ШИРОКИЙ Взор НА Узенькие АВТО
ШИРОКИЙ Взор НА Узенькие АВТО
ТЕХНИКА
/ПОЛЕ ЧУДЕС
ШИРОКИЙ Взор НА Узенькие АВТО
ОНИ ОПРАВДЫВАЮТ ПОГОВОРКУ "В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ"
ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ДЕШЕВЛЕ
Не именовать такую страну в Европе, которая разбогатела бы в итоге 2-ой мировой войны. Бедность изменила структуру спроса на авто. В ход пошли примитивные по конструкции и материалам (не третировали картоном и доской!) модели. И все таки в большинстве собственном это были истинные авто - с закрытым кузовом, бензиновым мотором и 4-мя колесами. Хотя...
В 1948 году юный конструктор Фриц Фенд выстроил на бывшей авиастроительной фирме "Мессершмитт" необыкновенную трехколесную повозку, назвав ее "кабиненроллер". Машины ценой всего 2100 дойчмарок, с двухтактным одноцилиндровым движком, стремительно отыскали покупателей. За 15 лет было продано около 50 000 штук. Двухместные малютки, в каких седоки размещались вереницей, носились по дорогам Европы со скоростью до 90 км/ч, обходясь забавными 10 силами. До сего времени есть клубы любителей "кабиненроллеров": они бережно восстанавливают и поддерживают на ходу трехколесные сокровища.
НЕ ЭКОНОМИИ РАДИ
Сейчас "узенький взор" на автомобиль кидают не ради экономии. Маневренность и компактность нужны в тесноватых мегаполисах, так что некие производители не прочь возродить микрокары. Только уже совсем не спартанские и не дешевенькие...
Кузовная компания "Бертоне" из Турина предложила автомобиль (ЗР, 2000, №4, 9) шириной всего 1100 мм, который так и именуется: "Ай слим" (Я узенький). Вобщем, он к тому же маленький - от бампера до бампера 3200 мм. И легкий - оснащенная масса 390 кг! Мотор в 15 кВт/20 л. с. размещен сзади и приводит задние же колеса через бесступенчатый вариатор. Дверей две, при этом обе справа. Упав в "кресло" и тронувшись в путь, получаешь целую палитру необыкновенных чувств, в особенности в городской толчее.
Кстати, сами по для себя новые чувства - чем же не стимул строить автомобили-"половинки"? Голландский "Ванденбринк-Карвер" (редчайший случай: единственное колесо - впереди) шириной сзади 1200 мм как раз и задуман для тех, кто не сумел либо не возжелал выучиться на летчика, но не прочь заложить крутой вираж. Особая электрическая система стабилизации DVC не даст опрокинуться набок. Но наклонившаяся под 45° линия горизонта и несущаяся в боковом окне на скорости 190 км/ч (!) близкая лента асфальта гарантируют сильную дозу адреналина. Создатели "Карвера" докладывают многие его характеристики, умалчивая только о количестве горючего, сгорающего в 4-х цилиндровом 16-клапаннике с турбонаддувом. Вобщем, носителя машины как раз это число будет тревожить меньше всего.
СПУСТИМСЯ НА ЗЕМЛЮ
Но что это мы о концептах да макетах? Ан нет ли чего-нибудь трехколесного в продаже? Эта ниша сегодня тоже не пустует: к примеру, одноместные "воробышки" "спэрроу" (на заставке) компании "Корбин" храбро рассекают хайвеи Америки. Основоположник компании Майк Корбин, прогуливаясь как-то по запруженным автомобилями улицам Лос-Анджелеса, испытал озарение: решение трудности пробок - в одноместных автомобилях. Ведь в подавляющем большинстве лимузинов Различное торопились на работу поодиночке! Далее сработала южноамериканская хватка: Майк организовал выпуск трехколесных электромобильчиков.
Конструкция "Воробья" тривиальна: электромотор в 15 кВт приводит единственное заднее колесо через зубчатый ремень. Припаса энергии хватает максимум на 95 км, но для поездки на работу этого довольно. Восполнить батареи можно за 2,5 часа и всего... один бакс! Зато за сам пластмассовый "Спэрроу" придется выложить практически 17 тыс. "зеленоватых". Как ни умопомрачительно, желающие находятся вот уже практически 15 лет и тоже соединяются воединыжды в клубы "по интересам".
Об этих заморских электромалютках можно бы и не упоминать - в Европе есть свои "твайки" (ЗР, 2000, № 9) и САМы (2001, № 11), "эгги" от компании "Хорлахер", но в ближайшее время Майк Корбин взялся за истинные трехколесные авто с двигателем внутреннего сгорания. Сейчас в США можно приобрести "Мерлин-родстер" с двухцилиндровым V-образным впрысковым мотором "Харлей-Дэвидсон" рабочим объемом 1443 смз. Необыкновенна сборка родстера - мотор размещен впереди и приводит фронтальные колеса. Заднее же просто катится. Легитимный вопрос: ради чего использована трехколесная схема? Ведь ни существенного упрощения, ни некий особой аэродинамики (цилиндры мотора вообщем торчат наружу) не достигнуто: расход горючего составляет 6,7 л/100 км! Емкость багажника только 127 л.... Зато как можно напугать водителя обычного автомобиля, нагнав его на 160 км/ч!
С практической точки зрения более любопытно "Мерлин-купе", реализации которого должны начаться в дальнейшем году. Оно выполнено по той же компоновочной схеме, что и родстер, но мотор убран под капот, делает нормы токсичности ULEV и расходует менее 3 л/100 км. Соответственно, припаса бензина хватит на 600 км пробега, а стоимость - 19 тыс. долл. - может быть, будет возмещена не только лишь наслаждением от обладания настолько необыкновенным автомобилем, да и его сертификацией как... байка с вытекающими отсюда льготами по налогам и сборам за парковку.
Сокрытые РЕЗЕРВЫ
Может сложиться воспоминание, что узенькие трех- либо четырехколесные авто в наши деньки способны только потешить самолюбие обладателя и выделить неординарность его личности. По сути тандемная сборка позволяет достигнуть неслыханной топливной экономичности. Это, кстати, использовал уже упоминавшийся Фриц Фенд.
Возвратившись к идее "кабиненроллера", он свел к минимуму оснащенную массу и аэродинамическое сопротивление. Ведь оно зависит не только лишь от коэффициента Сх, да и площади лобовой проекции. Уменьшить ширину авто до максимума можно, усадив пассажиров "повдоль". Для авиаконструктора, привыкшего создавать обтекаемые планеры из легких материалов, в таком дизайне нет ничего необыкновенного. В общем, на 79-м году жизни Фенд сделал макет F2000 (ЗР, 2000, № 9) - правда, о 4 колесах, но с очень узенькой колеей задних - на самом деле, двускатным колесом. Мощности полностью неиндивидуального мотора - 50 л. с. - оказалось довольно, чтоб разогнаться до 190 км/ч и при крейсерских 120 км/ч обойтись наименее чем 2-мя литрами бензина. Последний "кабиненроллер" шириной 1300 мм за обещанные 12 тыс. баксов не удалось поставить на сборочный поток - изобретатель чуть ли не дотянул до восьмидесятилетия.
Для сотворения "литрового автомобиля" Фенду не хватило только особо экономного мотора. Финансовая и технологическая мощь концерна "Фольксваген" плюс стальная воля его управляющего Фердинанда Пиеха посодействовали решить делему. В концепте L1, совершившем рекордный пробег из Вольфсбурга в Гамбург (2,05 л горючего на 230 км!), перед задней ведущей осью разместился уже апробированный дизель с насос-форсункой сверхвысокого (2050 бар) давления. Единственный цилиндр с 3-мя клапанами объемом чуток меньше банки пива (299 смз) выдает всего 6,3 кВт/8,5 л. с. при 4000 об/мин; наибольший вращающий момент - 18,4 Н.м при 2000 об/мин. Чтоб этого хватило для оживленного разгона до 130 км/ч, конструкторы провели истинное схватка с излишним весом. Оцените систему выхлопа полностью из титана, комбинированный алюминиево-титановый управляющий механизм массой всего 1800 г, магниевые топливный насос и каркас управляющего колеса, углепластиковые колесные диски на титановых ступицах с глиняними шариками в подшипниках... В общем, только 290 кг оснащенной массы при ширине 1248 мм, включая все нужные системы пассивной и активной безопасности.
Про аэродинамику тоже, очевидно, не запамятовали. Два года гудела труба в Вольфсбурге, пока разработчики не сочли, что Сх=0,159 - хороший показатель (меж иным, Фенд тормознул лишь на 0,11). И здесь законы физики произнесли свое слово: L1 и F2000 снаружи оказались схожими. Колея сзади у обеих каплеобразных машин существенно уже, чем впереди.
СЯДЕМ ГУСЬКОМ?
Различное всегда желали заглянуть в будущее и сразу боялись узреть там что-то противное. В нашем случае: придет ли конец автомобилям традиционной сборки - не уступят ли они место узеньким тандемам? Стопроцентно - навряд ли: устойчивость при таковой схеме ужаснее, ну и не очень охото ощущать стены кабины обоими локтями сходу. Но в тесноватых городках плюсы микроавтомобиля могут в некий момент перевесить, и в качестве второго-третьего экипажа в семье поселится очередной "Мерлин" либо "Ай слим". На чем все-таки тогда будут ездить те, кого снисходительно именуют чудаками? Возможно, им останутся только два колеса, при этом... на одной оси.
Таковой вираж под силу только "Карверу" и... истребителю.
Мессершмиттовские "кабиненроллеры" (на снимке KR200 1960 года) еще встречаются на дорогах Европы.
"Твайки" (ширина 1200 мм), "эгги" (ширина 1310 мм), САМы (1553 мм) - все родом из Швейцарии.
Это фото с автографом прислал в редакцию создатель F2000 и всех "кабиненроллеров" Фриц Фенд. Своим автомобилем он указал путь к достижению наибольшей экономичности.
"Мерлин-родстер" выставил напоказ собственный огненный мотор.
Как и все автодиссиденты, "Мерлин-купе" рассчитано на любителя и смотрится очень модно.