Особенное мировоззрение. ТОЛСТЫЙ МИДЕЛЬ
Особенное мировоззрение. ТОЛСТЫЙ МИДЕЛЬ
В аэродинамике автомобиля, на 1-ый взор, качество определяет коэффициент лобового сопротивления CX. Конкретно этот показатель почаще других эксплуатируют в маркетинговых проспектах. «Было 0,32 – стало 0,29! Мы уменьшили коэффициент лобового сопротивления на 10%!» В неплохой рекламе пишут грамотные вещи – приличным фирмам накалывать ни к чему. Заметьте: уменьшили не сопротивление, а коэффициент! Отлично пропиаренный Сх дорогого стоит!
Сх – только один из множителей в «аэродинамической» формуле. Более важен мидель S. Но в формуле для расчета аэродинамического сопротивления машины (см. фото) находятся и плотность воздуха, и скорость в квадрате, и площадь передней проекции – мидель. Об этом множителе и речь пойдет. Ведь плотность воздуха зависит только от местных и погодных критерий, а скорости для сопоставления различных машин берем однообразные.
Большая часть мощности мотора даже на умеренных 90 км/ч расходуется на преодоление сопротивления воздуха. На 200 км/ч толика мощности, которая тратится на «обтекание», на порядок (!) выше, чем та, что требуется для движения без учета воздуха. Короче говоря: стремительно ездить – пускать Энциклопедия грузовых автомобилей на ветер. Непопросту пассажирские самолеты забираются так высоко – в разреженном воздухе сопротивление ниже.
Прогресс в аэродинамике автомобилей, казалось бы, виден невооруженным взором, его наглядно иллюстрирует приведенный график. Вобщем, пример БМВ один из более оптимистичных – компания не увлекается чрезвычайно широкими и высочайшими машинами, не строит мини-вэнов. Да и у баварцев последние годы прогресс выражается исключительно в понижении CX, а не общего сопротивления. У тех же, кто увлекся маленькими и высочайшими «городскими» автомобилями, оно, в главном «благодаря» миделю, подросло на 15–20%!
Естественно, можно направить внимание на улучшения в области акустики, снизившие шум ветра в машине до невиданно низких пределов, на отсутствие подъемной силы при больших скоростях, на грамотные зеркала, за которыми не появляется зона загрязнения. Только мидель упрямо вырастает… Покупатели требуют простора в плечах и над головой, спецы по безопасности – зон деформации при боковом ударе. Ширина 1800 мм и высота 1500 мм стали нормой в малогабаритном классе. В цифрах это значит рост миделя с 1,9–2,0 м2 до 2,2–2,3 м2. При постоянном Сх – как раз 10–20% роста. Тем временем цены на горючее продолжают расти, а ездить охото как и раньше стремительно.
Так, наверняка, стоит сесть плечом к плечу и обосновать, что 100 «лошадей» под капотом довольно, чтоб преодолеть предел 200 км/ч? Кто знает, может, нас еще ожидает ренессанс низких и узеньких машин? Ведь можно в качестве кандидатуры городскому автомобилю предложить «междугородный», малость поступившись комфортом входа-выхода, широким салоном и высочайшей посадкой ради приметной экономии. Пожалуй, я бы таковой купил…
А заместо несчастного Сх предлагаю для оценки аэродинамических свойств мериться его произведением на мидель. Для легкового автомобиля: меньше 0,5 м2 – отлично, меньше 0,6 м2 – отлично, меньше 0,7 м2 – посредственно, больше 0,8 м2 – плохо. Просто, не находите?