Программка утилизации Старенькый грузовик на новый
Когда стартует программка утилизации старенькых грузовиков?  Не отказалось ли от нее правительство? Вопрос появляется, так как о ней издавна нет инфы. Почти все проясняет Ашот Арутюнян, член рабочей комиссии Минпромторга РФ. - Ашот, скажите, пожалуйста, сначала: когда?  Многих, уверен, интересует хотя бы ориентировочный срок. И желали бы не очень длительно ожидать, ведь механизм можно перенять у «легковой» программки утилизации…
В 2011 не успеем - Минпромторг планировал, что успеем начать в 2011 году, но не выходит: очень много оказалось специфичных вопросов. Предшествующий опыт понадобился только  отчасти. И сходу замечу, дело не в сложностях финансирования.
С легковыми автомобилями проще: их нетрудно опустить на эвакуаторы и отвезти к пт утилизации, доставить жд транПодвескаом на расстояние до 500 км. С грузовиками все по другому - необходимы особые ломовозы, но они не сумеют доставлять утилизируемые грузовики на такие расстояния.  Это — неувязка логистики. Вероятное решение - копить предъявленные грузовики у дилеров, откуда утилизатор сумеет их забирать.
2-ая неувязка технологическая: переработать металл большегрузной машины – процесс более трудозатратный, необходимо особое оборудование. Нужно поделить воды и резину. В конечном итоге утилизация грузовиков обходится дороже, и нужно подсчитать, в какую сумму изольются издержки в масштабах страны.
Финансовая сторона. Какие Энциклопедия грузовых автомобилей нужно заплатить каждому из участников проекта? Каковой должен быть размер премии для хозяев сданных автомобилей, какие издержки понесет утилизатор и дилер?..
60 тыщ старенькых колымаг И соц нюанс. Сейчас парк зарегистрированных в ГИБДД грузовых автомобилей составляет более 1,5 млн. единиц. Самых старенькых, в возрасте более 28 лет, — около 60 тыщ. Конкретно их сначала требуется поменять новыми. Они морально и на физическом уровне устарели,  гробят экологию, таят опасность для участников движения, в том числе самих хозяев. Самый обычный метод - запретить эксплуатацию таких грузовиков. Но тогда мы лишим 10-ки тыщ людей способности эксплуатировать эти машины, а означает, отнимем у людей заработок.

Очередной вопрос – о способностях российских производителей. Мы прогнозируем, что рынок грузовиков в РФ в 2011 г. составит 72 тыс. ед. Если за счет запрета использования старенькых машин спрос вырастет дополнительно на 60 тыс. автомобилей, то русские производители на физическом уровне не сумеют произвести востребованное количество машин. Разница будет замещена импортом. Тогда сложится феноминальная ситуация: за счет русского бюджета мы поддержим забугорных производителей. Сначала, — и гадать не приходится — китайских.
Полный запрет на эксплуатацию старенькых машин неприемлем к тому же поэтому, что их обладатели в собственном большинстве не так богаты, чтоб, получив утилизационную премию, сходу добавить к ней сумму, нужную для покупки нового автомобиля-кормильца.
Сдал - получил — Какого размера может быть эта премия? И в целом, к чему готовиться тем, кто хочет поменять машину в рамках «грузовой» программки утилизации?
— Наши исследования демонстрируют, что при утилизационной премии в размере 10% от цены новейшей машины приблизительно каждый 5-ый обладатель готов сдать собственный автомобиль и приобрести новый. За ранее при подготовке гос программки рассматривался конкретно таковой размер выплат. Замечу, приблизительно столько же «стоит» сертификат «легковой» программки. Если принять в расчет, что средняя стоимость нового грузовика КамАЗ (без НДС) составляет порядка 1,5 млн. руб., премия может составить около 150 тыс. руб.



Желаю направить внимание, эту сумму нельзя принимать как совсем утвержденную, но величина будет приблизительно таковой. Не исключено, что часть премии придется навести на компенсацию расходов участников реализации программки.
— Посредников?
Звенья механизма Нет, идет речь о «рабочих звеньях»: клиент – дилер - утилизатор. Вероятнее всего, остановимся на решении (само мало, на исходном шаге выполнения программки), что в  утилизацию принимаем только те авто, которые доберутся до пт сдачи своим ходом. Чтоб старенькые машины не пришлось гнать за тридевять земель, собираемся подключить дилеров автозаводов — они поближе всех к потребителям.
У дилеров хлопот появится много: отыскать площадки-накопители для сданных машин, принимать «металлолом», оформлять бумаги. Придется оплачивать аренду площадок, нанимать и оплачивать дополнительных рабочих… Это все затратные расходы, и их придется покрывать.
Очередное звено — ГИБДД. Служба регистрации попросит определенной оплаты за снятие машин с учета.
Последующие в цепочке — утилизационные предприятия. Они безвозмездно получат, потом реализуют металлолом – и на этом сумеют заработать.
Таким макаром, сложились база стратегии программки и механизм ее реализации.
От старенького до нового - миллион — Как вы считаете, Ашот, как программка будет популярна — так же, как «легковая»? По условиям «легковой», для тебя дают 50 тыс. руб., и чтоб взамен старенькой машины взять новейшую, скажем, ВАЗовскую, необходимо доплатить 200-250 тыщ. А получив за «убитый» КамАЗ 150 тыщ, пригодится доплатить столько же, но к тому же плюс миллион! Разница, мягко говоря, есть.
— Мы находили ответ. Для этого провели два опроса - на веб-сайте Минпромторга и на веб-сайте КАМАЗа. Основная задачка — осознать при какой утилизационной премии обладатель готов сдать собственный старенькый автомобиль и приобрести новый. Ее размер необходимо сопоставлять не только лишь со ценой новейшей машины, да и с рыночной ценой той, которую обладатель сдает. После 28 лет эксплуатации — по бездорожью, под неизменными нагрузками — эти долгожители стоят не больше, чем будет предложено по программке утилизации. И позже, нужно учитывать, что в принципе реализовать старенькый грузовик совершенно тяжело.

Непременно, необходимо внести коррективу к приобретенным данным. Далековато не все машины на ходу. По нашим оценкам, приблизительно половина машин из числа зарегистрированных способны передвигаться без помощи других и сумеют быть представлены к утилизации.
Если гласить о машинах старше 28 лет, то таких наберется около 30 тыс. единиц. Возлагаем надежды, что они все в один миг не броситься в сторону утилизационных пт. Но так либо по другому, напряженной работы автопрому хватит на год вперед. Дальше программку можно продлить на больший период.
+ лизинг К вопросу о размере премии добавлю, что наименее безбедные обладатели старенькых автомобилей помощь получат: они сумеют пользоваться услугами лизинговых компаний — предъявят свои сертификаты и приобретут новые машины в лизинг. В данном проекте нужно роль муниципальных лизинговых компаний, таких как ГТЛК, «Росагролизинг» и  лизинговых компаний производителей. Например, в нем готова участвовать «Лизинговая компания «КамАЗ». Нет колебаний, что к программке примкнут банки и другие денежные организации. Как показала «легковая» программка, для их это дело прибыльное.
Неувязка - дилерская сеть — Создавая проект, обычно подразумевают и пессимистический сценарий развития событий. Что может помешать «грузовой» утилизации?
— Существует одна тривиальная сложность. Программка федеральная, а означает необходимо обеспечить, чтоб она реализовывалась идиентично отлично во всех регионах страны. Но если в Европейской части РФ сеть дилеров  (а они — узловое звено) развита хорошо, то за Уралом куда слабее.

Могут появиться и дополнительные трудности, которые мы не можем спрогнозировать на этот момент. Чтоб осознать, что можно ждать, КАМАЗ в последнее время хочет развернуть свой проект утилизации грузовиков. Таковой опыт пройдет в 2-3 регионах, сначала, в Татарстане и, может быть, в Москве и Санкт-Петербурге.

Неодолимых же препятствий нет. Правительство страны отлично понимает, что без омоложения грузового парка, модернизации транПодвесканой инфраструктуры нереально повысить Законодательство на дорогах, нарастить потенциал отрасли грузоперевозок, не в последнюю очередь, эффективность строительной промышленности и, очевидно, сделать лучше экологическую  среду. Задачка принципиальная, но выполнимая.


г.