Реализации в 2010 году назло прогнозам
Авто рынок страны развивается по своим, непонятным для зарубежных аналитиков, законам и раз в год опровергает все прогнозы – как в ту, так и в иную сторону.
Ненамеренная удовлетворенность Приблизительно с 2000 по 2008 год авторынок РФ лупил все прогнозы, показывая высочайшие темпы роста: плюс 30, 40, 50% в год… Аналитики и далее загибали кривую роста ввысь, а он вдруг взял и упал. Да так глубоко, что никто не ждал, – вдвое! Таких темпов падения тоже никто в мире не лицезрел – ни в странах развитых, ни в развивающихся, из группы БРИК (Бразилия, Наша родина, Индия и Китай). Потому прогнозы на 2010 год делали более чем умеренные: 1–1,3 млн. автомобилей.
Январь и февраль стали худшими месяцами для дилеров за последние 10 лет. Но в марте, стоило заработать программке утилизации, рынок стал стремительно оживать, и уже в апреле-мае аналитики повысили годичный прогноз до 1,4–1,5 млн. машин.
Но действительность снова околпачила: по итогом года продали 1 910 573 новых легковых и легких коммерческих автомобиля. По данным Ассоциации евро бизнеса (АЕБ), рост составил 30% по сопоставлению с 2009 годом. Исключительно в декабре продали 204 586 автомобилей (рост к декабрю 2009-го – 60%!)
Понятно, что гигантскую роль в оживлении рынка сыграли две муниципальные программки: льготы на приобретение нового автомобиля при сдаче старенького в утиль и субсидирование кредитов. При этом, по поводу первой в правительстве были, как понятно, огромные сомнения (хотя в почти всех странах подобные способы удачно работали и работают). И «вводили» ее практически год.
Вторую запустили еще в 2008-м, но в таком корявом виде, что реально она начала действовать только в прошедшем году. Кстати, программка утилизации у нас длится до конца этого года, а инфраструктуры для избавления от авто металлолома как и раньше нет, потому что нет соответственной законодательной базы. Вот и занимаются разборкой сданных машин в главном вручную, на маленьких временных площадках. В наилучшем случае, обещают приготовить нормативную базу к 2012 году – как раз к окончанию программки утилизации…
Но я отклонился от темы, ведь положено радоваться – рынок-то оживился! В плюс вышли практически все марки.
Фаворитов не судят Основным бенефициаром (российский синоним звучит еще больше коряво – выгодоприобретатель) года оказался, естественно, АВТОВАЗ.
САМЫЕ Пользующиеся популярностью МОДЕЛИ НА Русском РЫНКЕ в 2010 году
Если в 2009-м он свалился ниже всех (чтоб его оживить, правительство издержало большие экономные средства), то год спустя он и больше всех вырос – на 48% (продано 517 тыс. «лад»). В декабре рост продаж составил и совсем фантастические 78%! Понятно, что главную роль в этом сыграла программка утилизации (не тайна, что под Тольятти она и писалась) – по сертификатам реализовали 221,6 тыс. машин (в большей степени «пятерки» и «семерки»), практически половину.
Отлично шли дела у Шевроле, Kia, Рено, Форд, Хэндэ, VW… Логично – у их собственные фабрики в Рф, и предусмотрены экономные модели. А вот японские производители, кроме Тоета и Nissan, ощущали себя ужаснее. Причина – неподъемные (для покупателя) цены из-за высочайшего курса иены.
И если Митсубиши, также Suzuki в течение года потихоньку нарастили реализации (у Митсубиши в декабре – плюс 129%!), то Мазда, Субару и Honda окончили год в минусе. В отстающих марки концерна Chrysler и Hummer, чья история, как досадно бы это не звучало, похоже, завершилась навечно, также некие китайские марки.
Кому точно кризис не страшен, так это люксовым брендам. Фактически они все в прошедшем году проявили отличные результаты. У Мерседес и Volvo вообщем необыкновенный рост продаж – на 64 и 54,5% соответственно!
Тяжек труд аналитика Посреди отдельных моделей в количественном отношении как и раньше лидируют Lada, а фавориты посреди импортных машин те же, что и в прошедшем году. Девять из 10 моделей в топ-листе собраны в Рф, и одна, Daewoo Nexia, в СНГ (Узбекистан). Но в течение этого года расстановка может здорово поменяться с возникновением многообещающих новичков – VW Polo Sedan (отлично продается с сентября 2010-го), Хэндэ Solaris (с января). Поближе к лету компанию им составит новый Kia Rio: молвят, его базисная цена будет на 10–20 тыс. рублей ниже, чем у Solaris. А к озари «выстрелит» АВТОВАЗ – с сборочного потока начнет сходить сверхбюджетная по стоимости и «почти европейская» по дизайну и качеству (как нам обещают) Lada Granta.
В итоге, по подготовительным, очень усмотрительным прогнозам АЕБ, в течение 2011 года русский рынок вырастет на 18% – до 2,25 млн. автомобилей. А в будущем году, по воззрению председателя  АЕБ Дэвида Томаса, он возвратится на докризисный уровень 2008 года – с результатом 2,8–2,9 млн. Далее все будет просто отлично, и Наша родина наконец станет европейским авторынком номер один (пока мы пятые).
Но прогнозы в нашей стране – дело непризнательное. И довольно рискованное. Во всяком случае, ни один из наших аналитиков даже не пробовал просчитать реакцию рынка на вероятную новейшую волну мирового экономического кризиса. А меж иным, многие западные наблюдатели предсказывают, что она придет году в 2015-м. Правда, последствия будут наименее трагическими, чем на данный момент, но все-же… Прошедший кризис показал, что падаем мы куда поглубже, чем кто-нибудь другой.
Но сегодняшний год обещает быть удачным для обновления автопарка. Политологи уже назвали его «годом закачивания денег» – в экономику, социальную сферу, армию… Ведь впереди выборы. А вот на 2012 год экономных средств может и не хватить. Но все-же охото веровать, что все будет отлично.
Реализации ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В Рф в 2010 году