М14х1,5) используют в четырехступных коробках "Жигулей" и в качестве "лягушки" стоп-сигналов на традиционных "москвичах".
"Лягушку" 55.3710 используют в коробках "Самары", "Оки" и "Москвича-2141". У нее резьба М14х1,5 и штекеры шириной 2,8 мм. Все три выключателя делают фабрики ОКТАП и "Точмаш".
Выключатели "массы" (группа 3737) относятся к тем устройствам, которые автовладельцу приходится устанавливать без помощи других. Ранее в продаже было огромное количество полукустарных конструкций: винтообразные, флажковые, электрические и т. д. На данный момент стоит поставить надежный выключатель "массы" ВК-318Б производства СОАТЭ в крепком железном корпусе с поворотной ручкой. Он применяется на грузовиках и автобусах многих заводов. Прежняя кнопочная модель СОАТЭ, которая еще встречается в продаже, наименее комфортна - усилие нажима достаточно велико.
В заключение - несколько советов тому, кто будет подбирать выключатель для какого-нибудь нештатного прибора в машине (дополнительные фары, плафоны, вентиляторы и т. д.) либо для модернизации схемы электрического оборудования ("секретки", сигнализации и пр.). Сначала нужно учитывать ток нагрузки - он не должен превосходить номинального для данного выключателя. Если на корпусе ток не указан, ориентируйтесь на предназначение выключателя. Скажем, использовать в цепи противотуманок по 55 Вт любая выключатель освещения композиции устройств неразумно - его контакты, рассчитанные на маленький ток, стремительно обгорят.
Для подачи питания на различные потребители очень комфортны вытяжные тумблеры, о которых говорилось выше. Они обычно имеют три положения, несколько выводов и рассчитаны на ток 10 А. Таковой до боли просто установить на панели устройств - довольно просверлить одно отверстие. Очень надежны ножные тумблеры П-39 и П-53А (создание ОСВАР), используемые на грузовиках. Их номинальный ток - 10 А, но, как указывает опыт, они выдерживают и в два раза больший.
Еще больше надежны и очень комфортны (хотя не очень роскошны) "неавтомобильные" переключатели, которые выпускают предприятия радиоприборостроения. Они, обычно, рассчитаны на напряжение 220 В и потому имеют доброкачественные железные механизмы для высокоскоростного отщелкивания контактов, снабженные железными пружинами. Очень нередко их выводы рассчитаны на соединение с проводами пайкой, что дает полностью надежный контакт. А разъемы проводов можно сделать и на неком расстоянии от выключателя - это даже удобнее. Многие переключатели для устройств имеют две, четыре и поболее пар контактов. Соединяя их параллельно, мы соответственно увеличиваем очень допустимый ток выключателя. Продаются такие переключатели в магазинах радиодеталей и на радиорынках.
"Кнопка" из Санкт-Петербурга.
"Кнопка" из Пскова.
Эмблемы заводов электрического оборудования (слева вправо): ПЗА, ЛЭТЗ, СОАТЭ, "Точмаш".
Вытяжной тумблер из Вязников.
Выключатель "массы" из Старенького Оскола.
Надежные переключатели от радиоприборов.
Эмблемы (старенькые и новые) заводов электрического оборудования: ЛЗА, ОКТАП, АЭП, ВЗОА.