О ПАЛЬЦАХ НЕ НА ПАЛЬЦАХ
О ПАЛЬЦАХ НЕ НА ПАЛЬЦАХ
ШАРОВЫЕ ПАЛЬЦЫ Фронтальной ПОДВЕСКИ "САМАРЫ"
Тот, кто считает по другому, может обратиться к источнику мудрости, именуемому РД 37.001.613-97 "Шаровые шарниры автотранПодвесканых средств. Общие технические требования и способы испытаний". Конкретно им руководствовались специалисты - сотрудники спец лаборатории ИЦАИ НАМИ, которые по нашей просьбе испытали 15 пар разных пальцев для автомобилей VAZ 2108...2115, 1111, обретенных нами в торговой сети. О их и речь пойдет.

ПЯТНАДЦАТЬ Либо ШЕСТНАДЦАТЬ?
Вообщем говоря, результатов испытаний оказалось не 15, а 16 - один из комплектов мы решили помучить, как говорится, "себе". Но об этом чуток позднее.
Каждый палец инспектировали по 7 главным характеристикам. Их сокращенные и полные наименования, также единицы измерения приведены ниже.
ЧТО И Для чего Определяли?
Сила вырыва - сила вырыва шарового пальца из корпуса, более, кгс. Этот параметр охарактеризовывает крепкость корпуса - пластическая деформация и следы разрушения недопустимы. Процесс испытаний припоминает вытаскивание пробки из бутылки.
Сила выдавливания - сила выдавливания шарового пальца из корпуса, более, кгс. Этот параметр также гласит о прочности корпуса, но проверка идет "с точностью до напротив": если следовать предшествующей аналогии, мы не вытаскиваем пробку, а вталкиваем ее вовнутрь.
Твердость - твердость рабочей поверхности (по Роквеллу), HRC. Охарактеризовывает износостойкость изделия. Разумеется, что поверхность пальца должна быть не очень мягенькой и не очень хрупкой.
Ударная крепкость - остаточная деформация пальца при нормированном ударе, мм. Охарактеризовывает крепкость раздельно взятого пальца. Проверяется при помощи специального приспособления, имитирующего удар с энергией 16 кгс.м.
Момент при вращении - момент сопротивления при вращении пальца, кгс.м. Охарактеризовывает качество рабочих трущихся поверхностей.
Момент при качании - момент сопротивления при качании пальца, кгс.м. Также гласит о качестве рабочих трущихся поверхностей.
Поперечник головки - поперечник сферической головки, мм. Охарактеризовывает, быстрее, не качество изделия, а просто своеобразие подхода изготовителя и его отношение к требованиям РД.
Итого - 224 результата измерений. Примерный "законопослушный" шаровой палец должен соответствовать показателям, приведенным ниже в таблице. Для тех читателей, которым не захочется сопоставлять одни числа с другими, мы применили систему "галочек" и "крестиков". Если вас заинтересовывают только ответы типа "да/нет", довольно посмотреть на нижнюю строчку в таблице. Понятно, что у отличников должен наблюдаться этакий ровненький лесок из зеленоватых галочек, а у отстающих картину будут портить красноватые крестики.
КТО ГЛАВНЕЕ?
Вправду, какой из характеристик шаровых пальцев является главным, а какой, выскажемся так, факультативным? Мы решили расположить измеренные характеристики по степени их значимости: слева вправо. Думается, единственным показателем, за который не стоит "казнить", является поперечник сферической головки пальца. В конце концов, если головка наименьшего поперечника исправно исполняет свои обязанности, для чего к ней придираться? А вот за отличия по первым четырем характеристикам все-же нужно "наказывать" - здесь вольнодумство неприемлимо.
О моментах сопротивления вращению и качанию пальцев - отдельный разговор. Отметим, что если в экспертизе "традиционных" шаровых опор тугие российские изделия разительно отличались от лишне подвижных иноземцев, то тут ситуация выровнялась: с закрытыми очами "наших" от "ихних" тотчас и не отличить. Мы полагаем, что некие поблажки для изделий с заниженными моментами полностью допустимы, если, естественно, речь не идет о неоднократном отклонении от требований РД. А вот завышенные моменты неоспоримо считаем браком. Кстати, эти характеристики определялись профессионалами после долговременной раскачки пальцев (более 40 полных ходов!).
А вообще-то, обычное изделие не обязано иметь ни 1-го "прокола"... Вобщем, давайте ознакомимся с плодами испытаний.
ТАК КТО ЖЕ ШЕСТНАДЦАТЫЙ?
Испытывать изделия с разными торговыми марками, позабыв про свое собственное - нет, это просто тупо. Конечно, мы испытали и "зарулевские" пальцы - результаты приведены ниже.
ТАК КАКИЕ ПАЛЬЦЫ БЕРЕМ?
Перед подведением итогов - еще малость "алаверды". 5 изделий не имели упаковки, а поэтому, на наш взор, вообщем не имеют права на статус запчасти. Обычные изделия должны быть маркированы голограммами, знаками соответствия и товарными знаками, на коробках неплохо бы созидать полные координаты изготовителя, а снутри упаковки должны быть аннотация по установке и гарантийный сертификат. Призываем к этому всех наших (и не только лишь) производителей.
Все российские изделия, в отличие от зарубежных, не имели смазки под чехлом - не забудьте об этом при установке! Зато снутри с этим - полный порядок у всех. Ударная крепкость оказалась заниженной у 4 изделий (№ 6, 10, 14, 15), но на этот раз обошлось без разрушений и трещинок. А вот подходящую твердость головки не обеспечили семь участников (№ 3, 5, 7, 11, 13, 14, 15) - это недопустимый недостаток, в особенности для русских дорожно-климатических критерий. Очень завышенные моменты показали изделия № 8.
В целом по результатам отметим "чемпионов" от компании "Трек" № 1. Отсутствие упаковки лишило призового места "усиленного Белебея": покупателя необходимо уважать. Как обычно, читатель может расставить свои собственные оценки, руководствуясь плодами работы профессионалов.