Статистика Крушение мифа
За последние лет 5 мы привыкли к победным реляциям о неслыханном росте авто рынка в Рф. Еще бы: в 2008 году мы чуть ли не стали по этому показателю первыми в Европе! Тем тяжелее и обиднее был провал рынка в 2009 году. Печальные итоги изучал Игорь Моржаретто. И В БРИКе – БРЯК
Итак, рынок Рф, который в протяжении 2008 года претендовал на лидерство в Европе (и по итогам неких месяцев даже обходил германский!), в прошлом году откатился на 5-ое место. В 2009-м в РФ было продано 1 млн. 466 тыс. новых легковых и коммерческих автомобилей – на 49% меньше, чем за год до того. Понятное дело – кризис… Но это не внутреннее русское явление. Экономический кризис, он мировой! Итак вот, наш рынок упал, как будто карточный домик, тогда как рынки ведущих европейских государств, также стран со схожим состоянием экономики (их обычно объединяют в одну группу, получившую заглавие БРИК: Бразилия, Наша родина, Индия, Китай) в течение прошедшего года росли!
Почему же от кризиса кто-то выиграл, а мы оказались в глубочайшей яме? Экономисты разъясняют это так. В критериях экономического спада правительства государств Европы, США, Канады, Китая и пр. сходу предприняли адекватные меры для поддержания собственных рынков, и эти меры достаточно стремительно дали эффект (об зарубежном опыте – в последующем номере ЗР). Русские власти пошли другим методом: решили переориентировать слабеющий спрос с забугорных брендов на продукцию русского автопрома – и резко подняли таможенные пошлины на новые и старые иномарки. Не посодействовало!
Тогда большие силы и средства бросили на поддержку... нет, не спроса, а снова же терпящего бедствие автопрома. Из всех опробованных в других странах мер поддержки рынка избрали только одну – льготное кредитование покупки. Практически полгода пригодилось, чтоб запустить систему, но в полную меру она так и не заработала: удалось реализовать только 70 тыс. машин (планировалось – 150 тыс.). Еще год (!) потребовался, чтоб принять на вооружение другую схему – начисление премии обладателю старенького автомобиля за его утилизацию, которая зачитывается при покупке новейшей машины. Благодаря таковой схеме рынки Европы окончили 2009 год даже с прибылью, а у нас она заработает в наилучшем случае исключительно в апреле. И то пока в качестве опыта, который продлится до ноября 2010 года.
По прогнозам, в этом году на русском рынке будет продано не настолько не мало – 1,5–1,6 млн. легковых и коммерческих автомобилей. Маленький рост вероятен только во 2-м полугодии. Словом, Наша родина показала самую неэффективную в мире программку стимулирования авторынка. Издержали больше 50 миллиардов. рублей – в главном на поддержку головного государственного автоконцерна (средств хватило погасить первоочередные долги) и обновление автопарка для госчиновников. И приблизительно столько же средств пустило на поддержку собственного рынка правительство Китая. В итоге он… вырос на 46% и стал наикрупнейшим в мире!

Реализации ПАДАЛИ И ПАДАЛИ
В 2009 году на нашем рынке было реализовано около 1 млн. 466 тыс. новых машин. Успехи определенных компаний отражены в таблице. Больше всего автомобилей, как и всегда, продал АВТОВАЗ, на втором месте «Шевроле», третью ступень занял «Форд». Правда, у него в общее число неприметно вошли и Различное1мобили. Такую же легкую «корректировку» допустили в этом сезоне и другие компании – ГАЗ, «Хёндай», «Рено», «Тойота» и др. Зато окончательные данные кажутся чуток более симпатичными. Что все-таки, приходится принять отсутствие цифр раздельно по легковым и по коммерческим машинам как факт, простить им эту вольность и списать на кризис…
Положительную динамику продаж в 2009 году проявили всего три бренда: «Ситроен» (+1%), «Джили» (+103%) и «Исудзу» (+126%). Во всех случаях это разъясняется сравнимо низкой «отправной точкой» в 2008 году. Хорошо продавались авто «Кадиллак» (падение – всего 4%). Правда, это итог массированных скидок. Зато удалось как минимум сохранить на будущее покупателей – сторонников марки!
Не так плохо, как другие, продавались авто премиум-марок, а именно БМВ (–11%) и «Ауди» (–12%). Они тоже, видимо, обширно использовали систему скидок и спецпредложений. А вот «Мерседес» включился в ценовую войну позднее и растерял больше (–28%).
Из массовых брендов лучше других ощущает себя корейский КИА (–20% по итогам года). При всем этом в декабре марка показала хороший рост продаж (+81%; неуж-то к Новенькому году сейчас принято даровать «Рио»?) и в итоге заняла шестое место в рейтинге фаворитов. Очень хорошо смотрится «Фольксваген» (–22%), также другие «европейцы»: «Рено», «Шкода», «Пежо», ФИАТ. А вот фактически все «японцы» провалились (они подорожали больше иных, а именно, изза высочайшего курса иены); меньше всего пострадала марка «Сузуки» (–34%). Но «чемпионами» по падению продаж, и ранее невеликих, стали южноамериканский «Крайслер» (–76%) и его дочерние бренды: «Додж» (–90%) и «Джип» (–86%). У их были трудности посерьезнее, чем борьба за наш рынок.
Самой продаваемой в Рф моделью в 2009 году стала «Лада-Приора». За ней идет «Самара», которая резко опередила «классику». Замыкает автовазовскую четверку «Калина», но ей на пятки наступает «Рено-Логан». В последние месяцы года французский экономный автомобиль обгонял по продажам и «калины», и машины «классического» семейства. Из всего перечня бестселлеров за прошедший год прирастить объем продаж смогли только «Лада 4?4» (+10%) и «КИА-Подвескаидж» (+106%). Освеженный корейский кроссовер в декабре вообщем показал взрывной рост: 363%!
«Антилидерами» стали авто ВАЗ-2105 и -2107 (–60%), «Мазда-3» (–67%), «Тойота-Королла» (–75%) и  «Мицубиси-Лансер» (–76%). С «классикой» ситуация понятна: модель устарела еще 20 годов назад. Причина провала японских моделей, ясное дело, в другом. Осенью 2008 года в Рф девальвировали рубль, а в Стране восходящего солнца, напротив, курс иены вырос. В конечном итоге стоимость на эти авто в Рф сначала 2009 года подпрыгнула сходу на 20–25%. Новенькая «Мазда»-«трешка» вдруг стала дороже, чем БМВ 3-й серии в неплохой комплектации! И спрос здесь же свалился.

НОВЫЙ, Ужасный ГОД...
Как досадно бы это не звучало, никто из профессионалов и рекламщиков не может на данный момент уверенно предсказывать, как поведет себя русский авто рынок в 2010 году. Кажется, он упрямо не вожделеет подчиняться никаким законам и опровергает все расчеты. Ведь в конце 2008-го специалисты АЕБ выдали полностью подходящий прогноз на 2009 год: 2,4 млн. новых автомобилей. В феврале «план» скорректировали до 1,9 млн., но действительность оказалась куда темнее… Оттого и боятся на данный момент именовать определенные числа – вдруг этот непредсказуемый рынок упадет еще более? Либо, напротив, начнет расти?
Большая часть аналитиков склоняется к мысли, что рынок будет пребывать в сегодняшнем, другими словами полумертвом, состоянии, а рост если и вероятен, то только во 2-ой половине года и разве что на 10–15%. Другими словами в наилучшем случае в РФ будет продано 1,5–1,6 млн. легковых и коммерческих автомобилей. И то только при условии, что заработает система утилизации автохлама, что банки расширят программки кредитования, что мировые цены на нефть не свалятся и т. д. Но при любом раскладе понятно: нас ожидает очередной нелегкий год. По всем прогнозам, реальный подъем рынка наметится только к началу 2011 года, а чтоб выйти на прежний, докризисный уровень, будет нужно само мало лет 5. Так что придется пока автоконцернам и дилерам потуже затянуть пояса