Horch 830 BL Имперский дух
Если б о «Хорьхах» не сложили огромное количество легенд, их стоило бы придумать каждому последующему поколению. Сергею Канунникову довелось пообщаться с одной из самых ярчайших автознаменитостей первой половины прошедшего столетия.
Horch 830 BLHorch 830 BL
Он строго делит мир на «до» и «после», как его салонное стекло-перегородка разделяет большой автомобиль на узкий и тесный диванчик впереди и чуток сумрачную, но просторную барскую комнату сзади. Кажется, стоит пересесть из 1-го отсека в другой, даже твои интонации и движения становятся другими.
ЗА СТЕКЛОМ Какие потаенны хранит этот зеленый кабинет? О чем гласили его жители семь десятилетий вспять? Может, вершили судьбы мира? Либо только обсуждали крупную сделку? В любом случае тот, кто ощущал себя владельцем в салоне длиннобазного пульман-лимузина Horch-830 BL, выпущенного в Цвиккау в 1939-м, был не последним человеком в государстве либо бизнесе (что для той страны и тех пор практически одно и тоже).
Задние боковые стекла можно опустить. В полу выдвижные подставки для ног.Задние боковые стекла можно опустить. В полу выдвижные подставки для ног.
Мягенький, обитый дорогим сукном диванчик с локотниками, в который проваливаешься, отдаляясь от стекла и затылка водителя. Кузов плавненько покачивается на длиннющих рессорах, даже звука мотора на разгоне, достаточно зычного для сидячих впереди, тут практически не слышно. Должно быть, тем, кто ездил тут в 1939-м, казалось, что теперь-то покой и комфорт обеспечены даже в дороге.
Огромные ВОСЬМЕРКИ 25 июля 1937 года в праздничной и даже помпезной, как положено в имперских государствах, обстановке под девизом «Колеса катятся для победы!» отметили выпуск 25-тысячного «Хорьха» с 8-цилиндровым мотором. Компания производила таких движков больше, ежели неважно какая другая европейская компания. Юбиляром, правда, был не 830-й, а еще более известный Подвескаивный «Хорьх-853». Вобщем, 830-й конструктивно был даже посовременнее знаменитого родственника. На нем еще в 1933-м стали ставить не рядную, а V-образную «восьмерку». При 3,6 л рабочего объема мотор развивал 75 л.с. По сегодняшним временам, естественно, крохи, в первой половине 1930-х – очень внушительно.
В юбилейном для компании Horch 1937-м мотор форсировали до 82 л.с. А на этом экземпляре последняя версия агрегата с 2-мя карбюраторами – 3,8-литровая, 92-сильная.
Движок V8 объемом 3,8 л с 2-мя карбюраторами развивает 92 л.с. Для конца 1930-х – убедительно!Движок V8 объемом 3,8 л с 2-мя карбюраторами развивает 92 л.с. Для конца 1930-х – убедительно!
Ох уж этот утонченный германский инженерный разум! Коробка не достаточно того что четырехступная с синхронизаторами на 2-ой – четвертой скоростях, она еще с планетарным овердрайвом, обеспечивающим в общей трудности восемь передач. Подвески независящие: впереди на поперечной рессоре, сзади на продольных со стабилизатором. Картер главной передачи закреплен к раме, а открытые полуоси – качающиеся. Ну и естественно, тормоза – гидравлические.
Этот шедевр с кузовом пульман-лимузин в конце 1930-х стоил 10 150 рейхсмарок. С чем сопоставить? Пользующийся популярностью, в том числе у нас после войны, BMW-326 обходился в 4450 марок, а Мерседес-бенз 230 с кузовом W 143 (как у Штирлица в кинофильме «Семнадцать мгновений весны») – в 5675 марок.
За руль сажусь с чувством благоговения. Поездить на «Хорьхе» – детская мечта, навеянная фильмами про подпольщиков и разведчиков.
Ровно и низковато урчит мотор. Темный капот с никелированной фигурой глядит на мир строго и даже сердито. Посадка к расслабленности не располагает: руль, левая дверь, рычаг переключения передач плотно окружают с 3-х сторон. А что-то там сзади в салоне? Периодически кажется, что в мой затылок упирается чей-то взор. Так и охото надеть шоферскую фуражку либо даже пилотку и отчеканить: «Яволь!».
Рядом с рычагом коробки – ручка, включающая повышающую передачу. Рядом с рычагом коробки – ручка, включающая повышающую передачу.
Да, тут не расслабишься. Отлично хоть, передачи переключаются просто. Педали очень томные, руль не легче. Тормоза – отдельная песня: гидравлические-то они гидравлические, но замедляют тяжеленную громаду без особенного интереса. На прямой длиннобазный, тяжкий лимузин стоит уверенно. Но чтоб сделать маневр нужно просчитать его заблаговременно и заранее сдвинуть руль в подходящем направлении. Завершая поворот, стоит делать так же – заблаговременно возвратить баранку на место. «Хорьх» реагирует на руление, как будто барственный, сытый лев в зоопарке на экзальтированных зрителей.
Разворачиваюсь на узком пригородном перекрестке: отчаянно кручу тяжеленный руль, соображая – довольно ли увел автомобиль на право, чтоб вписать его в поворот? Попал! Но обладатели таких машин, обычно, даже не представляли, каково ими управлять. У их были другие заботы.
ИЗ ВЕКА В ВЕК ПЕРЕХОДЯ Последние 100 10 830-х собрали в декабре 1940-го. Из их два 10-ка таких пульман-лимузинов, а в главном – шасси для штабных и других армейских автомобилей. Навряд ли кто-то думал, что и рейху, и «Хорьху» жить осталось всего пару лет.
Правда, после войны в Восточной Германии под известной маркой еще некие время выпускали грузовики и даже выстроили несколько приличных легковых авто с символом «Хорьха». Но ни те ни другие серьезно наследниками предвоенных красавчиков числить нельзя. Ну а истинные «Хорьхи» сотками, а может, и тыщами везли в СССР. Накатавшись, высочайшие военные и другие начальники продавали, а то и даровали выходящие из моды на фоне «Побед» и ЗИМов трофейные авто.
Horch 830 BLHorch 830 BL
Позже солдаты-победители и их малыши возили на «хорьхах» доски и картошку, стараясь поддерживать машины на ходу. Рукастые автовладельцы находили шины необыкновенного для СССР размера, приспосабливали российские агрегаты, как могли боролись с неумолимой коррозией. Не стоит сетовать обладателям раритетов за небережное к ним отношение. Та жизнь была совершенно другой, с другими способностями, заботами и ценностями.
Этот «Хорьх -830 BL» на определенном шаге жизни тоже перевоплотился фактически в металлолом. А на то, чтоб он вновь стал работоспособным, шикарным и впечатляющим, как семь десятилетий вспять, у сегодняшнего обладателя ушло практически 10 лет.
Он родился в сумрачные годы расцвета «тысячелетней империи», выжил в самую ужасную войну ХХ века, послужил хозяйственным транПодвескаом и, гордо порыкивая движком и осанисто покачивая кузовом, въехал в новое столетие. Выходит, прожил три жизни.
Подфартило! Как и мне, в конце концов встретившемуся с «Хорьхом»…
Horch 830 BLHorch 830 BL МЛАДШИЙ Посреди РАВНЫХ «Хорьх-830», также версии 830 В и 830 ВК – более малогабаритные и доступные модели в политре компании – выпускали с 1933-го по 1936 год. Автомобиль оснащали 75-сильным движком V8 объемом 3,6 л. С 1935-го строили модернизированный «Хорьх-830 BL» (c длинноватой базой – 3350 мм против прежних 3200 мм), с 1937-го – с 82-сильным движком 3,6 л, с., а с 1938-го – с 92-сильным, объемом 3,8 л. Авто выпускали с закрытыми и открытыми заводскими кузовами и в виде шасси для заказных кузовов. Машин версии 830 BL до 1940 года выстроили около 6200.
Редакция благодарит Эдгара Гасунса за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.
Horch 830 BLПод большими фонарями – звуковые сигналы. Глас – полностью достойный всего остального.
Кожаные сидения – только для обслуги, для владельца – доброкачественное, мягкое сукно.Рядом с рычагом коробки – ручка, включающая повышающую передачу.
В полу выдвижные подставки для ног.Задние боковые стекла можно опустить.
Движок V8 объемом 3,8 л с 2-мя карбюраторами развивает 92 л.с. Для конца 1930-х – убедительно!Horch 830 BL
Horch 830 BLHorch 830 BL