ТРЕБУЮТСЯ НА РАБОТУ
"ТРЕБУЮТСЯ НА РАБОТУ"
РЫНОК
АВТОПРОМ
Материалы подготовил Леонид САПОЖНИКОВ
"ТРЕБУЮТСЯ НА РАБОТУ"
О судьбе запорожского проекта компании ИВЕКО.
Заглавие "Мотор Сич" наверное ни о чем же не гласит большинству читателей. Нехитро: это запорожское предприятие ВПК до недавнешних лет было чисто скрытым и не заботилось о рекламе собственных изделий, ну и не нуждалось в ней. Оно - и только оно! - выпускало движки для всех русских вертолетов, для всех самолетов АН, для ИЛ-18, ЯК-40, ЯК-42. В год делали 6 тыщ моторов!
Новое время резко понизило число заказов и принудило спуститься с небес на землю. Крылатые потомки запорожских казаков ("Сич" по-украински - Сечь) начали создавать газоперекачивающие установки, бензопилы, разные сепараторы - от молочных до спиртовых. И, представьте, не бедствовали, в отличие от собственных земляков с "АвтоЗАЗа".
И вдруг приехали гости - итальянцы из компании ИВЕКО. Так, дескать, и так - вы отлично умеете делать шестерни для авиации, так почему бы вам не выпускать коробки для автомобилей ИВЕКО-КрАЗ? Длительно ли, кратко ли, подписали учредительные документы. И я там был, шампанское за фуррор СП пил. В притче это конец, а в жизни - только начало...
Генеральный директор АО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев пригласил тогда корреспондента ЗР приехать через год: дескать, поглядите, что у нас получится. За этот период времени мне удалось побывать на 2-ух схожих СП: в Кременчуге (ИВЕКО-КрАЗ) и в Миассе (ИВЕКО-УралАЗ). Дела у обоих, мягко говоря, не блестящие. А так как коробки не являются конечной продукцией, в Запорожье я ждал узреть откровенный провал.
Тем приятнее было выяснить, что за год тут почти все успели. Сначала, начали выпускать пятиступную коробку для легких грузовиков типа "Турбо-Дейли". Все Ремонт и эксплуатация - свои, сделанные на предприятии "Мотор Сич" по лицензии ИВЕКО. 5 первых образцов выслали для сертификации в Турин. Без замечаний не обошлось. Были случаи разночтения чертежей (у итальянцев несколько другие эталоны). Но все поправили, и вот уже запорожцы отгрузили в Турин 1-ые 1500 таких коробок. В Кременчуг же, как досадно бы это не звучало, только 200: очень вяло приобретают на Украине "Турбо-Дейли", предпочитая дешевенькую "Газель".
Освоили на "Мотор Сичи" и шестиступную коробку для автомобилей грузоподъемностью 4-5 тонн типа "Евро-Карго". Готовы ее выпускать, да вот из Кременчуга не шлют заказы: спроса на "Евро-Карго" нет вообщем.
Завод "Мотор Сич", не растрачивая время попусту, обратился к автотранПодвесканикам, имеющим ЗИЛы: "У нашей коробки ресурс под миллион км. Возьмете - не пожалеете!" "К ней бы дизельный движок", - мечтательно отвечали те. "Будет вам и дизель".
На данный момент лицензионный движок мощностью 170 л. с. готов к серийному производству. Эталоны агрегата передали возможным покупателям, в том числе Львовскому автобусному заводу, для "привязки" к своим машинам.
- А для "бычка" разве он плох? Желаем предложить и ЗИЛу, - произнес мне директор СП Алексей Косьянок.
Тем временем пошел в серию "младший брат" этого мотора - дизель модели 8140 для легких грузовиков. Четыре модификации разной мощности - от 75 до 116 л. с., в том числе с турбонаддувом. И стоит сравнимо малость: совместно с коробкой и сцеплением - не дороже "Таврии". А через пару лет, когда толика запорожских деталей в нем подымется с сегодняшних 5% до 80, станет значительно дешевле. Этим мотором очень заинтересовалось АО "КрымавтоГАЗсервис", просит поставлять для симферопольских "газелей" до 500 штук за месяц. Для начала.
А СП уже ведет переговоры с днепропетровским заводом "Южмаш" о разработке 80-сильных дизелей для многообещающих тракторов ЮМЗ... В общем, я совершенно не опешил, когда увидел у проходной "Мотор Сичи" издавна забытое объявление: "ТРЕБУЮТСЯ НА РАБОТУ".