СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ
СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ
"Драбант, трабант - вожатый, телохранитель".
В. И. Даль,
"Толковый словарь российского языка"
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Последнему "Трабанту", сошедшему с сборочного потока 30 апреля 1991 года, предстояла совершенно не далекая поездка - невзрачная машинка заняла почтенное место в музее Августа Хорьха. Время "Трабанта" завершилось, как и эра противоборства "2-ух систем" по обе стороны берлинской стенки...
"Трабант" родился 45 годов назад, когда весь мир был под впечатлением от русского спутника - маленького железного шара, открывшего дорогу в космос. К 7 ноября 1957-го (братский СССР отмечал 40-ю годовщину революции!) в Цвиккау собрали предсерийную партию машин Р50. Скоро автомобиль стал тезкой первого галлактического аппарата: Trabant по-немецки - спутник.
Естественно, восточногерманский однофамилец по конструкции был космически далек от русского. Но создателям "Трабанта" тоже было чем повытрепываться - автомобиль имел кузов с внешними деталями из пластика. Точнее, из отходов хлопкового производства и клееобразного наполнителя, "насаженых" на железные ребра. Немцы назвали материал "дуропластом", а журнальчик "Наука и жизнь" именовал его "фенольнопресольформальдегидной смолой" (запомнили?). Благодаря новенькому материалу машина весила всего 620 кг.
Корнями концепция "Трабанта" уходила во вторую половину 30-х, когда одними из самых фаворитных автомобилей Германии были дешевенькие нетребовательные ДКВ. В конце 30-х в Германии ввели лимиты на металл - сначала он шел на военные нужды. Тогда конструкторы концерна "Ауто-Унион", куда заходила компания ДКВ, вместе с химиками из "ИГ Фарбенгрупп" и "Динамит АГ" принялись за опыты с пластмассой.
ГДР получила значительную часть большого наследия авто империи "Ауто-Унион" - фабрики "Хорьх" и "Audi". Кстати, последний перед войной выпускал и ДКВ. А вот сталелитейных компаний в Руре Восточная Германия с началом прохладной войны лишилась. Фабрики в Цвиккау стали выпускать под маркой ИФА предвоенные ДКВ-F8 и F9 (последний до начала 60-х строили и в ФРГ), а конструкторы и технологи тем временем колдовали над пластиками.
В 1955-м появился автомобиль Р70 с предвоенным 20-сильным движком ДКВ-F8 рабочим объемом 0,7л. Главной гордостью конструкторов стал пластмассовый кузов.
Конвейерное создание "Трабанта-Р50" (на самом деле это приметно модернизированная Р70) началось летом 1958-го, после объединения бывших заводов "Хорьх" и "Audi" в "Народное предприятие Заксенринг".
Многие годы было принято иронизировать над тесной двухтактной "тарахтелкой". Естественно, за долгую жизнь на конвейере "Трабант" безвыходно устарел, но на рубеже 60-х машина, как говаривали тогда, "соответствовала мировым эталонам". Самым пользующимся популярностью французским народным автомобилем был "Ситроен-2СV" с 18-сильным 2-цилиндровым мотором, итальянцы ездили на ФИАТ-600 с движком мощностью 22л.с., "Subaru" запустила в создание 16-сильную модель 360. За берлинской стенкой неплохим спросом воспользовались мотоколяски типа "БМВ-Изетты" с одноцилиндровым агрегатом, развивающим 12л.с. На их фоне переднеприводный "восточногерманский "Фольксваген" (так машину время от времени называли на Западе), с "пол-литровым" 18-сильным двухтактным мотором, легким кузовом и наибольшей скоростью 90 км/ч, не смотрелся противным утенком. Логично: машину делали конструкторы германской - одной из наилучших в Европе - школ. Они верили, что, успешно стартовав, "Трабант" и далее не отстанет от именитых соперников. Ну и "галлактическое происхождение" обязывало...
Сначала так и было. Уже в 1959-м мощность мотора подняли до 20л.с. В 1962-м, через год после потрясшего мир полета Юрия Гагарина, изменили отделку и мотор: сейчас 600-кубовый агрегат развивал 23л.с. Рождение первого многоместного галлактического "Восхода" в 1964-м дизайнеры из Цвиккау отметили модернизацией кузова германского "Спутника" модели "Трабант-601", похудевшего на 5 кг.
Но галлактическое время летело все резвее. В 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос, через четыре года Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин прошли по Луне, а ровесник галлактической эпохи уже практически не изменялся. Он казался нескончаемым, как социализм - раз в несколько десятилетий очень старенького фаворита сменит просто старенькый, но "генеральная линия" неизменна.
Визитной карточкой ГДР были буклеты и открытки с восточноберлинской телебашней, демонстрацией мощи социализма - накачанные Подвескасмены, побеждающие на олимпиадах. А эмблемой массовой автомобилизации - "Трабант".
Из миллиона машин, выпущенных к 1972-му, многие ездили по дорогам Венгрии, ЧССР, других государств "народной демократии". Над "Трабантом" потихоньку иронизировали, но... годами стояли в очередях, чтоб приобрести недорогую, самую доступную машину.
Конструкторы в Цвиккау еще не теряли надежды. Уже посреди 60-х они взялись за макет 603 с новым кузовом и роторным движком. Но заместо новейшей машины начали создание версии "Трамп" с открытым кузовом без дверей. Часть таких автомобилей поступила на службу в армию. В 1968-м мощность мотора прирастили до 26л.с. Последующие суровые конфигурации произошли через... 22 года.
Правда, на рубеже 70-х германские и чехословацкие конструкторы приступили к проекту современного народного автомобиля - его подразумевали выпускать в 2-ух странах. Планировали привлечь к работе французов. Но в 1973-м, рассмотрев вопрос о новейшей машине, Политбюро СЕПГ законсервировало работу. Сначала 80-х появились макеты "трабантов" с впрысковым мотором и трехцилиндровым дизелем. Машина с таким движком расходовала на испытаниях только 4,5л горючего на "сотку". Но средств на компанию производства у правительства не нашлось, ну и спрос на "трабанты" как и раньше не падал.
Исключительно в 1988-м в Карл-Маркс-Штадте, который скоро вновь станет Хемницем, начали подготовку производства "фольксвагеновских" движков для "Траби". На орбите 2-ой год кружил уникальный "Мир", а самыми пользующимися популярностью словами в Германии были перестройка и Горби... В серию "Трабант-1,1" с 41-сильным мотором и усиленной подвеской пошел 25 июня 1990-го. К этому деньку выпустили уже более 2,8 млн. машин.
2-ая жизнь автомобиля была недлинной - до весны 1991-го выстроили около 39 тыщ экземпляров.
Неприязнь очень стремительно сменилась любовью. Собиратели стали охотно скупать модели различных лет. Сейчас в "Траби" с наслаждением фотографируются VIP-персоны - от политиков до Михаэля Шумахера. Как грибы расплодились фан-клубы, раз в год проходят бессчетные слеты хозяев. Умельцы старательно строят из "трабантов" лимузины, грузовики, даже бетономешалки(!) и, естественно, автомобили с откидным верхом. Открытый "Трабант", по слухам, есть даже в имении Фиделя Кастро.
Культ автомобиля (в особенности старенького), соответствующий для Германии, объединился с мемуарами о времени, которое ушло невозвратно. Для нескольких поколений эта машина - знак юности, пусть и не совершенно (либо совершенно не) сытой и свободной, но все-же счастливой. А ее спутником был "Трабант".
"Трабант-Р50/1" в 1960 году смотрелся полностью современно.
Одни из бессчетных "самопальных" кабриолетов "посттрабантовой" эры.
"Трабант-комби" середины 70-х.
Для раллийных машин кудесники из Цвиккау умудрялись снимать с двухцилиндрового мотора 47 л. с. Заводская команда участвовала даже в ралли "Акрополис" и "Монте-Карло".
Старший брат "Трабанта" - "Цвиккау-Р70". Автомобиль оснащали
22-сильным движком объемом 0,7 л.
Пляжно-армейский "Трабант-Трамп".