Таблетка от кризиса
Таблетка от кризиса
Естественный отбор
Не так давно журналисты ГЗР посетили несколько личных автомастерских Германии. Сначала нас заинтересовывало, что позволяет маленьким компаниям держаться на плаву и даже расширять бизнес в кризисную пору. Автосервис на окраине поселка Арнштайн (земля Бавария) – обычная «свободная» (неавторизованная) техстанция, на которые в ФРГ приходится приблизительно половина всех 100. В домашней фирме трудятся Франк Фёрш с супругой и отпрыском. В просторном цехе разместились два подъемника, кузовной пост.
Так вышло, что родительский автосервис достался брату, а Франк Фёрш 28 годов назад открыл свое дело в ангаре при автобусном парке, позже выстроил эту техстанцию. Одно время был дилером Форд, но в некий момент не потянул расходы, связанные с официальным партнерством. От памятной вехи сотрудничества с «Голубым овалом» остался набор специнструментов и хобби – коллекционирование раритетных машин Форд. На данный момент на правах дилера Фёрш реализует и обслуживает по гарантии авто Seat.
Почти все в его рассказе может показаться диковинным. Не тайна, что в Рф вступительный взнос в дилерство составляет несколько миллионов баксов. Это неотклонимые инвестиции в автосалон, впечатляющих размеров техцентр, персонал, обучение, оборудование. И автогиганты ни за что не доверятся крошечной домашней фирме. Как лицезреем, в Европе все проще и много дешевле.
Дальше из «чудес»: прямо на станции Фёрша можно пройти техосмотр, что завлекает многих клиентов. В Рф проведение ТО в посторониих техцентрах вот уже пару лет остается благими планами властей. Склад у сервиса совершенно маленький, несколько стеллажей в подсобке, все другое оперативно доставляют по запросу оптовые поставщики запчастей. Они развозят Ремонт и эксплуатация четыре раза в денек! Если заказ по Вебу был изготовлен до 21 часа, подходящая запчасть уже днем будет на станции.
Понятно, что и в благополучной Германии зарабатывать на жизнь тяжело, в особенности когда на дворе мировой кризис. Основная масса неизменных клиентов Фёрша, а всего их порядка 400, проживает в радиусе 10 км. Конкурентность острейшая, сокрушается Франк, в окружении 40 автомастерских, плюс огромное количество «гаражей», работающих полулегально. Больший доход ему приносят кузовные работы, но заказов меньше. Мастерские, уполномоченные страховыми фирмами, уверяют попавших в катастрофу обращаться к ним, «иначе страховку не получите». Это неправда, но Различное доверчивы... Пришлось даже реализовать покрасочную камеру, которая закончила себя окупать.
«Просто счастье, что четыре года вспять я подключился к сервисной программке OSS, по другому не выдюжил бы», – признался обладатель автомастерской. Аббревиатура OSS значит Original Sachs Service. Для справки, под маркой Sachs выпускает сцепления и рессоры германский концерн ZF – один из огромнейших производителей девайсов.
На нескольких других «свободных» станциях, где удалось побывать во время поездки, как мантру произносили ту же фразу – «Выжили и развиваемся благодаря сервисной программе». Изменялось только ее заглавие – OSS, Boge Service, Lemfцrder (заместо ц нужно поставить О с точками - И.Ж)) plus... По данным германских профессионалов, 74% неавторизованных 100 были участниками какой-нибудь сервисной программки в 2005 году. А в 2010-м к ним присоединится 90% «вольных» автомастерских. Другие вероятнее всего разорятся. В ФРГ предсказывают сокращение числа неавторизованных техстанций с 20 400 в 2007 году до 17 500 в 2010-м.

«Это просто престижно»
Что все-таки это за спасательный жилет? Сервисная программка, на самом деле – комплекс мер поддержки со стороны именитых производителей запчастей, поставляющих свою продукцию на вторичный рынок. Они не ограничиваются тем, что передают коробки с деталями на реализацию, но практически берут шефство над техстанциями. Обеспечивают инструкциями по монтажу, маркетинговыми материалами, спецодеждой, проводят обучение профессионалов, оказывают рекламную поддержку. В общем, подставляют плечо, помогают развивать бизнес. Очевидно, это не благотворительность, а прагматичный подход: идут в гору дела у партнеров – вырастают реализации запчастей, так что выгода от партнерства взаимная.
Интересно было выяснить, что больше всего завлекает хозяев 100 в таковой форме сотрудничества. Для кого-либо в особенности важен доступ к монтажной документации. Партнер получает компакт-диск с полным набором инструкций, а заодно код доступа к текущей базе данных в Вебе. Если случай замысловатый, можно запросить консультацию у «горячей линии» завода.
Сервисы покрупнее, со штатом наемных работников, ценят возможность навести механиков на тренинги, к примеру, по установке тех же амортизаторов. После обучения уровень подготовки кадров как минимум не ужаснее, чем на авторизованном сервисе. Есть курсы и для менеджеров, их учят верно вести и развивать бизнес.
Технари без рекламной жилки довольны, что избавились от рекламно-полиграфческих хлопот – 100 получает выполненные в фирменном стиле визитные карточки, бланки писем и конвертов, наклейки на авто, буклеты с описанием сезонных акций и т.д. А заодно элементы внешней рекламы. Все опрошенные хозяева автомастерских сошлись на том, что с началом работы под логотипом известной компании вырос уровень доверия со стороны клиентов. «Понимаете, это просто престижно».
Очевидно, производители запчастей не могли обойти вниманием бурно развивающийся русский рынок. Концерн ZF равномерно вовлекает в орбиту сервисных программ неавторизованные станции в Москве, Санкт-Петербурге, городах-«миллионниках». В качестве пилотного проекта выступила программка OSS для легковых автомобилей. Сейчас в партнерах считается 18 станций. Торопиться с набором новобранцев не хотят, молвят в русском консульстве ZF Services. Главное, чтоб эта программка была увлекательна и взаимовыгодна всем сторонам.
На очереди программка Boge Service, стартующая в этом году. В 2010 году планируется пуск Lemfцrder (заместо ц нужно поставить О с точками - И.Ж) plus (Ремонт и эксплуатация подвески, управляющего управления) и OSS для грузовиков. Похоже, в исконном соперничестве авторизованных и «свободных» техцентров намечается новый поворот.