Присоединяйтесь, господа!
За первое полугодие этого года в России запущено около 50 инвестиционных промышленных проектов на общую сумму выше 19 млрд. баксов. Часть из них – в автопроме.

ЗАПАХ Новейшей РЕЗИНЫ
Как досадно бы это не звучало, автопром пока не является фаворитом по инвестиционной привлекательности, в отличие от химии и нефтепереработки. Но ведь многие предприятия этих отраслей работают в конечном итоге конкретно на автомобильную! Сегодняшней весной стартовал как раз таковой проект: японская «Йокогама» начала строить шинный завод в особой экономической зоне «Липецк». Объем инвестиций – 400 млн. баксов. Уже в апреле будущего года жители страны восходящего солнца обещают начать отгрузку шин потребителям. 1-ая очередь рассчитана на ежегодный выпуск 1,5 млн. шин для легковых автомобилей. При этом японский проект в этой области далековато не первый: свои предприятия уже открыли компании «Нокиан», «Мишлен»… Все понятно: в нашем парке необратимо вырастает число импортных машин (в том числе русской сборки), на одних привезенных из других стран поставках уже не проживешь – необходимо разворачивать создание снутри страны.

НАШИ Иноземцы

Но и в чисто авто секторе уже вышло (либо случится чуток позднее) несколько открытий. В Калужской области запущен автосборочный завод французского концерна PSA (авто концерна «Пежо-Ситроен», а также примкнувшей к нему компании «Мицубиси»). Цена проекта – 470 млн. евро. Полностью новый, построенный в чистом поле завод уже выпускает легковые авто С­-класса («Пежо­308» и «Ситроен­С4»), скоро к ним добавятся внедорожники. К 2012 году мощность предприятия достигнет 125 тыс. машин. Кстати, достигнув проектной мощности, предприятия Центрального (либо Калужско­Московского) авто кластера (в него входят фабрики «Рено­Автофрамос», «Фольксваген», «Пежо­Ситроен­Мицубиси») будут собирать уже около 450 тыс. автомобилей в год. Эта цифра, в свою очередь, очень презентабельна для производителей девайсов. По некоторым сведениям, на данный момент до десятка возможных смежников ведут переговоры с администрацией Калужской области об открытии компаний в регионе.
2-ой стремительно возрастающий авто кластер – Северо­Западный (Санкт­Петербург, Калининград). Здесь   главное событие года – запуск питерского завода «Хёндай» в сентябре. В строительство мощностей для выпуска 150 тыс. легковых автомобилей в год инвестировано 500 млн. баксов. Общий объем выпуска машин силами питерского кластера («Форд», «Тойота», «Дженерал моторс», «Ниссан», «Хёндай», а также АВТОТОР) с выходом компаний на проектную мощность достигнет практически 600 тыс. штук. Сюда тоже тянутся производители авто компонент, так что в ближайшее время мы наверное услышим о новых проектах. Кстати, иноземцы пришли конкретно в этот регион полностью закономерно.
Кроме комфортной логистики, местные власти делают инвесторам льготные условия: берут на себя расходы по строительству дорог до будущей площадки и прокладку коммуникаций, понижают налоги на прибыль и имущество. Вобщем, это общемировая практика, ведь по другому многообещающий производитель уйдет в другой регион, где вкладывательный климат лучше…
Похоже, конкретно таковой смогли сделать в Республике Татарстан, где уже в ближайшее время начнется строительство большого совместного завода ФИАТа и российской компании «Соллерс». Тут должны выпускать до 500 тыс. автомобилей марок ФИАТ и «Джип»; инвестиции составят рекордные 2,3 млрд. евро. Ремонт и эксплуатация этого мегапроекта на момент подготовки статьи были еще неопознаны, но в том, что он осуществится, фактически нет колебаний: премьер-министр Владимир Путин поручил руководителям 2-ух госбанков, ВТБ и ВЭБ, «проработать вопрос» о предоставлении предприятию «длинного» кредита на сумму 2,1 млрд. евро. Так что отступать, похоже, некуда…
Даже без учета новых проектов (ФИАТ и «Рено тракс»), по данным Минпромторга, общая сумма инвестиций в наш автопром уже составила более 4,8 млрд. баксов.
Последняя новость, которая пришла уже в начале лета: «Рено тракс» и новоуральский завод «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) подписали соглашение о сборке грузовиков «Рено» серии Midlum. Размер инвестиций пока неизвестен.

Среднетоннажный грузовик «Рено-Мидлум» получит прописку на заводе АМУР. По данным Минпромторга, даже без учета неосвоенных проектов общая сумма вливаний в наш автопром уже составила более 4,8 млрд. баксов!

СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Зарубежные компании готовы выпускать у нас не только авто, но и иную технику. Скажем, сельскохозяйственную. Так как эти отрасли в Минпромторге объединены под крышей 1-го департамента, заодно расскажу о проектах сельхозмашиностроения. В начале года южноамериканская компания «Джон Дир» заявила о намерении вложить 125 млн. баксов в строительство завода в России. Цех крупноузловой сборки комбайнов уже открылся в бизнес-парке «Южные врата» (он расположен в Московской области, неподалеку от аэропорта «Домодедово»). Обещают скоро прирастить степень локализации, сделать сварку и окраску. Как лицезреем, жизнь в российском автопроме (и смежных отраслях) длится; более того, подписываются соглашения, запускаются новые проекты, строятся фабрики… И это не может не радовать.