ЗА ПОЛГОДА ДО Запуска
ЗА ПОЛГОДА ДО Запуска
ЭКОНОМИКА
/ПРОЕКТ
ЗА ПОЛГОДА ДО Запуска
НА СОВМЕСТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ АВТОВАЗА И "ДЖЕНЕРАЛ МОТОРЗ"
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
То, что вы на данный момент прочитаете - устаревшая информация. Как это ни умопомрачительно, сейчас фабрики строят чуть не резвее, чем издают журнальчики. Вобщем, к чему обобщать? Речь-то ведь о строительстве определенном - автосборочного предприятия в Тольятти, которое будет выпускать " Chevrolet Нива". Мы побывали там в феврале и опешили: практически за пару месяцев ранее на месте грядущего СП "Дженерал моторз - АвтоВАЗ" высился только вазовский долгострой - каркас какого-то цеха. И многие из заводчан, которые ревниво смотрят за совместным предприятием, сомневались, что его когда-нибудь построят. Только 2 августа 2001 года СП было записанно, финансирование началось через месяц. Вот уже сентябрь, октябрь - работы все не начинались. Мыслимо ли успеть в срок! Здесь еще зима на носу, дело совершенно осложнится...
А в феврале 2002-го большая часть сборочного корпуса готова: ярко-синие его стенки резко выделялись на фоне бетонных сероватых цехов Волжского автозавода. И управление СП уверенно настаивает на уже раз нареченной дате запуска: 23 сентября сегодняшнего года.
СТРОЙКА КАПИТАЛИЗМА
Подрядчик - финская строительная компания "Ханском" - пришла на площадку осенью 2001-го, когда уже начинались холода. Чтоб сделать основание корпуса, пришлось термическими пушками прогревать землю до 30 градусов. Сразу строили стенки. Еще не они все поднялись под крышу - просветы "занавесили" плотным материалом, включили подогрев цеха и начали готовить бетонные подушки под оборудование. К моменту выхода в свет этого материала, возможно, полным ходом будет идти установка сборочного сборочного потока.
- Наверняка, похоже строили и АвтоВАЗ: там тоже темпы были быстрые. Говорят, оборудование монтировали в недостроенных корпусах? - спрашиваем у местного "старожила", 30 лет отдавшего автозаводу, а сейчас на пенсии, "изменившего" ему с СП.
- Нет, не похоже, - отвечает он. - Масштабы были колоссальные. Территория огромная, тыщи людей, техники - море. Тут, естественно, создание малюсенькое. Зато технологии... Стенки, поглядите, на очах вырастают: их собирают из легких панелей два на 6 метров. Некоторое количество дней - и стенка готова. А народу не достаточно.
СП строят 400 человек. Финны правят, держут под контролем, наши делают работы. "Наши" - из Питера, где "Ханском" уже много чего успела выстроить (хотя, молвят, больших промышленных компаний еще не было). Есть и местные субподрядчики - они делают, к примеру, фундамент для последующей очереди завода.
Смотрится стройка малость удивительно. Такое необычное сочетание зарубежного с "нашенским". Металлический некрашеный забор, потрепанный "скворечник" - проходная - и белоснежный щит с информацией о предприятии. Грязищи по колено: идут земельные работы, делают фундамент под окрасочный цех, склады... А рядом - аккуратненький финский домик, где располагается администрация, чистенькие упаковки строй материалов. Видавшие виды российские экскаваторы, краны - и зарубежная, щегольская на вид, техника. Песок, бетон - наши, пластмассовые панели, кровельный материал - завезенные из других стран. Что все-таки из этого в конце концов выйдет?
ЧЕГО БОЛЬШЕ:
"НИВЫ" Либо "Chevrolet"?
Это как предки с трепетом изучают собственное чадо: "чей" носик, "чьи" глазки? А в кого нрав? Так и о "совместном" автомобиле очень охото выяснить: что осталось от АвтоВАЗа, а что появилось от "Дженерал моторз"? Слухи прогуливаются различные. Молвят, коробка у совместного внедорожника будет ввезенная, педальный узел, ну и движок, вероятнее всего, на зарубежные поменяют.
Джон Милонас, генеральный директор СП, утверждает: для внутреннего рынка будут выпускать две модификации. Одна - из русских девайсов, более доступная. А другая - такая же, как для экПодвескаа. С движком "Опель", "опелевскими" же коробкой и педалями. У нее будет больше опций: кондюк, электростеклоподъемники, центральный замок - все то, что заходит в базисную комплектацию многих импортных машин. Ну и еще кое-какие конфигурации, о которых пока предпочитают не гласить. Естественно, стоимость этой модификации будет существенно выше, чем у предназначенной только для русского рынка.
Государь Милонас - большой дипломат. Он будет обворожительно улыбаться, длительно и тщательно приводить отвлеченные примеры, но не ответит на тот вопрос, на который не желает отвечать. Но когда его спросили, много ли пришлось поработать спецам "Дженерал моторз" с вазовской моделью и осталась ли она после чего вазовской, управляющий СП произнес сходу и прямо:
- Я желаю, чтоб не было кривотолков: на АвтоВАЗе - отличные конструкторы и инженеры. Они сделали и подготовили к производству неплохую модель, и эта модель - разработка Волжского автозавода. Да, совместно со спецами предприятия мы дорабатываем ее для того, чтоб продавать на наружном рынке, у которого есть свои специальные требования. Но это - обычный рабочий процесс.
И все-же "глазки" у чада очевидно не от родителя. С капота совместного внедорожника пропадет до боли знакомая российскому автомобилисту вазовская ладья. Ее место займет эмблема "Джи-Эм". С ней и с именованием "Chevrolet" (а позже только - "Нива" либо какое-то другое русское, какое - пока совсем не решено) автомобиль выйдет на рынок.
Отлично это либо плохо? Для патриотов АвтоВАЗа (есть такие?), наверняка, грустно. Но если поглядеть с другой стороны, возможно, в этом отыщешь смысл. Все-же авторитет "Дженерал моторз" у потребителей повыше будет, означает, и доверия новенькая машина вызовет больше, а как следует, и возможность ее фуррора на рынке возрастает. Если же, как подразумевается, чуть не 70% от объема выпуска продавать на экПодвеска, то СП ожидает просто хорошая перспектива. Так что важнее: амбиции либо практичность?
ХОТЬ 100 РАЗ
СКАЖИ СЛОВО "Chevrolet",
качество лучше не станет. А оно-то как раз - главное. И русские, и зарубежные потребители сначала ожидают, что сотрудничество с наикрупнейшим мировым производителем позволит предприятию выпустить автомобиль мирового же уровня свойства. Что для этого делает "Дженерал моторз"?
В конце сентября сегодняшнего года начнет работу сборочный сборочный поток СП. Но штамповку деталей кузова " Chevrolet Нива", и сварку, и расцветку будут создавать на АвтоВАЗе. Не считая того, тут же станут выпускать значительную часть других компонент. И если с течением времени расцветка, а может быть, и сварка на СП будет своя, то другие комплектующие так и останутся в производстве ВАЗа.
- У нас сформировано 5 групп, которые сейчас работают на Волжском автозаводе, занимаясь улучшением свойства, - сказал Джон Милонас. - Чтоб достигнуть результата, время от времени даже не нужно вкладывать никаких средств, поменять оборудование, требуется только малость по другому организовать создание, складирование и транПодвескаировку продукции. И наши спецы как раз находят такие "слабенькие места" и помогают от их избавиться.
Поставщиками СП будут предприятия, отобранные АвтоВАЗом. Это те, с которыми автозавод связывают давнешние партнерские дела. Они все относятся к сотрудничеству с "Дженерал моторз" более чем серьезно. Еще только было подписано соглашение, как на СП потянулись руководители заводов-производителей компонент. Задавали вопросы о будущих требованиях, демонстрировали эталоны продукции, советовались. До запуска СП две группы его профессионалов направились к поставщикам - налаживать систему контроля свойства и помогать, где можно, его сделать лучше.
Государь Милонас настроен оптимистично: автомобиль, который начнет выпускать СП "АвтоВАЗ - Джи-Эм", будет собран отлично и из не плохих девайсов.
А по другому, наверняка, и не может быть. Что все-таки касается вынесенной в заглавие главы поговорки - так ведь есть же и другие. Перефразируя: назови 100 раз "Ниву" "Chevrolet", она и...
ОТБОР И СЕЛЕКЦИЯ
Создание, качество - это не только лишь и даже не столько оборудование и технологии, сколько Различное. Кто будет работать на совместном предприятии?
На данный момент (не считая строителей, которые все-же со стороны) сюда набрали 90 россиян. Это руководители высшего и среднего звена. Около 30 профессионалов приехало из Елабуги - у их опыт работы с "Дженерал моторз" по СП с ЕлАЗом. Других отбирали в Тольятти. Осенью дали объявление в "Волжском автостроителе" - и посыпались резюме. Различное всех возрастов, занимающие различные ступени карьерной лестницы, желали попасть сюда. Кого-либо завлекала высочайшая заработная плата (это - миф, пока на совместном предприятии она не намного выше, чем на АвтоВАЗе), кого-либо - возможность побывать за границей, кого-либо - перспектива проф роста. А необходимо было избрать тех, кто сумеет работать, соответствуя требованиям СП.
- Кандидатов отбирала германская компания ТПМ, - ведает Геннадий Гуревич, директор СП по развитию персонала. - Проводили деловые игры, давали делать различные упражнения, которые позволяли людям проявить себя со всех боков. И только после чего рекомендовали, принимать человека либо нет.
Сам Геннадий ранее работал на АвтоВАЗе. Но автозавод казался ему недостаточно оживленным: стремительно достигаешь "потолка", а далее - никакого роста. На совместном предприятии жизнь кипит. Те, кого приняли на СП, уже прошли обучение за границей, на предприятиях "Дженерал моторз". На данный момент идет набор на должности мастеров и бригадиров (они тоже поедут стажироваться). А когда сборочный завод будет практически готов, начнется прием рабочих. Кстати, уже сотки людей, из которых много с высшим образованием, прислали свои анкеты - желают работать на сборочном конвейере совместного предприятия.
Совместную "Ниву" (либо "Chevrolet"?) ожидают. У кого-либо только практический энтузиазм, а кто-то лицезреет в ее возникновении некоторый шаг в развитии нашего автопромышленности. Малость терпения: момент выхода в свет первенца СП "Дженерал моторз - АвтоВАЗ" приближается. А мы будем говорить о происходящем.
Джон Милонас: "Естественно, без проблем не обходится, но пока работы на объекте
идут строго по графику".