ФОКУС ПО-РУССКИ ПРОГНОЗ На завтрашний день
"ФОКУС" ПО-РУССКИ: ПРОГНОЗ На завтрашний день
ЭКОНОМИКА
"ФОКУС" ПО-РУССКИ: ПРОГНОЗ На завтрашний день
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛОСЬ Создание АВТОМОБИЛЕЙ "ФОРД"
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Официально 1-ый "Фокус" с табличкой Мейд in Russia сойдет с сборочного потока исключительно в апреле. По этому поводу, конечно, устроят большой прием для официальных лиц и представителей СМИ, наверняка, будет фейерверк. Но сейчас, за пару месяцев до праздничка, все, что делается за забором нового предприятия, окружено строжайшей потаенной. Так принято на западе у приличных фирм. И все-же очень охото выяснить - а что все-таки там происходит?
"ОКНО В ЕВРОПУ"
Когда сначала 90-х, на волне перемен, Ленинград опять стал Санкт-Петербургом, область внезапно для всех решила сохранить старенькое имя. Попытайтесь произнести: "Санкт-Петербург - столица Ленинградской области" - невольно улыбнешься. Но не многим до улыбок, когда город на Неве представляется сейчас как некоторый форпост Рф в Европе, а регион - чуть не оплот консерватизма. Слава богу, все не так. Конкретно в области пару лет вспять принят пакет законов о защите зарубежных инвестиций, чуть не самый прогрессивный в стране. За три года тут открыли свои предприятия "Катерпиллер", "Филип Моррис", "Крафт Фудз" и другие. А сейчас вот и "Форд"...
От окраины Санкт-Петербурга до Всеволожска всего 24 км. Дорога совершенно не нехорошая, только несколько переездов все портят - на любом из их можно просто "зависнуть". Но если повезет, то минут через 20 вы попадаете в обычный наш городок с монументом Ленину на центральной площади. Цель поездки - даже не город, а малая деревенька Щеглово: несколько перекосившихся домиков соседствуют с длинноватыми темными корпусами завода "Российский дизель", где продолжают клепать что-то оборонное.
За последние годы аппетиты ВПК очень поуменьшились, и с лета 1999 года один из промышленных корпусов передали в аренду ЗАО "Форд мотор компани". Размеры "ангара", как называют тут корпус, немаленькие - больше 50000 м2 (да еще земли 30 га!). В нем оборудованы три цеха - сварочный, окрасочный и конечной сборки. Готовы административные, бытовые, складские помещения, душевые, столовая, работает медсанчасть.
По сборочному потоку туда-сюда "гуляют" три 10-ка кузовов (хэтчбек, автомобиль, универсал) разной степени сборки. Прибыли они из Испании и Германии в конце озари и сейчас на их отрабатывают технологические операции. По планам уже в феврале на заводе начнется сборка предсерийной партии - до конца I квартала должна быть подготовлена 1-ая промышленная партия - 300 автомобилей. В продажу они не пойдут: одни отправятся на испытания, другие - на сертификацию. И только когда все нужные документы будут получены (предположительно - к маю), русские "форды" поступят к русским же дилерам. Таковой завод - единственный не только лишь в СНГ, да и в Восточной Европе, но пока его продукцию будут реализовывать исключительно в Рф. Расчет - на наш рынок, и оптимизм менеджеров небезоснователен: за 11 месяцев 2001 года у нас официально продано 3719 новых "фордов", при этом в фаворитах, естественно, "Фокус".
В сегодняшнем году с сборочного потока во Всеволожске должно сойти приблизительно 5 тыс. автомобилей. Сколько они будут стоить? Здесь руководители завода и сотрудники консульства "Форд" в Рф единогласно отмалчиваются. Все же подсчитать можно и без помощи других. Если сейчас автомобиль в "базисной" комплектации (движок 1,6 л, гидроусилитель руля, подушка безопасности, центральный замок) стоит приблизительно 14 тыс. долл., то собранный в Рф будет существенно дешевле. А если развернуть создание до плановых 25 тыщ в год да отыскать российских поставщиков девайсов?..
В этом, кстати, наибольшая загвоздка. Сейчас одно из более принципиальных по значению подразделений "Форд мотор компани" в Рф - отдел по локализации. 20 5 его служащих в Ленинградской области и других регионах страны заняты поисками поставщиков девайсов. Пока названо два: Борский стекольный завод (он займется созданием боковых стекол) и компания "Эласт-Технологии", где будут делать коврики и брызговики.
До того как попасть в перечень официальных партнеров "Форда", русские предприятия и их изделия прошли строгие проверки. Даже в злосчастные коврики пришлось внести конструктивные конфигурации по просьбе фордовских инженеров, к примеру, "нарастить" бортики, чтобы не марать ворс салона. Заметим, большую роль сыграло то, что Борский завод получил сертификат ISO 9001, а компания "Эласт-Технологии" эту функцию проходит на данный момент.
Фактически, желающих сотрудничать с именитой западной компанией навалом. Вот только требования у "Форда" больно жесткие - и к внешнему облику, и к материалам, безопасности, экологичности, срокам поставки. Также к людям, которые все эти требования должны соблюдать.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Из промышленных ворот еще пока не выходят новые авто, но каждое утро в 8.40 заступает рабочая смена. Приезжают из Всеволожска и Санкт-Петербурга на особых автобусах-челноках, переодеваются все как один в фирменные голубые комбинезоны и каски (да-да, это непременно - еще не окончены монтажные работы!) и отправляются на свои рабочие места.
Сейчас в штате завода - 350 человек; две третьих - обитатели Всеволожска. Устроиться на "Форд" - престижно, но не просто: конкурс на каждое рабочее место. Учитывают возраст, проф способности, личные свойства, желание работать конкретно на "Форде". Конечно, о каждом кандидате наводят справки: где работал, почему ушел... Словом, получить фирменную голубую спецовку (и заработную плату, по слухам, одну из самых больших в регионе) - никак не просто. Не достаточно того, совершенно не принципиально, кем ты был ранее, все равно придется обучаться.
Этим летом "Форд" переоборудовал один из корпусов сельскохозяйственного института во Всеволожске (в ремонт строения, оборудование и библиотеку вложили 270 тыс. долл.) и открыл собственный учебный центр. Каждый работник проходит тут практику (на западный манер это именуют "трейнинг") - от 5 дней до 4 недель. Занятие ведут педагоги института, спецы завода во Всеволожске и других европейских компаний "Форда". Мастера, руководители подразделений проходят стажировку на европейских заводах.
Только 13 из 350 работников ЗАО "Форд мотор компани" - иноземцы, но, по словам генерального директора Мюррея Гилберта, с течением времени их остается двое. Других поменяют русские спецы, которые пока числятся дублерами. Скажем, от головного менеджера по качеству (по-нашему - начальника ОТК) шведа Андерссена (8 лет в отделе свойства "Вольво" - это не шуточка!) его сотрудник Валерий Никольский просто ни на шаг не отходит - времени до запуска остается совершенно малость, а еще обучаться и обучаться...
Пусть еще не бегает по русским дорогам ни один наш "Фокус", но в одном маленьком городке жизнь уже поменялась. Построена новенькая дорога, отремонтирован институт, каждый денек на улицы Всеволожска выезжают несколько новых "транзитов" - они обслуживают школы, детские сады, поликлиники. Главное же, у многих появилась цель в жизни - связать ее с новым заводом. Четыре студента из Всеволожска учатся в питерских университетах с именными стипендиями "Форда"; в новеньком году обещают, что их станет больше.
Много все это? Не достаточно? Тяжело сказать... Для малеханького русского города - много. Чтоб оценить по масштабам Рф, осталось подождать совершенно малость. Поглядим через год, как поменяется авто жизнь в Рф, когда на ее дорогах появятся современные "фокусы" по доступной стоимости.
P.S. Как нам стало понятно, существует техно возможность прирастить мощность завода до 100 тыщ в год - при относительно маленьких денежных вложениях. При таком развитии событий стоимость русского автомобиля "Форд" фактически сравняется со ценой "10-ки". Но не будем забегать вперед.
Учебный центр "Форда".
1-ая именная стипендия "Форда" - студентам вузов Петербурга.



ЭКОНОМИКА
"ФОКУС" ПО-РУССКИ: ПРОГНОЗ На завтрашний день
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛОСЬ Создание АВТОМОБИЛЕЙ "ФОРД"
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Официально 1-ый "Фокус" с табличкой Мейд in Russia сойдет с сборочного потока исключительно в апреле. По этому поводу, конечно, устроят большой прием для официальных лиц и представителей СМИ, наверняка, будет фейерверк. Но сейчас, за пару месяцев до праздничка, все, что делается за забором нового предприятия, окружено строжайшей потаенной. Так принято на западе у приличных фирм. И все-же очень охото выяснить - а что все-таки там происходит?
"ОКНО В ЕВРОПУ"
Когда сначала 90-х, на волне перемен, Ленинград опять стал Санкт-Петербургом, область внезапно для всех решила сохранить старенькое имя. Попытайтесь произнести: "Санкт-Петербург - столица Ленинградской области" - невольно улыбнешься. Но не многим до улыбок, когда город на Неве представляется сейчас как некоторый форпост Рф в Европе, а регион - чуть не оплот консерватизма. Слава богу, все не так. Конкретно в области пару лет вспять принят пакет законов о защите зарубежных инвестиций, чуть не самый прогрессивный в стране. За три года тут открыли свои предприятия "Катерпиллер", "Филип Моррис", "Крафт Фудз" и другие. А сейчас вот и "Форд"...
От окраины Санкт-Петербурга до Всеволожска всего 24 км. Дорога совершенно не нехорошая, только несколько переездов все портят - на любом из их можно просто "зависнуть". Но если повезет, то минут через 20 вы попадаете в обычный наш городок с монументом Ленину на центральной площади. Цель поездки - даже не город, а малая деревенька Щеглово: несколько перекосившихся домиков соседствуют с длинноватыми темными корпусами завода "Российский дизель", где продолжают клепать что-то оборонное.
За последние годы аппетиты ВПК очень поуменьшились, и с лета 1999 года один из промышленных корпусов передали в аренду ЗАО "Форд мотор компани". Размеры "ангара", как называют тут корпус, немаленькие - больше 50000 м2 (да еще земли 30 га!). В нем оборудованы три цеха - сварочный, окрасочный и конечной сборки. Готовы административные, бытовые, складские помещения, душевые, столовая, работает медсанчасть.
По сборочному потоку туда-сюда "гуляют" три 10-ка кузовов (хэтчбек, автомобиль, универсал) разной степени сборки. Прибыли они из Испании и Германии в конце озари и сейчас на их отрабатывают технологические операции. По планам уже в феврале на заводе начнется сборка предсерийной партии - до конца I квартала должна быть подготовлена 1-ая промышленная партия - 300 автомобилей. В продажу они не пойдут: одни отправятся на испытания, другие - на сертификацию. И только когда все нужные документы будут получены (предположительно - к маю), русские "форды" поступят к русским же дилерам. Таковой завод - единственный не только лишь в СНГ, да и в Восточной Европе, но пока его продукцию будут реализовывать исключительно в Рф. Расчет - на наш рынок, и оптимизм менеджеров небезоснователен: за 11 месяцев 2001 года у нас официально продано 3719 новых "фордов", при этом в фаворитах, естественно, "Фокус".
В сегодняшнем году с сборочного потока во Всеволожске должно сойти приблизительно 5 тыс. автомобилей. Сколько они будут стоить? Здесь руководители завода и сотрудники консульства "Форд" в Рф единогласно отмалчиваются. Все же подсчитать можно и без помощи других. Если сейчас автомобиль в "базисной" комплектации (движок 1,6 л, гидроусилитель руля, подушка безопасности, центральный замок) стоит приблизительно 14 тыс. долл., то собранный в Рф будет существенно дешевле. А если развернуть создание до плановых 25 тыщ в год да отыскать российских поставщиков девайсов?..
В этом, кстати, наибольшая загвоздка. Сейчас одно из более принципиальных по значению подразделений "Форд мотор компани" в Рф - отдел по локализации. 20 5 его служащих в Ленинградской области и других регионах страны заняты поисками поставщиков девайсов. Пока названо два: Борский стекольный завод (он займется созданием боковых стекол) и компания "Эласт-Технологии", где будут делать коврики и брызговики.
До того как попасть в перечень официальных партнеров "Форда", русские предприятия и их изделия прошли строгие проверки. Даже в злосчастные коврики пришлось внести конструктивные конфигурации по просьбе фордовских инженеров, к примеру, "нарастить" бортики, чтобы не марать ворс салона. Заметим, большую роль сыграло то, что Борский завод получил сертификат ISO 9001, а компания "Эласт-Технологии" эту функцию проходит на данный момент.
Фактически, желающих сотрудничать с именитой западной компанией навалом. Вот только требования у "Форда" больно жесткие - и к внешнему облику, и к материалам, безопасности, экологичности, срокам поставки. Также к людям, которые все эти требования должны соблюдать.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Из промышленных ворот еще пока не выходят новые авто, но каждое утро в 8.40 заступает рабочая смена. Приезжают из Всеволожска и Санкт-Петербурга на особых автобусах-челноках, переодеваются все как один в фирменные голубые комбинезоны и каски (да-да, это непременно - еще не окончены монтажные работы!) и отправляются на свои рабочие места.
Сейчас в штате завода - 350 человек; две третьих - обитатели Всеволожска. Устроиться на "Форд" - престижно, но не просто: конкурс на каждое рабочее место. Учитывают возраст, проф способности, личные свойства, желание работать конкретно на "Форде". Конечно, о каждом кандидате наводят справки: где работал, почему ушел... Словом, получить фирменную голубую спецовку (и заработную плату, по слухам, одну из самых больших в регионе) - никак не просто. Не достаточно того, совершенно не принципиально, кем ты был ранее, все равно придется обучаться.
Этим летом "Форд" переоборудовал один из корпусов сельскохозяйственного института во Всеволожске (в ремонт строения, оборудование и библиотеку вложили 270 тыс. долл.) и открыл собственный учебный центр. Каждый работник проходит тут практику (на западный манер это именуют "трейнинг") - от 5 дней до 4 недель. Занятие ведут педагоги института, спецы завода во Всеволожске и других европейских компаний "Форда". Мастера, руководители подразделений проходят стажировку на европейских заводах.
Только 13 из 350 работников ЗАО "Форд мотор компани" - иноземцы, но, по словам генерального директора Мюррея Гилберта, с течением времени их остается двое. Других поменяют русские спецы, которые пока числятся дублерами. Скажем, от головного менеджера по качеству (по-нашему - начальника ОТК) шведа Андерссена (8 лет в отделе свойства "Вольво" - это не шуточка!) его сотрудник Валерий Никольский просто ни на шаг не отходит - времени до запуска остается совершенно малость, а еще обучаться и обучаться...
Пусть еще не бегает по русским дорогам ни один наш "Фокус", но в одном маленьком городке жизнь уже поменялась. Построена новенькая дорога, отремонтирован институт, каждый денек на улицы Всеволожска выезжают несколько новых "транзитов" - они обслуживают школы, детские сады, поликлиники. Главное же, у многих появилась цель в жизни - связать ее с новым заводом. Четыре студента из Всеволожска учатся в питерских университетах с именными стипендиями "Форда"; в новеньком году обещают, что их станет больше.
Много все это? Не достаточно? Тяжело сказать... Для малеханького русского города - много. Чтоб оценить по масштабам Рф, осталось подождать совершенно малость. Поглядим через год, как поменяется авто жизнь в Рф, когда на ее дорогах появятся современные "фокусы" по доступной стоимости.
P.S. Как нам стало понятно, существует техно возможность прирастить мощность завода до 100 тыщ в год - при относительно маленьких денежных вложениях. При таком развитии событий стоимость русского автомобиля "Форд" фактически сравняется со ценой "10-ки". Но не будем забегать вперед.
Учебный центр "Форда".
1-ая именная стипендия "Форда" - студентам вузов Петербурга.


