Экономика ГосУтиль
1-ые итоги опыта в цифрах и вопросах. Больше месяца в Рф действует программка Минпромторга по утилизации старенькых автомобилей. Только за март через веб-сайт министерства было выписано более 33,5 тыщи свидетельств на утилизацию. Как уже докладывала ГЗР, программка дает возможность при сдаче в утиль авто старше 10 лет получить сертификат на скидку в 50 тыщ рублей при покупке нового автомобиля. Планируется утилизировать таким макаром 200 тыщ старенькых авто. На 1 апреля уже осталось 166 729 из 200 000 шт. При всем этом по Рф подано уже около 150 тыщ заявок от желающих участвовать в программке. Еще пару месяцев, и предел будет исчерпан.
Меж тем, по расчетам Минпромторга, курирующего программку, она должна окончиться не ранее 1 ноября 2010 года. Предвидено, что издержки на опыт составят 11 миллиардов руб., в том числе 10 миллиардов – это предоставление субсидий на возмещение утрат в доходах торговых организаций при продаже новых автотранПодвесканых средств, 1 миллиардов – предоставление субсидий на возмещение издержек торговых организаций, появившихся при перевозке старенькых машин на пункты утилизации.
Утилизационная программка угрожает окончиться за 2 месяца Может быть, будет принято какое-то политическое решение, потому что 200 тыщ машин – это капля в море, рынок старенькых автомобилей в нашей стране оценивается приблизительно в 14 миллионов. В особенности на продлении опыта настаивают представители АВТОВАЗа. Еще бы! Программка утилизации позволила заводу в первый раз за 18 месяцев опять выйти на уровень продаж 2008 года (на вазовскую продукцию приходится 72 процента заявок). К слову, специалисты считают, что далее толика машин АВТОВАЗа должна снизиться – на рынке начнут появляться новые предложения в нижнем ценовом секторе.
Меж иным, идею продолжения акции по утилизации поддержали и представители завода Форд в Рф. Для их это тоже существенное подспорье. В Минпромторге пока молчат и не комментируют эти заявления, равномерно возмещая средства торговым организациям. Но для регулирования процесса, на всякий случай, Министерство уже воспретило покупателям самостоятельную распечатку сертификатов – сейчас это в состоянии сделать только дилеры, которым разослан пароль к закрытой страничке на интернетсайте министерства. Кстати, с получением этих электрических ключей были трудности у многих дилеров.
В регионах программка подзадержалась – пока определялись с площадками для утилизации, часы тикали, собиралась очередь. В конечном итоге на открывшихся пт в 1-ые деньки автохлам прессовался без перерыва.
В общем, кажется, если б не некие издержки (утилизация полнокомплектных машин, умеренная сумма компенсации), опыт мог бы стать удачным и продолжиться уже на неизменной базе. Но не все так просто.
Взять хотя бы эту полнокомплектность. Создатели программки объясняют, что она нужна – дескать, владелец некомплектной машины, которая простояла длительное время во дворе, либо уже купил для себя новейшую, либо не купит ее никогда (другими словами эта программка не для него), а на практике комплектацию авто никто так строго не инспектирует. Но разве не бывает напротив: брошенное авто полностью на ходу, а владелец издавна купил новое. Либо так: обладатель разграбленной во дворе старушки никак не может скопить на нечто, способное передвигаться… К тому же, если машина полнокомплектна, но не на ходу, то доставка ее от дома до автоцентра (проездом через МРЭО) ложится на плечи автолюбителя. А эвакуатор сегодня не три копейки стоит, и означает скидка будет уже не 50 тыщ… Тот 1 млрд рублей, что выделен государством по статье «накладные расходы», идет на компенсацию издержек переработчиков по транПодвескаировке машин только от автоцентра. Другая деталь: по правилам сертификат действителен исключительно в течение 2-ух недель (изготовлено это, как объясняют, для того, чтоб обеспечить равномерный спрос на новые авто). Но вот машины на складе не оказалось – к наплыву клиентов многие не были готовы – и срок деяния священной бумажки истек. Что далее? Рекомендуют ожидать звонка из салона о том, что машина на подходе, а только потом ехать за сертификатом.
Как сложится ситуация даже через месяц, сказать трудно. Пока некие салоны, торгующие дорогими машинами, предлагают покупателям вообщем не связываться с госпрограммой: дилеру проще самому сбросить цены, но освободить и себя, и клиента от утраты времени. Меж тем в критериях падения продаж конкурентность производителей за «утилизационного» покупателя только начинается. Ведь приобрести по программке можно хоть какой автомобиль, произведенный в Рф. А это и Тоета, и VW, и Бмв… Модель и стоимость значения не имеют.
Кстати: налог платить не нужно!
Госдума РФ очень впору успела принять поправки в Налоговый кодекс РФ, освобождающие людей от налога на доходы физических лиц по суммам, приобретенным от страны за сданные на утилизацию авто. По другому, получив сертификат на 50 тыщ рублей, его владелец автоматом был должен бы уплатить соответственный налог по ставке 13 процентов, другими словами около 6,5 тыщи рублей.
Тем временем
В Англии закончилась антикризисная программка муниципальных дотаций на покупку новых автомобилей. «Программа стопроцентно выполнила возложенные на нее задачки – стимулирование авто сектора в период экономического спада и утилизацию старенькых автомобилей», – цитирует Associated Press заявление английского министра по делам бизнеса и предпринимательства Питера Мандельсона.
За последние 10 месяцев в рамках программки было приобретено более 20% (порядка 400 тыс.) новых автомобилей, зарегистрированных в Англии. Таким макаром, каждый 5-ый автомобиль приобретался с внедрением муниципальных дотаций.
Напомним, английская программка госдотаций начала действовать в мае 2009 года. В согласовании с ней обладатели автомобилей старше 10 лет могли получить до 2 тыс. фунтов стерлингов на покупку нового автомобиля взамен старенького. На реализацию программки было выделено 500 млн фунтов стерлингов (750 млн долл.) экономных средств.