СЕЛ И ПОЕХАЛ ?!
"СЕЛ И ПОЕХАЛ"?!
РЫНОК
ПРОДАМ - КУПЛЮ
"СЕЛ И ПОЕХАЛ"?!
Сергей УСКОВ
Умеете ли вы... читать? Поточнее - читать объявления о продаже машин?
Информация в объявлениях делится на две части - беспристрастную и личную. К первой относятся сведения, обычно, не подлежащие сомнению. А конкретно: марка автомобиля, модель, год выпуска, цвет и величина пробега. Вобщем, последний параметр нередко подвергается "корректировки" - в какую сторону, думаю, гласить не нужно. Но в первом приближении его можно принять (см. ЗР, 1997, № 11, с. 84).
К личной можно отнести информацию, косвенно определяющую состояние машины. На этом стоит тормознуть подробнее, чтобы не растрачивать время на осмотр заранее неприемлемых экземпляров. Так как объем текста в объявлениях ограничен, торговцы пользуются типичным жаргоном, стремясь "впихнуть" все сведения о машине в несколько слов - обычное описание состояния автомобиля заняло бы полстраницы. Часто встречающееся из их - "сел и поехал" (либо новомодное, но глупое "на полном ходу") - по идее, должно означать полную исправность машины. Другими словами, в нее можно сесть и сходу ездить, ездить, ездить... не задумываясь более ни о чем! На практике же это, обычно, значит не столько пригодность автомобиля к предстоящей беспроблемной эксплуатации ("такая скотина нужна самому"), а только полную готовность машины к продаже. Чувствуете разницу? Да, автомобиль поблескивает и светится, все узлы и агрегаты исправны, в него вправду можно сесть и поехать... Но далековато ли? Ну, в ГАИ, нотариальную контору, до дома, а далее - уж как повезет. Потому к такому выражению необходимо относиться критически, а на осмотр брать с собой спеца.
Кратко охарактеризуем предстоящий перечень закоренелых словосочетаний. "Из первых рук" - машину с момента покупки эксплуатировал один обладатель, что, быстрее, отлично, чем плохо. Но Различное относятся к вещам по-разному: другой бестолковый владелец ужаснее 3-х осторожных, правильно? "Не лицезрела снега", "зимой не эксплуатировалась" и т. п. - означает, на машине выезжали только летом, что, совершенно точно, прекрасно. Таким экземплярам стоит дать предпочтение. "Гаражного хранения" - даже эта понятная фраза нуждается в объяснении, так как наличие гаража, как ни удивительно, не всегда положительно сказывается на сохранности машины. Если, к примеру, обладатель ездит круглый год, а авто ставит в утепленный гараж, то следствием этого станет резвое разъедание кузова коррозией из-за конденсации воды при резком перепаде температур. "Родное железо и краска" - машина не была в большой аварии, ее не варили газосваркой, не меняли панели и не перекрашивали кузов. Это самые дорогие машины на рынке, но начинать вам, возможно, следует конкретно с их.
"Подмена железа по кругу", "весь металл новый", "низ отлично проварен" и т. п. - автомобиль много повидал на собственном веку, его эксплуатировали круглый год и, как минимум, проехали 200 тыс. км, а потом, заменив гнилостные крылья, пороги, а время от времени и двери, перебрав мотор и перекрасив кузов, предлагают вам. На такие экземпляры необходимо уделять свое внимание только в этом случае, если стоимость предложения невысока, а ездить вы собираетесь только летом.
"Движок - зверек". Может быть, он "озверел" от огромного количества различных присадок, залитых для увеличения мощности перед продажей. "Много нового", "все заменено" - при телефонном разговоре с владельцем выясните, что все-таки все-же имеется в виду. Может быть, заменено только то, что оказывает влияние на внешний облик (рассеиватели подфарников, "дворники", покрышки) и в сумме составляет малозначительный процент от цены всей машины.
"На запчасти без переоформления" - совсем не подходящий вам вариант, так как или авто стопроцентно не применимо к восстановлению, или имеются суровые трудности с документами - третьего не дано. "Антикор, подкрылки, мовиль" - описание противокоррозионных мер, которые предпринял обладатель. Это может служить только дополнительным плюсом после осмотра машины, так как после покупки антикор рекомендуется делать снова. "Музыка - SONY (PANASONIK, JVC и т. д.)" - автомобиль "радиофицирован", что, естественно, хорошо, но нередко это преподносится таким макаром, как будто вы покупаете не машину с магнитолой, а магнитолу с машиной в придачу. На мой взор, приобрести автомобиль проще без радио, которое потом несложно установить без помощи других, исходя из собственного вкуса и кошелька.
"Много запчастей", "плюс запчасти", "запчасти в придачу" - схожая покупка лет 10 вспять была бесспорной фортуной, так как запчасти были дефицитнее, чем сама машина. Сейчас же отделы запчастей открыты чуть не при каждом продмаге, не говоря уже о специализированных рынках и развалах. Потому тут целенаправлено поступить так. Если автомобиль, который вы собираетесь приобрести, в текущее время выпускается (либо снят с производства совершенно не так давно), то запчасти к нему брать в придачу не следует (разве что мелочь), так как они будут выполняться еще как минимум 10 лет, а то и больше. А потому запасаться впрок ни к чему: по закону подлости у вас когда-нибудь выйдет из строя тот узел, которого как раз в припасе не имелось. Другое дело - авто, выпуск которых прекращен 10 и поболее годов назад. К таковой технике лучше брать практически все запчасти, не считая тех, которые вам негде хранить. Но они должны быть только новыми: брать "б/у" не стоит. К автомобилям же выпуска до 1971 года (тогда все автозаводы перебежали на новые модели, большая часть из которых, в немного подретушированном виде, мы лицезреем и сейчас на дорогах) - необходимо брать все! А для чего вам нужен таковой автомобиль? Хотя, вобщем, мое дело поведать обо всем, к тому же мы отвлеклись от основной темы - чтения объявлений.
Не могу не сказать про такое довольно распространенное явление, как "комбинированный" автомобиль либо, говоря проще, "сборная солянка". Это относится по большей части к "жигулям" всех моделей, так как у "москвичей", "волг" и "запорожцев" "сочетать" практически не из чего. Продукция же ВАЗа имеет огромное обилие в границах одной базисной модели (2101), что позволяет использовать разные узлы от более современных моделей (прямо до 2107). В итоге в "копейку" (VAZ 2101, тут и дальше в кавычках выражения, встречающиеся конкретно в объявлениях) может быть установлен "салон 06" (от модели 2106), "движок 03", "бамперы 07" и т. д. К схожим переделкам создатель относится очень негативно (кстати, и ГАИ этого тоже не одобряет), так как вы навряд ли узнаете, кто и для какой цели занимался таким "тюнингом". Одно дело - себе, не спеша и с любовью, другое - кое-как, чтобы подороже реализовать собственного "стального жеребца". В итоге по мере надобности демонтировать, к примеру, бампер выясняется, что он... намертво приварен! Из-под "торпедо 06" полетят искры, потому что прежний обладатель при установке неаккуратно соединил разрезанную проводку. В любом случае схожий автомобиль побывал в руках "самоделкина", квалификация которого вам неведома. Так к чему излишние трудности? На рынке много машин, хозяева которых только крутили руль да надавливали на педали - вот и берите такую. А коль будет охота да опытные руки в придачу, скомплектуете ее по собственному вкусу.
Пару лет вспять, проходя по авторынку, я увидел "Запорожец" (вообщем он там редчайший гость), на ветровом стекле которого красовался плакатик: "Запорожец" не купил - жизнь интимную погубил". От неожиданности я просто остолбенел, потом, отсмеявшись, выискал торговца, который куда-то отошел. Естественно, я не собирался присматриваться к его машине, но желал только сказать, что фраза имеет обратный смысл: конкретно купив таковой "Запорожец", интимной жизни новенькому обладателю не видать, так как возиться он с ним будет и денек, и ночь...
Это была шуточка, а заключение будет суровым. Сегодняшний рынок старых автомобилей перенасыщен: машину проще приобрести, чем реализовать. Потому не спешите. По главным строчкам схожих объявлений изберите более подходящее и только позже отчаливайте на осмотр. Только не удивляйтесь - часто то, что придется узреть, разительно отличается от того, что вы для себя представили, читая газету.