«НО НА ЭМКЕ Рваной И С ОДНИМ НАГАНОМ…»
«НО НА ЭМКЕ Рваной И С ОДНИМ НАГАНОМ…»
Снаружи «эмка» (так либо еще ласковее – «эмочка» называли машину за индекс М – «Молотовец», ГАЗ тогда носил имя В. М. Молотова) очень напоминала «Форд». Но по конструкции русский автомобиль очень от него отличался: передняя подвеска на продольных рессорах, а не на поперечной, движок не V8, а 4-х цилиндровый ГАЗ-М. Агрегат объемом 3,3 л мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин – улучшенный мотор ГАЗ-А – оснастили новым карбюратором и даже автоматом опережения зажигания. Коробка на ГАЗ-М1 была трехступенчатой, а тормоза – механическими. Обычная по конструкции машина слыла очень нетребовательной, крепкой, надежной.
На базе «эмки» делали пикап ГАЗ-М415. В 1941-м начали создание ГАЗ-11-73 с другой отделкой кузова, но главное – шестицилиндровым движком объемом 3,5 л. Мотор ГАЗ-11, сделанный на базе конструкции «Додж-D5», развивал 76 л.с. при 3400 об/мин. После войны версии этого агрегата ставили на ЗИМ (ГАЗ-12), ГАЗ-51, а потом на горьковские грузовики прямо до… 1980-х! На базе шестицилиндровой «эмки» выстроили несколько экземпляров автомобиля с откидным верхом ГАЗ-11-40.
Думая сначала об армии, спроектировали ГАЗ-61 – вариант ГАЗ-11-73 с этим же движком и всеми ведущими колесами. Кроме машин с закрытым кузовом, выпустили несколько вэдовых кабриолетов ГАЗ-61-40 (все – переделанные из ГАЗ-11-40) и около 40 пикапов ГАЗ-61-417.
Вэдовые «эмки» (их выстроили приблизительно 200) офицеры ценили за отменную проходимость. Шофер А. Бучин, возивший маршала Г. Жукова на самых различных машинах, в особенности тепло вспоминал конкретно ГАЗ-61.
Но основными командирскими автомобилями РККА сначала войны служили обыденные ГАЗ-М1, которых на июнь 1941-го в армии насчитывалось около 10,5 тыщи. Кроме офицерской, машина слыла журналистской. Не случаем К.Симонов, прошлый тогда военным корреспондентом, увековечил «эмку» в стихах, строчка из которых стала заголовком этого материала.
Общее создание «эмок» свернули в 1941-м, но в маленьких количествах машины собирали до конца войны, а может быть, и позже. Всего выпустили около 63 тыщ автомобилей. Некие из их работали не одно десятилетие, правда, равномерно обрастая неоригинальными деталями. Сейчас «эмка» в первозданном виде – большая уникальность.