ПОЛНОКРОВНЫЕ Авто ЭТТОРЕ БУГАТТИ
"ПОЛНОКРОВНЫЕ Авто" ЭТТОРЕ БУГАТТИ
БЫЛОЕ
"ПОЛНОКРОВНЫЕ Авто" ЭТТОРЕ БУГАТТИ
В протяжении более чем столетний истории автомобиля можно повстречать компании, в том числе очень известные, машины которых не связаны с именованием определенной личности. В свое время Луи Chevrolet основал фирму "Chevrolet", но очень обычные для США машины этой марки не поглотили в себя ничего, впрямую связанного с личностью, своеобразием основоположника компании. С 20-х годов одни из наилучших в мире авто "Mercedes" тоже не несут внутри себя чего-то чисто личного - они итог коллективного творчества.
В то же время авто история знает и другие примеры. Конкретно они станут в этом году объектом внимания нашей рубрики "Былое". В этом ряду "Ferrari" известного "коммендаторе" Энцо Ferrari, "Лотус" Колина Чапмена, "Мини" Алека Иссигониса и многие другие. Начинаем же мы с "Бугатти" и ее знаменитого "патрона" Этторе Бугатти.
В рамках одной статьи нереально, естественно, проследить всю историю славной марки. О "Бугатти" на Западе написаны целые книжки. Мы же попробуем тормознуть хотя бы на отдельных моделях, связанных с этим величавым именованием.
Этторе был многосторонним, увлекающимся человеком. У себя в доме, схожем на замок и расположенном рядом с заводом, Бугатти держал винные погреба. Он увлекался разведением скаковых лошадок и жесткошерстных фокстерьеров. Но основным в жизни "патрона" (это почтительное его 2-ое имя вошло в историю) была техника. За свою жизнь Бугатти получил 340 патентов на изобретения в самых различных областях. Не считая автомобилей, тут были мерительный инструмент, корабли, токарные станки... Личность Бугатти, можно сказать, легендарна. Говорят, что он не только лишь не чертил, но даже не отрисовывал, но умел гениально доводить свои идеи до других - управлял, дирижировал. Наверняка, 1-ая часть этого - все-же легенда, но очень соответствующая для совсем незаурядной личности Бугатти.
Этторе Изадоро Арко Бугатти родился в 1881 году в Милане. Отец его, столяр-краснодеревщик, не ограничивался рамками собственной профессии: он пробовал себя в живописи, архитектуре и даже в ювелирном деле. Старший брат Этторе - Рембрант был профессиональным скульптором-анималистом.
Собственный 1-ый автомобиль Этторе спроектировал в 1899 году, в возрасте 18 лет, для издавна позабытой итальянской компании "Принетти и Стуччи". Это была маленькая трехколесная машина, которая, но, участвовала в гонках Париж-Бордо. Потом были модели для компаний "Матис", "Дойч", а в 21 год Бугатти спроектировал автомобиль для известного в ту пору завода "Де Дитрих". Кстати, даже тогда, когда Бугатти обзавелся уже собственной компанией, он в 1911 году сделал для "Пежо" известный малогабаритный автомобиль "Бебе".
Собственная компания была базирована в 1910 году в местечке Мольсхайм, недалеко от Страсбурга, тогда и же появился "Бугатти тип 13" - тринадцатый по счету автомобиль, спроектированный Этторе. В этой машине ярко выражена основная черта, соответствующая для всех следующих моделей, - их краса. Понятия "дизайн" тогда еще не было, но конкретно в гармонии техники, функциональности и красы каждой Ремонт и эксплуатация лицезрел Бугатти "полнокровный автомобиль"; это словосочетание и стало лозунгом компании. Да, на неких "бугатти" в качестве колесных спиц можно было узреть рояльные струны - решение, позже заслужившее издевки рационалистов. Но на большинстве моделей периода расцвета компании стояли дюралевые литые колеса!
Но вернемся к "тип 13". 4-х цилиндровый движок рабочим объемом 1397 смз по тем временам числился достаточно массивным, он развивал 30 л. с. Позднее литраж был увеличен до 1496 смз, выпускали и удлиненные версии машины - "15" и "17". В 1914 году появилась подковообразная облицовка радиатора, ставшая с того времени визитной карточкой компании. В том же 1914-м был построен макет с движком, имевшим верхний распределительный вал и четыре клапана на цилиндр! Но в серию 16-клапанный мотор запустили только после войны, в 1919 году. И это стало сенсацией. В 1921 году на узнаваемых тогда гонках в Брешиа "бугатти" заняли 1-ые четыре места, за что в дополнение к цифровому индексу эта модель получила имя "Брешиа". Так началась славная гоночная история марки.
В 1924 году увидел свет известный гоночно-Подвескаивный "Бугатти 35". Автомобиль смотрелся очень гармонически, хотя стилистика его по сопоставлению с другими моделями компании была подчеркнуто умеренной. Как и было принято в то время, снаружи машина для гонок отличалась отсутствием фар, крыльев и другими малозначительными переменами. На "Бугатти 35" устанавливали рядный восьмицилиндровый движок рабочим объемом 1990 смз. Версия для гонок Гран-при развивала мощность 95 л. с. при 5000 об/мин.
Одной из первых компания "Бугатти" применила наддув, мощность компрессорных версий "35С" и "35Т" достигала уже 120 л.с. "Бугатти 35" выпускался до 1931 года и прославился на всю Европу. В 1926-1934 годах он побеждал в 14-ти Гран-при, два раза - на гонках в Ле-Мане и 5 раз в "Тарга Флорио". На этих машинах выступали Жюль Го, Луи Широн, В. Вилльямс и даже знаменитый маэстро Тазио Нуволари. Когда 3-х летний повелитель Марокко Хасан возжелал, чтоб и у него была такая машина, компания сделала уменьшенную копию "Бугатти 35" с электромотором!
О "царских" "Бугатти 41" журнальчик уже писал (1991, № 12), но не упомянуть их нереально. Этих большенных, шикарных автомобилей, которые оказались дороги даже для очень богатых людей, было всего 6 либо семь. Мотор рабочим объемом 12763 смз развивал 300 л. с. Кузова с соответствующей облицовкой радиатора, большенными фонарями и роскошной, смелой по тем временам, линией крыльев заказывали в именитых ателье "Вейманн", "Кельнер", "Парк Уорд". Автомобиль был одним из самых дорогих в мире.
Называя "Бугатти 41", охото вспомнить одну сравнимо недавнюю историю. Узнаваемый живописец и дизайнер Поль Брак принял роль в реставрации открытого двудверного "тип 41" - в свое время он был изготовлен для 1-го текстильного магната. Появился вопрос о цвете кузова. Браку посодействовал отпрыск Этторе - Жан Бугатти и совершенно старый рабочий, принимавший роль в постройке автомобиля. В конечном итоге был получен ответ - зеленоватый цвет океана. Не больше, не меньше.
Конец 20-х и начало 30-х годов - "золотой век" в истории компании. Европа оправилась от последствий мировой войны, дорогие авто находили собственных покупателей, расцвел автоПодвеска. Из тех пор до нас дошла фото Бугатти, на которой он стоит рядом со известной "35-й". "Патрон" солиден и спокоен, он уверен внутри себя и собственных автомобилях. Известна еще одна фото, где запечатлены Бугатти и Фердинанд Порше - два именитых конструктора гоночных машин. Они работали рядом - в, казалось бы, тихой Европе, забывающей об одной ужасной войне и еще не ввергнутой в другую.
Важной вехой в истории компании стал представленный на Парижском автомобильном салоне 1930 года "тип 50". У его восьмицилиндрового мотора рабочим объемом 4972 смз имелось два распредвала. До Бугатти на такое решение пошли только известные конструкторы Леон Дурси и Гарри Миллер - создатель именитых американских гоночных машин. Но Бугатти в первый раз запустил в серию мотор с 2-мя распредвалами - и тем снова заявил о для себя.
На шасси "50", как и на шасси других моделей "Бугатти", ставили различные кузова, посреди которых выделялись аристократичный автомобиль с откидным верхом швейцарской компании "Ганглофф" и Подвескакупе работы Жана Бугатти. Отпрыск "патрона" сделал запоминающийся кузов, где аэродинамические элементы - большой наклон лобового стекла и пологий задний скос - сочетались с классической облицовкой радиатора и крыльями в стиле модели "41 Рояль".
К концу 30-х годов Подвескаивные успехи компании пошли на убыль. Последняя предвоенная победа была в 1937 году - на "Бугатти 57" выиграна гонка в Ле-Мане. На гонках Гран-при уже доминировали богатые концерны, такие, как "Даймлер-Бенц" и "Авто-Унион". Их гоночные машины были продуктом высочайших технологий, а для Бугатти автомобиль был, быстрее, собственного рода искусством. "Тип 57" выстроили в количестве всего 800 экземпляров - в Европе опять разгоралась война. Последним отголоском былой гоночной славы стала победа П. Вимилля в розыгрыше Приза Парижа в 1945 году.
В годы войны Э. Бугатти работал в Париже и Бордо. Он предугадал, что в послевоенной Европе будут необходимы дешевые маленькие машины. Разрабатывались полуторалитровый "тип 73", также "68" с 4-х цилиндровым движком рабочим объемом всего 369 смз. Но это совсем не была примитивная мотоколяска - на крошечном движке предусматривалось два распредвала!
Макет "Бугатти 73" с кузовом, схожим на предвоенную "57", был готов, когда "патрона" уже не стало. Он скончался 21 августа 1947 года и с ним ушла целая эра. Компания, оказавшаяся в руках отпрыска, уже не поднялась до былых высот, ну и существовать ей оставалось недолго.
Жан Бугатти отказался от идеи дешевых моделей. К производству, напротив, подготовили "тип 101" - приличный, дорогой, с восьмицилиндровым движком от модели "57" с рабочим объемом 3257 смз. На макете стояла пятиступная коробка "Коталь" с электрическим переключением, но в создание пошла рядовая, четырехступная. Стильные кузова в фирменном стиле делала все та же компания "Ганглофф". В маленьких количествах машину выпускали в 1951-1954 гг. Далее фирму поняла та же участь, что и других производителей дорогих массивных автомобилей, таких, к примеру, как именитые "Делаж" и "Делайе", - маленький спрос и денежный крах.
Последние пробы активности "Бугатти" относятся к 1956 году, когда итальянский конструктор Коломбо спроектировал две модели для Гран-при: "Бугатти 251" с восьмицилиндровым движком рабочим объемом 2,5 л и полуторалитровую "Бугатти 252". Но работу оборвали на стадии прототипов - завод был продан авиастроительной группе "Испано-Сюиза", которая в ту пору тоже отошла от авто производства. Так завершилась практически полувековая история известной французской компании.
Сейчас "Бугатти" - легенда, мечта многих коллекционеров. Есть даже клубы любителей этой марки. Автомобилей сохранилось достаточно много, они находятся у состоявшихся людей и в узнаваемых музеях, к примеру Ф. Шлумпфа (Германия) и Б. Харра (США). В 1987 году на аукционе "Кристи" один из "Бугатти 41 Рояль" был продан за 5 миллионов фунтов стерлингов!
Авто "Бугатти" служили и служат образцами для копий - репликаров. В 70-х годах строился "Сбарро Рояль HS" - "Бугатти 41 Рояль". Сейчас выпускаются "Классик кар" - "тип 35В" и "Митос" - "Бугатти 55". История "полнокровных автомобилей" Этторе Бугатти так либо по другому длится.
"Тип 13 Брешиа", 1921 г. (ввеху).
"Тип 35", 1925 г. (справа - Подвескаивный вариант без фар и крыльев).
"Царский" "Бугатти" (тип 41), 1927 г.
"Тип 50", кузов конструкции Жана Бугатти. Конец 30-х годов.
"Тип 57" - более популярная модель предвоенного периода, 1939 г.
Купе "Атлантик" на шасси "Бугатти тип 57" с самым необычным кузовом (конец 30-х годов).