НА ВСЕ - ВОЛЯ БОЖЬЯ?
НА ВСЕ - ВОЛЯ БОЖЬЯ?
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
КТО Повинет
НА ВСЕ - ВОЛЯ БОЖЬЯ?
Восемь человек погибли, 5 ранены - результат аварии, которая произошла
в Пермской области 4 декабря 1997 года. Как раз намедни Всероссийской конференции по безопасности дорожного движения...
Дмитрий ЖЕРНОВ
Меж поселком Сарс и деревней Мостовой (5 км) нет автобусного маршрута, хотя есть дорога. Неподалеку от поселка она круто уходит ввысь на повороте. Если б перед подъемом стоял символ 1.14, то на нем значилось бы: 10,2%. По нашим нормам, это много, вдвое выше допустимого ГОСТом. Поэтому местная ГАИ воспретила тут движение автобусов. Но администрация Октябрьского района разрешила.
Намедни катастрофы к директору малого муниципального предприятия "Автосервис" обратились обитатели поселка с просьбой дать два автобуса для поездки в церковь. Наутро автобусы отвезли верующих в деревню Мостовая. Пока шла служба, водители возвратились в поселок. Какой-то из них, Вячеслав Белоусов, поехал на базу, так как его десятилетний ЛАЗ-695 опять востребовал ремонта. Сейчас пришлось подварить кронштейн педали тормоза: сам починил и поехал назад в деревню. На неудачу, куда-то подевался 2-ой автобус, и все, кто прибыл на 2-ух машинах, решили ехать в одной. Как ни уговаривал Белоусов пассажиров подождать напарника, не посодействовало: дескать, что, если 2-ой шофер вообщем не приедет, а старушкам пора домой, кто же их повезет! Уговорили. В автобус с 34 сидящими местами набилось около семидесяти пассажиров. (Сейчас никто не может именовать точную цифру: после аварии многие в ужасе убежали в поселок, до которого оставалось три километра.)
Да, до дома оставалось всего три километра. Но впереди - злосчастная гора. Чуть автобус начал взбираться на подъем, шофер сообразил, что 70 человек он не вытянет. Вячеслав решил тормознуть и посадить часть пассажиров: отвезет одних и возвратится за оставшимися. Надавил на тормоз... Кронштейн педали сломался. Автобус потащило вниз. Слева - обрыв, справа - река. Спасти людей - один шанс из 100. Для этого необходимо, маневрируя задним ходом, точно и аккуратненько "положить" машину в кювет. В салоне - паника. Бешеные от испуга Различное кричат и мечутся, не слыша требования водителя держаться за поручни. Двести метров автобус катился по извиву дороги. Перескочив участок с практически вертикально срывающейся вниз обочиной, Белоусов направил машину в кювет. Автобус свалился набок и застыл.
Кто повинет в катастрофы? Двадцатипятилетний шофер нарушил 6 пт ПДД. Но только ли он? Вот документ: решение главы администрации Октябрьского района Николая Бессарабова - разрешить МГП "Автосервис" автобусное движение меж упомянутыми населенными пт. Снизу приписка для ГАИ: "Запретить можно все, тогда и ГАИ будет жить расслабленно. Наша позиция в том, чтоб людям было отлично". Прекрасно. Тем паче, что уже пару лет обитатели района требуют открыть маршрут. Но ГАИ ли им неприятель? Ведь дорога небезопасна - не соответствует нормативам. Так может, дело администрации района строить дорогу, срывать гору, выбивать на это Энциклопедия грузовых автомобилей? Не в этом ли реальная позиция "заботы о людях"?
МГП "Автосервис" выпустило на линию неисправный автобус. Разбирая предпосылки аварии, комиссия исследовала автопарк и... высчитала 12 наигрубейших нарушений! К примеру, не скооперировано техническое сервис машин, не утверждены паПодвескаа на автобусные маршруты, не проводится предрейсовый инструктаж, путные листы не заполняются, нет учета сезонного обследования дорожных критерий... За каждое из их можно не только лишь запретить пассажирские перевозки, да и вообщем эксплуатацию автобусов. При этом все это не было открытием: еще в сентябре 1996 года совместная проверка ГАИ и транПодвесканой инспекции выявила суровые недочеты в работе "Автосервиса". Но никто и не задумывался их исправлять.
Кстати, комиссия нашла на автобусе в 3-х (!) местах следы свежайшей сварки тормозной тяги. По словам Белоусова, его автобус за месяц "работал" 6-8 смен, остальное время стоял в ремонте.
...Так кто же повинет в погибели людей? Вячеслав Белоусов, допустивший "перегруз", но все-же спасший шестьдесят жизней? Комиссия, расследовав ДТП, решила, что он. Строгие выговоры получили руководители Пермской ГАИ. Может быть, лишат лицензии "Автосервис". Задумаемся, а сколько поездок раз в час происходит по такому же сценарию: "неисправный автобус без разрешения выехал по нелегальному маршруту"? Тыщи!
P. S. Когда работала комиссия, обитатели поселка устроили митинг, требуя высвободить водителя автобуса. Они не считают его виноватым.
Фото с видеосъемки пермской телекомпании "АвтоТВ"
Следы сварки тормозной тяги.
Вот так сломался кронштейн педали.