ОСАГО Новые правила
Семь лет прошло с начала работы системы ОСАГО, но только на данный момент в правительстве обусловились, сколько платить потерпевшим в аварии. Что изменится с сентября, когда новые правила вступят в силу?
Не так давно депутаты поразмыслили да и приняли поправки в Закон об ОСАГО, «благодаря» которым потерпевшие не могут рассчитывать на полное возмещение убытков по страховке (ЗР, 2010, № 4). Напомню: с этого момента шофер, если попал в аварию, компенсацию получит, но только с учетом износа собственной машины! А как износ подсчитать? Для этого в правительстве разработали особые правила, чтоб страховые компании самодеятельностью не занимались и честных людей не обманывали. Кидается в глаза богатство формул, по которым будут рассчитывать износ, впечатляет особая таблица коэффициентов. Не постановление, а методичка по математике. Спец, может, и справится с этим непростым действием, а вот обыденный автолюбитель ни за что не поймет, где и как его надули! Но красиво – всё по науке. А еще в правительстве пришли к выводу, что машины из разных государств изнашиваются неодинаково. К примеру, авто, собранное в России, ветшает куда резвее, чем изготовленное, скажем, в Японии. Пусть даже машины – одной модели. Стало быть, выплата за машину нашей сборки, пострадавшую в аварии, будет меньше, чем за чисто зарубежную. Для автомобилей, собранных в России, коэффициент износа равен 0,055 по возрасту и 0,0028 по пробегу, тогда как для японских – 0,036 и 0,0016 соответственно. Не верят наши бюрократы, что в России научились отменно собирать «тойоты» и «форды». Возьмем два условных автомобиля-­трехлетки, каждый с пробегом 40 тыс. км: «Ниссан», выпущенный в Санкт­Петербурге, и родной, японский. Подставляем в формулу числа и получаем, что у отечественного износ – 28%, у японского – 18%. Обладатель забугорной машины получит для подмены деталей средств практически в два раза больше. Справедливо? К слову, в новом документе замысловатые формулы расчета предусмотрены для каждой группы деталей. Для аккумуляторной батареи, девайсов из пластмассы, деталей кузова либо шин износ определяется раздельно. Про Законодательство опять позабыли. Скажем, на 10­летней машине диски тормозов либо управляющая рейка числятся изношенными на 80%. А потому страховщики выдадут всего только 20% цены новых. Не обессудьте. Правительственные объяснения касаются только порядка определения износа деталей, а вот документа, по которому станут вычислять вред после ДТП, до сих пор нет. А ведь Минтрансу поручили разработку единой методики еще в 2003 году! Неясно, кто – страховые компании либо специалисты будут использовать формулы, разработанные правительством. Более того, чтоб заработали предложения правительства, необходимо дождаться возникновения некоего информационного обеспечения, разработка которого поручена все тому же Минтрансу. Сколько времени пригодится этому ведомству на подготовку «информационной составляющей», непонятно. Пока бюрократы задумываются, страховщики продолжают работать по старинке, то есть по собственным методикам. Их существует сейчас 5, и результаты расчета по ним отличаются друг от друга в разы. А что делать, если одного документа нет! В результате потерпевшие получают выплаты, в большинстве случаев похожие на подачки. По мнению чиновников, запчасти из пластмассы изнашиваются меньше, чем железные, а немецкие авто приходят в негодность резвее японских.