Автомобилисты и политика Авто- партстроительство, лаконичный курс
Автомобилисты могут стать важной публичной силой. Они успешно противостояли властям в целом ряде конфликтов (в «деле Олега Щербинского», при попытке запретить «правый руль» и т. д.). Не случайно в стране появилось сходу несколько организаций, претендующих на право возглавить движение автомобилистов. Что они собою представляют, пробовал разобраться Игорь Моржаретто.

КАК БЫ ЭТО ВОЗГЛАВИТЬ...
В советскую эру было проще – было единое Всесоюзное добровольческое общество автомотолюбителей (ВДОАМ). Членство в нем, как и все в те времена, было быстрее принудительным: хочешь, к примеру, вступить в гаражный кооператив – получи поначалу сероватую книжечку и заплати годичный взнос! Эта контора существует и поныне, только сейчас именуется ВОА – Всероссийское общество автовладельцев. От советского строя ему досталось богатое наследие в виде гаражей, стоянок и автошкол, потому его руководители с воодушевлением принялись эту собственность разделять, сдавать в аренду и перепродавать. Так что сейчас если и вспоминают ВОА, то лишь по поводу еще одного скандала, вызванного очередным же переделом. Так как организации есть что терять, в политику ее руководители никогда не лезли.
Армия автомобилистов за последние 20 лет выросла неоднократно, но их уже не заставишь платить членские взносы за здорово живешь и единогласно голосовать на собраниях. Вроде бы каждый посиживает за рулем собственного собственного, личного транПодвесканого средства, но время от времени они могут объединяться. В защиту кого-нибудь либо против чего-нибудь. И тогда становится понятно, что все совместно автомобилисты – сила. Еще бы: обычно, это взрослые, образованные Различное да еще обремененные собственностью… С точки зрения социологии представители более активной части общества. Возглавить такую группу – мечта хоть какого политика.
ПРОСВЕЩАТЬ, И НИКАКИХ ДЕМОНСТРАЦИЙ!
Выразителем интересов автомобилистов первым – еще в середине 1990-х – объявил себя депутат Госдумы Виктор Похмелкин. «После того как прирастили штрафы и расширили возможности служащих ГИБДД, ко мне, как к депутату, поступало огромное количество жалоб по этому поводу, и я сообразил, что тема актуальная», – вспоминает Похмелкин. В 2002 году он организовал компанию «Движение автомобилистов России» – «в целях публичной поддержки и защиты прав и законных интересов людей Русской Федерации – участников дорожного движения». Так записано в уставе. Движение даже участвовало в выборах в Госдуму, но проиграло. Видимо, автомобилистов политические лозунги не прельстили… Движение существует и сегодня – молвят, на некие спонсорские взносы и сбережения собственного фаворита. Сам
Похмелкин остается одним из самых узнаваемых защитников прав автомобилистов, но больше занимается просветительской деятельностью. Он не скрывает, что категорически против уличных акций. Прошлый депутат уверен, что на данный момент не время для схожих выступлений: «Для этого должны быть политические требования, точная стратегия». Его точку зрения делят далековато не все.
А ЕСЛИ ДОРОГУ ПЕРЕГОРОДИТЬ?
Стараниями правительства в 2005 году родилась одна из ярких народных организаций – движение автомобилистов «Свобода выбора». Если кто запамятовал, Минпром тогда предложил концепцию развития русского автопрома. Российских производителей правительство решило поддержать высочайшими таможенными пошлинами и запретом на ввоз и эксплуатацию автомобилей с правым рулем. Решение предстояло принять 19 мая. Москвич Вячеслав Лысаков обратился на интернет-форуме ко всем обладателям «японок» с призывом организовать массовые акции протеста. И Разное откликнулись! Во многих городках автомобилисты обклеивали свои машины плакатами, листовками и с включенными аварийками двигались колонной по улицам. Вроде все прошло без эксцессов, но власти решили гусей не дразнить – и воздержались от запрета «правого руля».
Последующей удачной акцией «Свободы выбора» стала защита Олега Щербинского, которого сделали виноватым в гибели алтайского губернатора Миши Евдокимова. Следующие пробы вывести автомобилистов на улицу были наименее успешными, потому Вячеслав Лысаков все активнее пробует выстроить диалог собственной организации с властями. К примеру, организует совместные проекты с «Единой Россией». В начале этого года, скажем, обсуждали идею запрета на курение в автомобиле, если в салоне находятся малыши либо беременные дамы... Не считая движения «Свобода выбора», в том же 2005-м появились общероссийская Федерация автомобилистов Рф, Общество защиты прав автомобилистов, Авто альянс и целый ряд региональных организаций. Они смогли провести много звучных акций. Помните выступления против бессчетных мигалок? Различное укрепляли на крыши собственных машин детские пластмассовые ведра голубого и красного цветов – гаишники тогда очень злились… Необыкновенную активность показали автомобилисты Далекого Востока (им чуток не каждый год грозили принятием каких-либо запретов «правого руля»). Местные бюрократы, придя, судя по всему, в раздражение, даже отказали в регистрации дальневосточному Приятельству деятельных людей (ТИГР) – оно заявило себя как движение в защиту прав автомобилистов, но потом занялось защитой штатских прав вообщем. А осенью прошедшего года по призыву Союза водителей-профессионалов десяток грузовых автомобилей заблокировал МКАД – в знак протеста против поправок к Налоговому кодексу (предусматривался рост базисных ставок транПодвесканого налога в два раза). По словам организаторов,«блокаду» они попытались провести как можно более цивилизованно, даже предупредили о ее начале по радио. За административное правонарушение (остановка и стоянка в неположенном месте) участников оштрафовали. СУДЬБА «МЯТЕЖНИКОВ» Непонятно, пробка ли на МКАД устрашила управляющих страны, но вскоре несчастный закон о транПодвесканом налоге возвратили на доработку. И сделали далековато идущие выводы: осенью же в рамках масштабных милицейских учений отрабатывались деяния по пресечению некоего «незаконного автопробега». Как «мятежные» машины поделить, придавить к обочине, приостановить, на каких основаниях задержать водителей… А в январе прозвучало и более радикальное предложение правительства: ввести уголовщину за блокирование транПодвесканых магистралей. Даже если таковое не приведет ни к каким (тяжким ли, средним либо легким) последствиям, на любого участника «блокады» могут наложить штраф – 100 тыс. рублей. Не заплатит в течение 6 месяцев – рискует сесть в тюрьму на два года. Похоже, власти все-же испугались того, что из движения автомобилистов может вырасти некоторая оппозиция. Либо «верхи» стремятся не допустить всех проявлений несогласия с их действиями?.. По сути опаски гиперболизированы. Сейчас в России формально существует огромное количество самых различных организаций автомобилистов, но они немногочисленны и не консолидированы. Более того – нередко относятся друг к другу без всякой симпатии. Нет девизов, которые могли бы соединить их «сверху», а «снизу», как и во всем обществе, только апатия к политике. Так что судьба всех нынешних движений предсказуема. Некие как и раньше будут делать упор на уличные акции, видя в них единственный метод привлечь к себе внимание (но сторонников у таких организаций совершенно малость, а власть их для чего-то давит и, видимо, хочет преследовать впредь). Другая группа пойдет на диалог с властью, полагая, что партнерство – более цивилизованный и плодотворный метод добиваться собственного. Правящая же партия издавна пробует перехватить знамя «защитника интересов автомобилистов». Послушаешь выступления неких депутатов – автомобилисты для их издавна «союзники и помощники»... Если это в самом деле так, стали бы водители перекрывать дороги... ХОТЕЛОСЬ БЫ БЕЗ ПОЛИТИКИ Нужна ли на самом деле автомобилистам своя партия? Политическая, по нашему жесткому убеждению, – нет. Так как не может быть парламентской «партии автомобилистов», так же как «партии любителей пива». Другое дело – национальное объединение типа известного германского автоклуба ADAC (15,4 млн. членов), южноамериканского ААА (49 млн.) либо английского RAC (6,7 млн.). Оно очень необходимо, просто нужно! Обычно, главные задачки таких организаций – критическая помощь автомобилистам в дороге, оказание им юридических и информационных услуг. Они предоставляют своим членам бессчетные скидки на самые различные профильные услуги (сервис, заправки, мойка, автозапчасти, страхование и т. д.). Политикой же заниматься – не наше дело.
Вобщем, время от времени складываются ситуации, когда власть так допечет
В стране на данный момент зарегистрированы 10-ки организаций, взявших на себя цель защиты прав автомобилистов, но они немногочисленны, не наладили связь и координацию действий. К тому же часто не питают друг к другу союзнических симпатий.