Изготовлено В Рф. «АВТОТОР» – Серьезно И Навечно
Изготовлено В Рф. «АВТОТОР» – Серьезно И Навечно
Кто-то, наверное, рассмеялся, кто-то покрутил пальцем у виска, а кто-то поторопился сказать в «компетентные органы», но все совместно – естественно, не поверили бы. И верно сделали – о схожих проектах в то время и речи не могло быть. Сейчас с сборочного потока калининградского завода «АвтоТОР» раз в день сходят 10-ки автомобилей 4 глобальных марок – и уже никто этому не удивляется, как и словам «Хаммер» русской сборки».
В один прекрасный момент, 10 Годов назад
– Сначала 90-х Калининградская область стояла на распутье – находили новые модели развития, новые подходы и решения, – вспоминает экс-губернатор, сейчас – председатель неизменного комитета по экономической политике областной Думы Юрий Маточкин. – Судьба свела нас с Владимиром Ивановичем Щербаковым, бывшим вице-премьером правительства СССР, а тогда – управляющим фонда «Интерприватизация».
Обсуждая с ним варианты развития Калининградской области, сделали вывод: нужно сделать некоторую системообразующую ветвь, которая собрала бы вокруг себя другие. Таковой могла стать авто индустрия.
Тогда мы уже пробовали вести переговоры с представителями «Фольксвагена», «Вольво», но они не были готовы осваивать наш рынок. Продолжая поиски стратегических партнеров, мы сразу разрабатывали принципы особенной экономической зоны.
10 годов назад, в декабре 1994 года в Калининграде зарегистрировали компанию «АвтоТОР», а два года спустя был принят закон об особенной экономической зоне, подписаны два постановления правительства, указ президента и вступил в силу местный закон о поддержке авто производства в области.
В 1997 году с сборочного потока «АвтоТОРа» сошел 1-ый автомобиль КИА. И хотя у компании не все сначала вышло, как планировали, считаю, что у нее очень отличные перспективы. Сотворен таковой локомотив местной экономики, который равномерно переводит все другие отрасли на рельсы кооперации. А сэкономленные налоговыми льготами средства поступают в виде инвестиций на развитие основного производства в области.
В САМОМ ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ
Калининградская область – самая малая в Рф, в том числе и по популяции, но географический центр Европы находится всего в 300 км восточнее областного центра, а, скажем, до Берлина отсюда в два раза поближе, чем до Москвы. Вместе с другими причинами это продиктовало создание тут особенной экономической зоны. «Сердцем» же ее стал «АвтоТОР». Это уже не один завод, а два: на одном собирают авто БМВ, на втором – КИА, внедорожники «Хаммер» и «Джи-Эм», наращивая объемы производства на 70–80% в год. На данный момент на авто предприятиях компании работают более 1500 человек; инвестиции в проект за 10 лет превысили 300 млн. баксов.
Руководители завода не без основания гордятся тем, что еще в феврале 2001 года «АвтоТОР» первым из компаний русского автопрома получил интернациональный сертификат свойства ISO 9002. Качество, высочайшая надежность автомобилей позволили прирастить гарантию завода по легковым моделям КИА до 5 лет (либо 120 тыс. км пробега), а по грузовым – до 3 лет (либо 60 тыс. км). Это, естественно, впечатляет. Но более принципиально и другое. 6 годов назад на сборочном производстве БМВ работало несколько 10-ов германских профессионалов. Сейчас – только один, Рольф Беттнер, уполномоченный баварского концерна в Калининграде.
– Я полностью удовлетворен качеством работы наших русских коллег, – гласит он. – Авто, собранные тут, ничем не отличаются от тех, что сходят с сборочного потока в Германии. В Калининграде я уже 5 лет и за свои слова отвечаю.
КАЧЕСТВО И МОБИЛЬНОСТЬ
Тут не очень обожают распространяться о перспективах – близких ли, далеких, не принципиально. Очень много рождалось проектов, которым уже не судьба осуществиться. Еще несколько лет вспять планировали выйти на уровень 50 тыс. автомобилей в год – планка (пусть и не по вине россиян) не достигнута до настоящего времени. Концерн КИА так и не стал стратегическим партнером, а только одним (пусть самым большим) из поставщиков девайсов. Не осуществились обнародованные в свое время проекты по сборке польских автобусов, германской сельхозтехники. Договоры с русскими производителями компонент можно перечесть по пальцам… Но невзирая на это оптимизма не убавилось ни у управляющих завода, ни у рядовых работников (средняя заработная плата тут, кстати, втрое выше, чем по
области).
– Мы нередко обсуждаем перспективы развития, – ведает генеральный директор ЗАО «АвтоТОР» Валерий Горбунов. – Я не назову вам нового напарника, чьи авто начнем собирать с следующего года, – всему свое время. Но одно могу гарантировать: профиль предприятия не поменяется. Мы были, есть и будем производителями автомобилей. Правда, опыт прошедших лет принудил нас отрешиться от идеи крупномасштабного производства – для этого нет достаточных вкладывательных ресурсов. Решили: самое прибыльное для нас – мелкосерийное (10–50 тыщ в год), при этом нескольких моделей и брэндов по технологии CKD (сварка, расцветка, сборка), способное в течение 2–3 месяцев при малозначительных инвестициях, технических и управленческих конфигурациях оперативно переключиться на выпуск другой продукции. Это может быть и другой автомобиль, и вообщем другой продукт – к примеру, авто составляющие. Мы ведь уже всем обосновали, что можем работать на самом высочайшем уровне – тут, в Рф, собираем машины БМВ и «Дженерал моторс».
…У предприятия еще много нерешенных заморочек, но, кажется, все понимают: автосборочное создание в Калининграде – серьезно и навечно. Акционерам и руководителям завода (а все ведущие управленцы тут – выходцы с АвтоВАЗа и КамАЗа) оно приносит не только лишь прибыль, да и ублажение от того, что дело, которым они занимаются, в стране знают и ценят. Для обитателей же области это не только лишь бессчетные рабочие места, да и налоговые поступления. Например, местный пенсионный фонд уже на 20% состоит из поступлений от «АвтоТОРа». Ну и вообщем, провожая взором узнаваемый в мире внедорожник, можно – так, к слову – сказать: «А этот «Хаммер» у нас в городке собирают»… У калининградцев сейчас есть собственная гордость.