СЕАЗу - 60
СЕАЗу - 60
ЭКОНОМИКА
СЕАЗу - 60
но на пенсию пока рано. Все только начинается...
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Этим летом Серпуховскому автозаводу исполнилось 60 лет. Есть в отрасли предприятия и постарше, вот только не с схожей биографией. В большинстве случаев фабрики вначале строили как авто и такими они оставались всю свою трудовую жизнь. Не так было с СеАЗом. Его сохранившиеся доныне корпуса заложены в 1914 году русским фабрикантом Коншиным, как... богадельня для престарелых рабочих. Война и революция поставили на благотворительном плане жирный крест, и строения простояли недостроенными, пока в Рф не появилась неувязка детской беспризорщины. Многие, наверняка, лицезрели кинофильм "Путевка в жизнь". Итак вот, в 1929 году тут разместилась трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей. Перевоспитывать ребят был должен общественно нужный труд, и в производственных цехах пацаны изготавливали дюралевые ложки, Ремонт и эксплуатация арифмометров, токарные патроны, оборудование для шлифовки клапанов.
Так длилось до 1939 года (с него, фактически, идет отсчет юбилейных лет), когда было принято решение об организации в Серпухове производства малолитражных байков МЛ-3 (125 смз, 3 л.с.). Вот только оборудования для их выпуска не было, и все ограничилось несколькими десятками "наколеннособранных" в 1940 году байков. Но партия добивалась "развивать создание", осваивать новейшую технику. К началу войны удалось выпустить 180 четырехтактных байков Л-8 (350 смз, 8 л. с.). Когда с неба посыпались фашистские бомбы, создание спешно эвакуировали, а оставшийся маленький коллектив, вспомнив прошедшее, стал делать солдатские ложки да подковы для кавалерийских частей. Позднее на заводе было скооперировано восстановление разбитых трофейных байков.
Война кончилась, а квалифицированные кадры на завод не возвратились. И долгие 6 лет он выпускал... велосипедные звонки, зато помногу - хватало на всю страну. Но, как говорится, не было бы счастья... После войны с фронта пришло много инвалидов - требовалось особое транПодвесканое средство для их. Многие читатели, возможно, помнят известную трехколесную мотоколяску. В 1951 году ее делали практически как правительственный ЗИЛ: вручную облицовывали жестью, обстукивали киянкой, обваривали. За четыре-пять дней один (!) кузов был готов. Все же популярность этой машины, невзирая на все тривиальные недочеты, была велика. Создание развивалось, а к 1957 году вместе с НАМИ была разработана четырехколесная модель СЗА (кинофильм "Операция "Ы" вспоминаете?), которая, равномерно превратившись в СЗД, просуществовала на конвейере чуть не до... 1998 года.
Может, так и не стал бы СМЗ автозаводом, но в 1987 году вошел в состав объединения "АвтоВАЗ". Сейчас приступили к выпуску реального автомобиля - "Ока", пусть, в главном, и в инвалидной версии, с ручным управлением. С сих пор началось истинное переоборудование производства. С ВАЗа пришли механизированные сварочные полосы, сборочные потоки, окрасочное оборудование. И делать бы СеАЗу до сего времени инвалидные авто, но здесь грянула еще одна русская революция с ее финансовыми кризисами, и правительство не сумело больше дотировать создание бесплатных автомобилей.
К чести управления завода, оно отыскало выход из сложной экономической ситуации - предприятие не тормознуло, как многие в Рф, а, напротив, смогло в очередной раз обновить оборудование, приобрести современнейшую немецкую окрасочную камеру, новейшую сварочную линию. И сейчас с конвейеров СеАЗа сходит доступная по стоимости "Ока", в том числе тюнинговый вариант "Престиж". Не позабыты и инвалиды. Вот только сейчас машины им дают не безвозмездно, а с зачетом цены... несуществующей в природе "виртуальной" мотоколяски.


ЭКОНОМИКА
СЕАЗу - 60
но на пенсию пока рано. Все только начинается...
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Этим летом Серпуховскому автозаводу исполнилось 60 лет. Есть в отрасли предприятия и постарше, вот только не с схожей биографией. В большинстве случаев фабрики вначале строили как авто и такими они оставались всю свою трудовую жизнь. Не так было с СеАЗом. Его сохранившиеся доныне корпуса заложены в 1914 году русским фабрикантом Коншиным, как... богадельня для престарелых рабочих. Война и революция поставили на благотворительном плане жирный крест, и строения простояли недостроенными, пока в Рф не появилась неувязка детской беспризорщины. Многие, наверняка, лицезрели кинофильм "Путевка в жизнь". Итак вот, в 1929 году тут разместилась трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей. Перевоспитывать ребят был должен общественно нужный труд, и в производственных цехах пацаны изготавливали дюралевые ложки, Ремонт и эксплуатация арифмометров, токарные патроны, оборудование для шлифовки клапанов.
Так длилось до 1939 года (с него, фактически, идет отсчет юбилейных лет), когда было принято решение об организации в Серпухове производства малолитражных байков МЛ-3 (125 смз, 3 л.с.). Вот только оборудования для их выпуска не было, и все ограничилось несколькими десятками "наколеннособранных" в 1940 году байков. Но партия добивалась "развивать создание", осваивать новейшую технику. К началу войны удалось выпустить 180 четырехтактных байков Л-8 (350 смз, 8 л. с.). Когда с неба посыпались фашистские бомбы, создание спешно эвакуировали, а оставшийся маленький коллектив, вспомнив прошедшее, стал делать солдатские ложки да подковы для кавалерийских частей. Позднее на заводе было скооперировано восстановление разбитых трофейных байков.
Война кончилась, а квалифицированные кадры на завод не возвратились. И долгие 6 лет он выпускал... велосипедные звонки, зато помногу - хватало на всю страну. Но, как говорится, не было бы счастья... После войны с фронта пришло много инвалидов - требовалось особое транПодвесканое средство для их. Многие читатели, возможно, помнят известную трехколесную мотоколяску. В 1951 году ее делали практически как правительственный ЗИЛ: вручную облицовывали жестью, обстукивали киянкой, обваривали. За четыре-пять дней один (!) кузов был готов. Все же популярность этой машины, невзирая на все тривиальные недочеты, была велика. Создание развивалось, а к 1957 году вместе с НАМИ была разработана четырехколесная модель СЗА (кинофильм "Операция "Ы" вспоминаете?), которая, равномерно превратившись в СЗД, просуществовала на конвейере чуть не до... 1998 года.
Может, так и не стал бы СМЗ автозаводом, но в 1987 году вошел в состав объединения "АвтоВАЗ". Сейчас приступили к выпуску реального автомобиля - "Ока", пусть, в главном, и в инвалидной версии, с ручным управлением. С сих пор началось истинное переоборудование производства. С ВАЗа пришли механизированные сварочные полосы, сборочные потоки, окрасочное оборудование. И делать бы СеАЗу до сего времени инвалидные авто, но здесь грянула еще одна русская революция с ее финансовыми кризисами, и правительство не сумело больше дотировать создание бесплатных автомобилей.
К чести управления завода, оно отыскало выход из сложной экономической ситуации - предприятие не тормознуло, как многие в Рф, а, напротив, смогло в очередной раз обновить оборудование, приобрести современнейшую немецкую окрасочную камеру, новейшую сварочную линию. И сейчас с конвейеров СеАЗа сходит доступная по стоимости "Ока", в том числе тюнинговый вариант "Престиж". Не позабыты и инвалиды. Вот только сейчас машины им дают не безвозмездно, а с зачетом цены... несуществующей в природе "виртуальной" мотоколяски.

