ОН У МЕНЯ РУЧНОЙ
ОН У МЕНЯ РУЧНОЙ
РЫНОК И СЕРВИС
ЭКСПЕРТИЗА: ТРОСЫ ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА VAZ 2108
ОН У МЕНЯ РУЧНОЙ…
Миша КОЛОДОЧКИН, ДМИТРИЙ НЕКРАСОВ
Вообщем говоря, тросики на «Самару» мы уже инспектировали – правда, достаточно издавна (ЗР, 1999, № 12). Завезенные из других стран Ремонт и эксплуатация тогда стоили рублей 600–800, наши раз в 5 дешевле. А что на рынке сейчас?
Цифр в ценнике стало намного меньше: сейчас, независимо от гражданства тросика, его цена – от 35 до 50 руб. А вот по части стиля особенных конфигураций не вышло: даже в приличных магазинах вместе с изделиями в фирменных упаковках просто продают нечто, брезгливо извлекаемое из огромного древесного ящика под прилавком. И это не подделки, а самые истинные заводские изделия.
Если честно, если достать завезенные из других стран тросы из целлофановых пакетиков, их вид будет не так очень контрастировать с русскими. Потому избрать в магазине хотимый трос от определенного изготовителя – задачка сложная: где шильдики, лейблы, этикетки, голограммы? Короче говоря, куда смотреть-то? Скажем откровенно – некуда…
Тросы мы, конечно, приобрели – отсутствием маркировки «зарулевцев» не испугаешь. Изделиям «Трос привода стояночного тормоза 2108-3508180» (четыре пары в разных вариантах выполнения) предстояла проверка на «геометрию» и крепкость заделки наконечников. Не считая того, решили оценить их долговечность.
ДОЛЖНО БЫТЬ ТАК…
Вид длиннющего изделия, прописанного под днищем автомобиля, на 1-ый взор как-то не вяжется с высочайшей точностью. Но нормативные документы ее требуют: длина троса при усилии 320 кгс должна составлять 1623±3 мм. Оболочка тоже должна быть не абы какой – ее длина при том же усилии должна уложиться в 1365±3 мм. Если тросик окажется очень длинноватым, то при изношенных колодках отрегулировать ручник не получится: не хватит хода натяжителя. Очень маленький трос вообщем не закрепить по месту, в особенности если колодки новые. А из недлинной оболочки трос будет торчать далее, чем необходимо, – опять-таки не хватит припаса на регулировку…
Если геометрия обязана добиваться почтения к для себя, то таковой параметр, как крепкость заделки наконечников, в этом не нуждается. Сказано – 400 кгс в течение 30 с – означает, так и нужно. И уж совершенно не вызывают вопросов требования по повторяющимся испытаниям – трос должен выдержать 10 000 циклов нагружения с усилием 150 кгс. Конкретно столько раз можно безбоязненно поставить машину на ручник – даже если делать это каждую секунду.
ИГРА В РУЛЕТКУ
1-ая же пара проверяемых тросов оказалась разнородной: цвета пружин и полимерных втулок оболочки у даазовских изделий приметно отличаются друг от друга. Подделка? Да, только которая из 2-ух? Измерив под нагрузкой длину, выясняем, что один из даазовцев очевидно «не вышел ростом» – и трос короткий, и оболочка. Но в магазине таковой застыл не повторить…
Что ж, на очереди – пара «кедров» из Миасса. К цветовой политре претензий нет, а вот рулетка снова произнесла свое «Фи!»: у 1-го из изделий очень маленькая оболочка и чрезвычайно длиннющий трос… На уровне мыслей поблагодарив Российского Производителя, извлекаем из упаковки парочку «немцев» – уж здесь-то порядок гарантирован! А вот и нет – у обоих очень длинноватые оболочки! Что касается «чехов», то они с вазовскими размерами не знакомы вообщем – и тросы длиннющие, и на оболочку материала не хватило… Вот и ходи после чего в магазин без рулетки!
М-да… К силовым упражнениям к тому же не приступали, а уже ясно, что из восьми тросиков на место под солнцем… простите, под «Самарой», вправе претендовать только два, при этом оба – наши… Хорошо, измерять так измерять – проверим всех. Поначалу подергаем за наконечники, позже устроим обещанную «физзарядку» из 10 000 циклов «туда-сюда», а после снова померим размеры – не растянулись ли? Под конец снова оценим крепкость заделки наконечников и выясним…
…И выясним, что наконечник плохо закреплен лишь на одном из «кедров» – который «не того размера». Другие тросики оказались крепкими – только один из «чехов» после «физзарядки» растянулся на мм. И без того-то был длинноватым, а сейчас и подавно.
Кстати, мы запамятовали еще про один аспект. Согласно вазовскому чертежу, наконечники троса должны быть развернуты один относительно другого на 90 градусов – в неприятном случае при монтаже его придется «скручивать». Итак вот – оба «кедра» вырастают некорректно: им запамятовали придать подходящую ориентацию! Мелочь, но на общем безотрадном фоне – сами осознаете… А «до кучи» добавим, что ширина паза у германских тросиков оказалась меньше положенной: захочешь установить – берись за надфиль…
Что ж, за 5 лет не достаточно что поменялось – как и раньше из всех обретенных тросов только один можно без сложностей и опасений устанавливать на автомобиль. Как ездят «самарцы»? Вобщем, многие издавна привыкли обходиться без ручника…
Заявленный производитель –
ОАО «ДААЗ», Димитровград, Наша родина
Приблизительная стоимость – 35–40 руб.
Опознавательным знаком даазовских тросиков служит приведенная на фото эмблема – ее можно найти на наконечнике оболочки. Упаковка отсутствует как класс. Один из тросов сходу был забракован из-за негожих размеров, зато другой единственным из всех выдержал тесты без замечаний. Он в конечном итоге и оказался победителем. Возжелаете приобрести – не забудьте прихватить из дома рулетку…
Заявленный производитель –
«Кедр», Миасс,
Наша родина
Приблизительная стоимость – 35–40 руб.
Обычное для российских изделий отсутствие упаковки вынуждает уделять свое внимание на зеленоватую полимерную трубочку, насаженую поверх оболочки. 1-ый «Кедр» забраковали – и размеры не те, и наконечник «потерял»… Не считая того, у обоих тросов некорректно нацелены наконечники: изделия будут обязаны работать в скрученном состоянии. Вобщем, ко второму «Кедру» других замечаний нет.
Заявленный производитель –
«Атэ» (Ate),
Германия
Приблизительная стоимость – 40–50 руб.
Германские изделия имеют свойственное покрытие желтоватого цвета и продаются в полиэтиленовой упаковке. Длина тросиков – в норме, а вот оболочка у обоих на несколько мм длиннее положенного. Не считая того, ширина паза наконечников равна 5 мм – должно быть 5,8 мм. По части прочности к «немцам» претензий нет, но бессчетные нелады с геометрией закрывают им доступ к рабочему месту...
Заявленный производитель –
«Эндикар» (Andycar),
Чехия
Приблизительная стоимость – 40–50 руб.
Чешские изделия – самые красивые из всех: белоснежное покрытие пружин и наконечников, фирменная упаковка… Но на машину их ставить нельзя: тросы длиннее допустимого аж на сантиметр, а оболочки, напротив, несколько короче, чем требуется. Кстати, после испытаний на долговечность чешский тросик оказался единственным, который хоть малость, да растянулся. Это только ухудшило общее негативное воспоминание