НАСОС НЕ ЛЮБИТ СУХОМЯТКИ
НАСОС НЕ ЛЮБИТ СУХОМЯТКИ
РЫНОК
Экспертиза
НАСОС НЕ ЛЮБИТ СУХОМЯТКИ
Казалось бы, электромоторы должны "на генном уровне непереносить" воды вообщем и бензин - в особенности. Но якорь, коллектор и щетки электронного бензонасоса повсевременно купаются в бензине.
Миша КОЛОДОЧКИН
Система, в какой находятся коллекторный моторчик - большой любитель искрить, и бензин - большой любитель пылать, должна работать как часы - это разумеется. Объект очередной экспертизы - топливные электронасосы для автомобиля, первым в нашей стране освоившего впрыск. Идет речь о "Волге". Насос на ней размещен вне бензобака - приблизительно под задним сидением. Нам удалось приобрести четыре схожих изделия - два наших и два привезенных из других стран (фото 1-4). Отметим, что завезенные из других стран, как обычно, в 4-5 раз дороже.
Так как все насосы неразборные, то поначалу испытаем их в действии, а позже ознакомимся с устройством. Требуется от их не так много - обеспечивать подходящую производительность и развивать требуемое давление. Как они с этим управляются, видно из таблицы.
С производительностью на свободный слив все в порядке - приобретенные данные полностью соответствуют справочным сведениям из литературы. А вот при работе "на пробку" усердия хватило не у всех. Если оба иноземца просто выдали свои 8-8,5 кгс/см2, а старооскольский насос ограничил рвение на уровне 5,2 (кстати, положительный результат), то сибиряк откровенно закапризничал. Пульсации давления от 3,5 до 4,5 кгс/см2 сопровождались осязаемым нагревом и завышенной шумностью работы.
О дурном характере российских насосов нас предупреждали и торговцы, и ремонтники - мол, гудят, нагреваются и больше полугода не служат. Тем увлекательнее, что в их заложено такое плохое, чего нет в зарубежных? Либо напротив, не заложено?
Поначалу обрисуем общие черты. Электродвигатель и насосная секция смонтированы в одном корпусе. Так как движок неизменного тока просит неотклонимого соблюдения полярности, то клеммы для подключения проводки различаются: "плюс" - гораздо меньше, с резьбой М4, а "минус" - побольше, с резьбой М5. Бензин прокачивается через весь мотор, охлаждая его. Оборотный клапан в выходном штуцере препятствует сливу горючего из системы после выключения бензонасоса. Насосная секция снабжена предохранительным клапаном.
Перебегаем к изюминкам. "Бошевский" и тюменский насосы напоминают пару "царевич и нищий" - абсолютное наружное сходство при очень различном культурном уровне. Конструктивно насосы схожи - насосная секция размещена со стороны входа горючего в насос, а ее рабочим элементом служит эксцентрично расположенный дисковый ротор с пятью прорезями. В прорезях - цилиндрические ролики, играющие роль уплотнения меж пятью секциями насоса. При работе любая такая секция за счет эксцентриситета повсевременно меняет собственный объем, увеличивая его при прохождении зоны забора горючего. Создающееся при всем этом разрежение засасывает бензин в насос.
Увлекательная особенность конструкции - единая недвижная ось для роторов насосной секции и электродвигателя. Такое решение позволяет обойтись без пары "вал - подшипник", которая при работе изнашивается. Последствия известны - перекос ротора, утечка горючего, нехороший контакт щеток с коллектором и т. д. Тут статор мотора - это два сектора неизменных магнитов, зафиксированных пружинными держателями в железном цилиндре, который служит также дистанционной втулкой меж насосной секцией и щеткодержателем.
А где же отличия? Во-1-х, в тюменском варианте пропал сетчатый фильтр на входе насоса - непонятное и непростительное упрощение. Во-2-х, направьте внимание на фото 5 - спутать "близнецов" тяжело. Сверкающий "германец" смотрится очевидно лучше... Стоимость фуррора - внимание к мелочам. В "бошевском" насосе нет облупленных магнитов и перекошенных резиновых уплотнений, а его якорь не становится белесым после купания в бензине. Из обмотки ротора не высовываются странноватые кусочки провода - может, конкретно из-за их тюменский насос не сумел отработать нормально?
Старооскольский насос гораздо меньше и поординарнее. Щетки коллектора размещены повдоль оси вращения ротора. Рабочий элемент насосной секции - знакомый нам дисковый ротор с пятью роликами. Его ось недвижна, а соединение с валом электромотора - через муфту. Фильтра узкой чистки в насосе почему-либо нет.
Насосная секция изделия компании "Пирбург" изготовлена по другому - похоже на масляный насос "Самары". Заместо роликов применены шестерни внутреннего зацепления. Малая (ведущая) шестерня насоса центрируется валом ротора электродвигателя, а вращение от ротора к шестерне передается через трехсегментную муфту. Подшипником для задней опоры вала ротора служит корпус насосной секции. На входе - фильтрующий сетчатый стаканчик.
Смотря на сверкающие элементы насосных секций (фото 6 и 7), понимаешь, как просто обезобразить их запятанным бензином. Ведь даже неплохой фильтр узкой чистки горючего не в состоянии задержать всю грязь - ее остатки будут перемалываться роликами либо шестеренками. Отсюда - забияки, а то и заклинивание... Чего же тогда ожидать от насосов, создатели которых сберегли на интегрированном фильтре?
2-ая неудача прекрасной "механики" - сухое трение. С прекращением подачи бензина насосная часть уподобляется Ихтиандру, увезенному в пустыню. Бензин - это остывание и в некий степени смазка. Потому даже краткосрочная работа насоса "всухую" очень нежелательна. Мораль: не заставляйте его "хватать" воздух, игнорируя лампочку резерва горючего.
В общем, торговцы были правы - завезенные из других стран насосы лучше. Они не гудят, так как кропотливо собраны, не нагреваются, так как все обмотки в их целы, и подольше служат, так как обустроены фильтрами. Очень грустно - до всей это тривиальной "мелочи" нашим изделиям остался практически один шаг, который, похоже, некоторому сделать...
1. Насос 058464044
компании "Бош". Стоимость - 140-160 у. е.
2. Насос 98Т092
компании "Пирбург". Стоимость - 140-160 у. е.
3. Насос 18.3780
тюменского завода АТЭ. Стоимость - 32-36 у. е.
4. Насос 50.1139
старооскольского завода АТЭ.
Стоимость - 30-35 у. е.
5. "Царевич (слева) и нищий".
6. Обычно насосная часть состоит из роликов...
7. ... "Пирбург" предпочитает шестеренки.
Наша справка
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ НА СВОБОДНЫЙ СЛИВ -
наибольшая производительность насоса при отсутствии противодавления.
ДАВЛЕНИЕ НУЛЕВОЙ ПОДАЧИ - наибольшее давление, развиваемое насосом при заглушенном сливе.