ЗОЛОТОЙ БЕНЗИН
ЗОЛОТОЙ БЕНЗИН
РЫНОК И СЕРВИС
СКОЛЬКО ЗАПЛАТИМ
ЗОЛОТОЙ БЕНЗИН
МАКСИМ ПРИХОДЬКО
«Модных тем» для дискуссий в авто среде в этом году стало больше. И это сначала рост цен на горючее. Сейчас, кажется, даже бабушки, сидящие у подъезда, в курсе, сколько стоит баррель нефти на Английской бирже; что уж гласить о тех, кто, можно сказать, изо денька в денек заправляет свои авто! Фактически, в Рф неудача с бензином летом случалась всегда, пора бы привыкнуть: либо он исчезал, либо дорожал, или то и другое совместно. В этом году за некий месяц он подорожал на 1–1,5 рубля (а рост за 5 месяцев составил более чем 15%). В июне в столице литр АИ-92 стоил в среднем 13,5 рубля, а стоимость «95-го» впритирку подобралась к 16 рублям.
Ответы на бессчетные «почему» сначала стоит находить за пределами родного отечества. Нестабильная обстановка в странах – обычных поставщиках нефти привела к тому, что цены за баррель на международном рынке с января по май этого года выросли на 25% – с 30 до 40 долл. А так как русская нефть, судя по спросу, не ужаснее венесуэльской, норвежской либо хоть какой другой, наше «черное золото» хлынуло на Запад в большенном количестве. В итоге внутреннему рынку от общемировых цен тоже «перепало». Котировки нефти, оставшейся на русском рынке, в мае-июне этого года уже составляли 4000 руб. за тонну (это, меж иным, втрое выше, чем в прошедшем году). Занес свою лепту в увеличение цен и новый порядок взимания акциза на бензин – сейчас его платят не НПЗ, а сами АЗС. В итоге маленьких операторов с рынка фактически выжили, а большие могут расслабленно диктовать свои условия.
Есть и 3-я сторона топливного «беспредела». Россияне с незапамятных времен длительно вытерпели, а позже начинался народный мятеж, глупый и бесжалостный. О соляном мятеже 1648 года мы знаем только из учебников истории, а вот «табачный бунт» 1991 года, когда возмущенные курильщики перекрывали московские улицы, помнят даже те, кто сроду никогда не курил. Не следует забывать и о том, что авто горючее в нашей стране – продукт ценообразующий, другими словами рост цен на бензин и дизтопливо автоматом поднимает их на все продукты народного употребления. А это затрагивает уже не только лишь «автомобилизированных» людей.
В Русском топливном союзе, объединяющем 35 региональных топливных ассоциаций, это отлично понимают. В свое время его спецы даже подсчитали «предел прочности» для наших автовладельцев: до 15 руб. за литр «девяносто второго» они еще как-то выдержат (пусть и страшно при всем этом ругаясь), а вот далее… Далее реакцию предсказать тяжело. Проанализировав ситуацию по стране в целом, РТС предложил правительству создать принципы ценообразования на топливном рынке. Хотя понятно, что большие нефтяные компании навряд ли склонны к компромиссу, пока экПодвеска нефти и нефтепродуктов приносит баснословные доходы.
Сейчас, правда, ко всем яростным снизу «доколе» сверху оперативно присоединился глава правительства: он поручил профильным министерствам детально разобраться с тем, как приостановить рост цен на горючее на внутреннем рынке. Вероятнее всего, это значит, что нефтяными компаниями впритирку займутся ребята из Федеральной антимонопольной службы. Так что, видимо, в этом году мы Европу по ценам на бензин еще не догоним.