ДОП-СТОП
ДОП-СТОП
РЫНОК
Вам И ВАШЕЙ МАШИНЫ
ДОП-СТОП
В плотном потоке вы притормаживаете перед очередной колдобиной и через мгновение слышите скрежет тормозов сзади...
Владимир ОЛЕЙНИКОВ. Фото Сергея Иванова
Удар. Сминая все на собственном пути, в ваш багажник "въезжает" мощный бампер шедшего сзади ЗИЛа... Вердикт ГАИ однозначен - несоблюдение дистанции до идущего впереди транПодвесканого средства. Но это только одна половина правды. Другая заключается в том, что не так просто впору увидеть стоп-сигналы под коркой грязищи, тем паче с высоты грузовика. А ведь проблемы можно было практически наверняка избежать, будь на вашем автомобиле дополнительные стоп-сигналы - они и загрязняются меньше, и размещены выше. Недаром в большинстве государств они уже стали неотклонимым элементом оборудования автомобиля.
Издавна прошли времена, когда рукодельные автовладельцы пробовали в роли дополнительных стоп-сигналов указатели поворота и фонари от грузовиков и байков. Включали совместно со штатными к тому же противотуманки, что, кстати, запрещено Правилами дорожного движения.
Сейчас на рынке раздолье. Можно избрать, что душе угодно. В том числе и продукт именитых компаний, но его мы не будем касаться - стоит недешево и рассчитан в главном на иномарки. Поглядим, что предлагает нам российский и "азиатский" производитель.
Сначала решим, какой источник света должен находиться в стоп-сигнале - лампа накаливания либо светодиоды. 1-ый прибор прост и дешев - одна либо две лампочки, рефлектор, стекло, рассеиватель, да пластмассовый корпус. Стоит направить внимание на простоту подмены перегоревшей лампы, также на ее тип. "Китайцы-малайзийцы" уже издавна перебежали на "наш" патрон, но перед покупкой это нелишне проверить. В случае чего, отыскать ввезенную лампу с "хитрецкими" контактами будет трудно даже в столице.
Стоп-сигналы со светодиодами стоят как минимум вдвое дороже ламповых, но имеют бесспорные достоинства. Во-1-х, в плафоне установлено несколько 10-ов светящихся частей, так что неувязка перегоревшей лампы отпадает. Во-2-х, такому стоп-сигналу не жутка вибрация. Словом, служат эти приборы годами.
Но самое главное - светодиод зажигается за одну миллисекунду, а лампа накаливания за 0,2-0,5 секунды. Выходит разница приблизительно в тыщу раз. Как это оказывает влияние на Законодательство? Давайте считать. 80 км/ч - это 22 м/с, означает, торможение, начавшееся на 0,5 секунды ранее, сбережет 11 метров. А ведь нередко для того, чтоб избежать аварии, не хватает всего-то 2-3 метров.
Завезенные из других стран стоп-сигналы, обычно, приклеиваются к заднему стеклу. При этом для каждого типа автомобиля есть свои модели со строго определенным углом наклона корпуса. У "восьмых-девятых" ВАЗов, также ZAZ 1102 и ИЖ-2125 - примерно 40-50 градусов, у традиционных ВАЗов, GAZ 24, АЗЛК-2140, ИЖ-412 и ZAZ 968 - 75-90 градусов. Вобщем, есть и универсальные приборы с изменяемым углом наклона рефлектора, как, скажем, модель SPL-300. У нее еще есть одна нужная особенность - на задней части корпуса обращенный к водителю красноватый глазок. Он помогает найти, работает либо не работает стоп-сигнал. Обычно в устройствах с лампой накаливания - это просто красноватый светофильтр, а в светодиодных - естественно, светодиод. Не забудьте, что накрепко укрепить стоп-сигнал при помощи липкой ленты можно лишь на ровненькое, сухое и обезжиренное стекло. Для подмены лампы придется снимать заднюю часть корпуса, осторожно придерживая приклеенную часть. Если она оторвется от стекла, то возвратить былую крепкость соединения трудно.
К огорчению, нам не удалось отыскать российских стоп-сигналов подобных конструкций, зато "наши" самые универсальные. Они подходят для всех моделей автомобилей и инсталлируются у заднего стекла, а лапки креплений заводятся под резиновый уплотнитель. Другая модель просто привинчивается к задней полке, правда, придется к тому же сверлить дырки для патронов ламп - но это нам не привыкать. Установка таких устройств занимает много времени, плюс к этому придется брать соединительные провода - из корпуса торчат только недлинные огрызки, да еще все 1-го цвета. Есть у таковой конструкции и поболее значимый недочет. В сырую погоду, когда стекло запотевает, вокруг загоревшегося стоп-сигнала появляется "светящийся нимб" - он мешает водителю смотреть за дорожной обстановкой сзади.
Сейчас о том, как верно устанавливать дополнительный стоп-сигнал. Ответ - в Правилах ЕЭК ООН № 48 (поправка № 3). Сила света каждого прибора не должна превосходить 40-60 кд, а это малость меньше, чем у штатных сигналов торможения (60-100 кд). Располагать повторители стоп-сигнала следует не ниже 15 см от нижней кромки заднего стекла, но не ниже 85 см от земли. Если вы устанавливаете один прибор, то он должен размещаться посредине стекла, два - по краям у самых кромок. Ну и, естественно, стоп-сигналы должны как можно меньше ограничивать обзор через заднее стекло.
ЧТО ПРЕДПОЧЕСТЬ
Стоп-сигнал со светодиодами, клеящийся на заднее стекло. Если выбирать подешевле - тоже клеящийся, с лампочкой накаливания под российский патрон, с легкоразъемным корпусом для более комфортной подмены. И непременно с контрольным глазком.
Российский "Антей-221" можно закрепить на полке заднего стекла.
Модель SPL-300 позволяет поменять угол наклона рассеивателя и имеет красноватый глазок сзади.
Светодиодный корейский SJ-860R работает маленькими вспышками.
Изделие ОСВАР некрасиво, зато кроме стоп-сигнала имеет к тому же повторитель поворотов, потому ставить их необходимо попарно.
Очередной стоп-сигнал завода ОСВАР. Для его установки придется сверлить полку под торчащие из-под корпуса патроны ламп.